Ход урока
Вступительное слово ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.
Человек и путешествия: Издавна они стоят рядом. Что заставляет человека и в давние времена, и в наши дни, забывания об опасностях, выходить в открытое море, проходить неведомыми тропами, взбираться высоко в поднебесье? Может быть, человека гнала и гонит тяга к знаниям? А может быть просто романтика?
Кто из нас, глядя на карту, не вспоминает о трудах и подвигах многих и многих мореплавателей и путешественников, людей разных стран и эпох, знаменитых и безымянных? Это Ремизов, Дежнев, Атласов, Поярков, Хабаров и т.д.
Итак, наш сегодняшний нетрадиционный урок - клуб путешественников, но клуб не совсем обычный, т.к. мы имеем возможность принимать, ученых и писателей у себя, да и сами будем участвовать в работе клуба.
Начинаем заседание клуба.
Звучит музыкальная заставка к телевизионной передаче "В мире животных".
Тема нашего заседания клуба: "Народы Сибири ХVП века".
Студенты записывают в тетрадь.
Цели: сегодня клуб путешественников предлагает рассмотреть следующие вопросы и попытаться ответить на них:
- Какие политические и экономические цели преследовало царское правительство осваивая Сибирь?
- Мы узнаем, как изменилась жизнь местного населения после освоения русскими людьми сибирских земель.
(Вопросы написаны на доске)
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ. На заседании нашего клуба присутствуют и помогут разобраться во всех вопросах ученые-специалисты, писатель. Они будут нас сопровождать во время путешествий.
Представляются сидящие за столом: историки, географ, археолог, этнограф, писатель, ведущий передачи (напротив каждого стоит табличка).
Каждый студент получает контурную карту Сибири и кроссворд. По ходу урока-путешествия, заполняют их.
Мотивация студентов.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Мы живем на территории Западной Сибири. С этим краем связана судьба ваших родителей, ваша судьба , возможно, судьба ваших детей. Но не все знают: откуда пошло название "Сибирь"
ИСТОРИК 1. Географические названия на карте не всегда понятны. Что означает название огромного края - "Сибирь"?
О его происхождении высказывалось много суждений. В настоящее время наиболее распространены два мнения, две точки зрения. Одни ученые выводят слово "Сибирь" от монгольского "шибир" ("лесная чаща"). Другие связывают слово "Сибирь" с именем "сабиров" - народа, возможно, населявшего лесостепное Прииртышье. Как бы то ни было, но распространение названия "Сибирь" на всю территорию Северной Азии было связано с продвижением русских первооткрывателей за Урал. С чувством гордости за свершение наших предков мы находим на карте имена русских землепроходцев, участников экспедиций, отважных людей.
Из века в век, из века в век
Шел крепкий русский человек
На дальний Север и Восток
Неустрашимо, как поток.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Прежде чем перейдем к новой теме, ребята, ответьте на вопрос:
- В каком году возник г. Сургут?
- Какой царь подписал указ об учреждении г. Сургута?
- Кто возглавил военную экспедицию против хана Кучума?
Студенты отвечают.
Слайд 3: Картина В.Сурикова "Покорение Сибири Ермаком"
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Когда русские изгнали Кучума - путь на Восток был открыт. Сейчас посмотрим небольшой отрывок учебного фильма "История географических открытий" и посмотрим, с чего начинается освоение новых земель в Сибири в ХVП веке.
Отрывок из учебного фильма: "История географических открытий".
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:
- Кто составил первую карту Сибири?
- Что представляло ценность для местных народов?
- О чем был указ Б.Годунова в 1600 году?
- Как назывался первый город в Сибири?
Студенты отвечают.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:
И снова мы обращаемся за помощью к специалистам. Уважаемые ученые! Помогите нам разобраться, какие народы населяли Сибирь?
- Каковы были их обычаи и традиции?
- На какой стадии развития они находились?
ИСТОРИК 2. Когда началось великое движение народа к Уралу и за него, к необъятным просторам Сибири, Дальнего Востока и Аляски? Откуда и кто первым пошел навстречу солнцу?
