Открытый урок "Освоение Сибири"

Разделы: История и обществознание


Ход урока

Вступительное слово ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.

Человек и путешествия: Издавна они стоят рядом. Что заставляет человека и в давние времена, и в наши дни, забывания об опасностях, выходить в открытое море, проходить неведомыми тропами, взбираться высоко в поднебесье? Может быть, человека гнала и гонит тяга к знаниям? А может быть просто романтика?

Кто из нас, глядя на карту, не вспоминает о трудах и подвигах многих и многих мореплавателей и путешественников, людей разных стран и эпох, знаменитых и безымянных? Это Ремизов, Дежнев, Атласов, Поярков, Хабаров и т.д.

Итак, наш сегодняшний нетрадиционный урок - клуб путешественников, но клуб не совсем обычный, т.к. мы имеем возможность принимать, ученых и писателей у себя, да и сами будем участвовать в работе клуба.

Начинаем заседание клуба.

Звучит музыкальная заставка к телевизионной передаче "В мире животных".

Тема нашего заседания клуба: "Народы Сибири ХVП века".

Студенты записывают в тетрадь.

Цели: сегодня клуб путешественников предлагает рассмотреть следующие вопросы и попытаться ответить на них:

  • Какие политические и экономические цели преследовало царское правительство осваивая Сибирь?
  • Мы узнаем, как изменилась жизнь местного населения после освоения русскими людьми сибирских земель.

(Вопросы написаны на доске)

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ. На заседании нашего клуба присутствуют и помогут разобраться во всех вопросах ученые-специалисты, писатель. Они будут нас сопровождать во время путешествий.

Представляются сидящие за столом: историки, географ, археолог, этнограф, писатель, ведущий передачи (напротив каждого стоит табличка).

Каждый студент получает контурную карту Сибири и кроссворд. По ходу урока-путешествия, заполняют их.

Мотивация студентов.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Мы живем на территории Западной Сибири. С этим краем связана судьба ваших родителей, ваша судьба , возможно, судьба ваших детей. Но не все знают: откуда пошло название "Сибирь"

ИСТОРИК 1. Географические названия на карте не всегда понятны. Что означает название огромного края - "Сибирь"?

О его происхождении высказывалось много суждений. В настоящее время наиболее распространены два мнения, две точки зрения. Одни ученые выводят слово "Сибирь" от монгольского "шибир" ("лесная чаща"). Другие связывают слово "Сибирь" с именем "сабиров" - народа, возможно, населявшего лесостепное Прииртышье. Как бы то ни было, но распространение названия "Сибирь" на всю территорию Северной Азии было связано с продвижением русских первооткрывателей за Урал. С чувством гордости за свершение наших предков мы находим на карте имена русских землепроходцев, участников экспедиций, отважных людей.

Из века в век, из века в век
Шел крепкий русский человек
На дальний Север и Восток
Неустрашимо, как поток.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Прежде чем перейдем к новой теме, ребята, ответьте на вопрос:

  1. В каком году возник г. Сургут?
  2. Какой царь подписал указ об учреждении г. Сургута?
  3. Кто возглавил военную экспедицию против хана Кучума?

Студенты отвечают.

Презентация.

Слайд 3: Картина В.Сурикова "Покорение Сибири Ермаком"

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Когда русские изгнали Кучума - путь на Восток был открыт. Сейчас посмотрим небольшой отрывок учебного фильма "История географических открытий" и посмотрим, с чего начинается освоение новых земель в Сибири в ХVП веке.

Отрывок из учебного фильма: "История географических открытий".

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

  1. Кто составил первую карту Сибири?
  2. Что представляло ценность для местных народов?
  3. О чем был указ Б.Годунова в 1600 году?
  4. Как назывался первый город в Сибири?

Студенты отвечают.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

И снова мы обращаемся за помощью к специалистам. Уважаемые ученые! Помогите нам разобраться, какие народы населяли Сибирь?

  1. Каковы были их обычаи и традиции?
  2. На какой стадии развития они находились?

 ИСТОРИК 2. Когда началось великое движение народа к Уралу и за него, к необъятным просторам Сибири, Дальнего Востока и Аляски? Откуда и кто первым пошел навстречу солнцу?

Хотя ученые накопили немало сведений об этом движении, точных ответов на поставленные вопросы наука пока дать не может.

ГЕОГРАФ. Да, действительно, к ХVI веку в Западной Европе уже многое узнали об Африке, устанавливали торговые связи с Индией и Китаем, а вот Северо-Восток Азии был покрыт тайной, хотя и привлекал своими невиданными богатствами. Попытки англичан добраться в Сибирь морем были неудачны. Даже до устья реки Оби никто из западноевропейских мореплавателей не добирался.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Что же привлекало путешественников?

ИСТОРИК 2. Мне кажется, что для этого было по меньшей мере две причины. Одна - это романтическая, которая заставляет человека, несмотря ни на что, идти вперед и открывать неведомое, ну а вторая - более прозаичная. Ведь тогда говорили, что за "Камнем" (так называли Уральские горы) лежал необъятный край - иди хоть два года и не дойдешь до конца. В этом краю были несметные богатства: много пушного зверя, рыбы, а в Ледовитом океане - невиданные морские животные. Особенно дорого ценились соболиные и песцовые шкурки и моржовые клыки - "рыбий зуб". В то время только богатые и знатные люди могли позволить себе иметь собольи шубы, а из драгоценного моржового клыка делали рукоятки кинжалов и сабель, украшения для царского дворца.

Слайд 4: ЧУМ

Англичанин, Вильям Уокер, рассказывал о трудностях пути на Восток, о пустынных берегах Северных морей. Люди живут