Хотя ученые накопили немало сведений об этом движении, точных ответов на поставленные вопросы наука пока дать не может.
ГЕОГРАФ. Да, действительно, к ХVI веку в Западной Европе уже многое узнали об Африке, устанавливали торговые связи с Индией и Китаем, а вот Северо-Восток Азии был покрыт тайной, хотя и привлекал своими невиданными богатствами. Попытки англичан добраться в Сибирь морем были неудачны. Даже до устья реки Оби никто из западноевропейских мореплавателей не добирался.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Что же привлекало путешественников?
ИСТОРИК 2. Мне кажется, что для этого было по меньшей мере две причины. Одна - это романтическая, которая заставляет человека, несмотря ни на что, идти вперед и открывать неведомое, ну а вторая - более прозаичная. Ведь тогда говорили, что за "Камнем" (так называли Уральские горы) лежал необъятный край - иди хоть два года и не дойдешь до конца. В этом краю были несметные богатства: много пушного зверя, рыбы, а в Ледовитом океане - невиданные морские животные. Особенно дорого ценились соболиные и песцовые шкурки и моржовые клыки - "рыбий зуб". В то время только богатые и знатные люди могли позволить себе иметь собольи шубы, а из драгоценного моржового клыка делали рукоятки кинжалов и сабель, украшения для царского дворца.
Слайд 4: ЧУМ
Англичанин, Вильям Уокер, рассказывал о трудностях пути на Восток, о пустынных берегах Северных морей. Люди живут среди снегов не в домах, а в чумах - жилищах из оленьих шкур, напоминающих юрту (рисунок чума демонстрируется). Также англичанин поведал о людях, одевающихся в шкуры, поклоняющихся идолам. Он делает вывод о том, что народы Севера ведут странный и дикий образ жизни. Летом плавают на особых лодках - кочах. Заканчивает свое повествование тем, что люди, живущие там, сами похожи на зверей, "но привлекают всех они богатством соболей".
Слайд 5:. К о ч.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:
Давайте еще раз послушаем и посмотрим какие цели преследовало царское правительство посылая экспедиции на восток?
Отрывок из учебного фильма: "История Великих географических открытий"
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:
- Какие экономические цели преследовало царское правительство в Сибири?
- Что тогда было главной ценностью?
- Утратил ли Норильск экономическое значение в наши дни?
СТУДЕНТЫ отвечают
ИСТОРИК 1. Параллельно с задачей освоения Сибири царское правительство пыталось решить и еще одну - избавиться от всякого рода беспокойного, ненадежного в политическом отношении люда, по крайней мере, удалить его от центра государства. Чтобы обезопасить Центральные районы России правительство стало ссылать в сибирские города уголовных преступников, участников народных восстаний.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Но что же представляли собой в действительности народы Севера в далеком ХV?? веке? Какие народы проживали в Сибири?
Самое время обратиться к этнографу.
Слайд 6: Карта Сибири
ЭТНОГРАФ. Прежде всего, выясним, какие народы и где проживали. Обратимся к карте:
По берегам реки Оби и ее притокам жили ханты (учащиеся на контурной карте отмечают места проживания этих народов).
На лесистых склонах Урала жили манси.
В северной тундре родами проживали ненцы, энцы и другие народности.
По берегам Енисея и на восток от Охотского моря жили тунгусы.
В среднем течении Лены жили якуты.
У Ангары и Байкала находился район населения бурят.
В Приморье обирали дауры.
На Камчатке проживали камчадалы.
Таким образом, мы хорошо представляем, кто и где проживал в ХVII веке.
Итак, в ХVП веке на огромной территории, примерно в 13 млн. квадратных километров, проживало очень малочисленное население - менее 300 тысяч человек.
Слайды 7, 8, 910,11, 13: Оленья упряжка, самоеды, аборигены зимой, аборигены летом и т. д.
Можно было проехать на оленьей упряжке несколько тысяч километров, не встретив ни одного селения. Народности, о которых мы только что узнали, жили малыми группами от 100 до 1000 человек.
Посмотрите на рисунки, на которых представлены их занятия: охота, рыболовство, оленеводство, оленеводы и охотники вели кочевой образ жизни.
Слайд 12: Рыболовы, охотники и т. д.
Они были язычниками, т.е. верили во множество богов. Своими покровителями они считали духов воздуха, земли, а также предков, с которыми можно было общаться через шаманов - людей, умных, пользующихся огромным авторитетом у народов Сибири.
Слайд 14: Шаман
Шаманы хорошо знали травы от всех болезней, обладали знаниями по психологии. Под звуки бубна они разыгрывали сцены общения с духами. Шаманы, взимая плату за свои услуги ,были достаточно богатыми людьми и помогали образующейся знати держать в повиновении остальных членов рода и племени.
ИСТОРИК 1. Позвольте подробнее познакомить вас с народами Сибири и Дальнего Востока, с которыми познакомились русские переселенцы, Ненцев в то время называли "самоедами". Когда-то слово "самоеды" ошибочно связывали с людоедством. В настоящее время имеется несколько научных объяснений происхождения этого слова. "Саэемне", т.е. "земля саамов". "Самоеды" кочевали от реки Мезени на Западе до Хатанге на Востоке. Ханты (остяки) и манси (вогулы) жили на среднем Урале. Они занимались охотой, рыболовством и оленеводством. В Восточной Сибири всего 30 тысяч эвенков и эвенов занимали огромную территорию. По среднему течению Лены, среди тайги жили якуты - тюрко-язычный народ, занимавшйся разведением лошадей и крупного рогатого скота. На чукотском полуострове жили чукчи, жившие кочевым оленеводством и промыслом на моржей, тюленей и китов. Морской промысел был основным занятием у эскимосов. На Камчатке обитало около 12 тысяч камчадалов. У них главным продуктом питания была рыба. На юге Восточной Сибири были буряты. Они занимались скотоводством и земледелием. На Амуре дауры занимались земледелием, садоводством.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Выходит, что среди народов Сибири не было единства к ХVII в.?
АРХЕОЛОГ. Да, археологические данные подтверждают вывод о том, что у многих народов происходило разложение первобытнообщинного строя и зарождалось неравенство.
Так, у хантов и манси, т.е. там, где мы с вами сейчас живем, когда пришел сюда Ермак со своими людьми, были уже знатные люди, "князцы". Они владели местами для охоты, рыболовства, им приносили подарки свои соплеменники. Буряты и якуты были на пути к становлению классового общества. А вот на дальнем северо-востоке Сибири, за непроходимой тайгой, в зоне вечной мерзлоты жили совсем изолированные народы, находящиеся на низших ступенях первобытного родового строя. Чукчи и камчадалы не знали железа и изготовляли каменные орудия труда.
Конечно, изолированные, малочисленные народы Сибири сильно отстали в своем развитии от русского народа. Но они были исключительно выносливым, трудолюбивым, прекрасно знали природу. Все они были очень отзывчивы и честны. Вот с таким людьми и пришлось познакомиться в ХVII веке русским первооткрывателям.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Да, пожалуй, их по полному праву можно назвать героями, первых землепроходцев и мореходов. Послушайте мнение коренного сибиряка, известного писателя В.Г.Распутина.
Писатель Распутин В.Г.
Уму не постижимо! Без дорог, двигаясь только по рекам, волоком перетаскивая с воды на воду струги и тяжелые грузы, зимуя в ожидании ледохода в наскоро срубленных избушках в незнакомых местах и среди враждебно настроенного коренного кочевника, страдая от холода, голода, болезней и гнуса, теряя с каждым переходом товарищей и силы, пользуясь не картами и достоверными сведениями, а слухами, не ведая, что ждет их завтра и послезавтра, они шли вперед и вперед, все дальше и дальше на восток.
Вскоре, сюда царское правительство стало переселять преступников, участников крестьянских восстаний и политически неблагонадежных людей, которые, как правило, были образованными людьми.
Это после них появится и зимовье на реках, и остроги, и чертежи, и опыт общения с туземцами, и пашни, и солеварни, - для них же все было впервые. И сейчас, когда каждый шаг и каждое дело сибирских строителей и покорителей мы без запинки называем подвигом, нелишне бы помнить нам и немного представлять, как доставались начальные шаги и дела нашим предкам: Для осознания их изнурительного подвига не хватает воображения.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Ребята, скажите, какие политические цели решало царское правительство, переселяя людей в Сибирь?
СТУДЕНТЫ отвечают.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Однако, говоря о первооткрывателях - героях, мы не забываем о том, что край этот не был диким, нам уже поведали о народах, населявших Сибирь в ХVП веке. Как повлияло на их жизнь приход сюда русских людей? Положительно? Отрицательно? Предлагаю ответить на этот достаточно непростой вопрос.
ЭТНОГРАФ. Скорее для народов Сибири это имело отрицательные последствия. С приходом русских народы Сибири стали жить и развиваться в составе Российского государства. Царь назначал сюда воевод. Всячески обогащаясь, подавляя сопротивление населения военной силой, присланной из Москвы, они приводили в покорность ненцев, эвенков, якутов и другие народности. С коренных жителей собирали налог пушниной - ясак. "Мягкую рухлядь" (так называли пушнину) отправляли в Москву для царского двора. В те далекие времена мех был эквивалентом денег.
Росли доходы государства, но росло и угнетение малых народов. При сборе ясака арестовывали и брали в заложники членов семей.
Царские прислужники применяли телесные наказания за малейшую провинность, побои часто приводили к тяжелым увечьям. Процветало ростовщичество, спекуляция, вымогательство и взятки. Местных жителей превращали в холопов.
Самобытная культура народов Севера и Сибири забывалась и преследовалась. Подводя итоги, считаю, что народы Сибири вряд ли что-либо приобрели, наоборот, их положение резко ухудшилось.
ИСТОРИК 2.
- Да, все это было. Но позвольте с вами не согласиться. Русский народ во многом положительно повлиял на народы Сибири.
- Русские крестьяне перенесли свой опыт пашенного земледелия, научили выращивать пшеницу, ячмень, гречиху, лук, огурцы, свеклу, капусту и т д.
- Русские ремесленники научили малые народы работать пилой, долотом, и другими ранее неизвестными инструментами. Под Нерчинском обнаружили серебро. Коренное население познакомилось с неводом для ловли рыбы и гончарным кругом для изготовления посуды
- Стало развиваться кожевенное производство, деревообработка.
- Началось строительство городов. 20 стали уездными центрами: Тюмень, Тобольск, Томск, Красноярск, Иркутск, Сургут:
- С вхождением в состав Российского государства уменьшились междоусобные войны между местными племенами.
По-моему, малые народы Сибири, все-таки больше взяли, чем потеряли с приходом русских.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:
Назовите плюсы и минусы освоения русскими Сибири для местных народов.
СТУДЕНТЫ отвечают.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Особенность нашего клуба в том, что здесь все могут принять участие и обменяться мнением.
Студенты обмениваются мнениями..
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Тема обширна. Осветить ее на одном уроке невозможно. На следующих уроках мы продолжим разговор.
ИСТОРИК 1. Быть достойными путешественников, сберечь землю и приумножать их труды - вот задача, которую ставит перед нами История.
ВЫВОД: делают учащиеся, записывают в тетрадь.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Сдайте, пожалуйсто, заполненные кроссворды.
Домашнее задание: Контурные карты, над которыми учащиеся работали в классе, дорабатывают дома и на следующем уроке сдают.
ОЦЕНКИ за урок.
Кроссворд
- Люди, с помощью которых народы Севера общались с духами.
- Большие лодки, на которых в ХVП в. открывали новые земли.
- Укрепленные города, основанные в Сибири в ХУП в.
- Отважные путешественники, открывающие новые земли морем.
- Ценный мех, именующийся "мягкая рухлядь".
- Жилища народов Севера из шкур.
- Отважные путешественники, открывающие новые земли.
На этом "Клуб путешественников" заканчивает свою работу.
Звучит музыка к передаче "В мире животных":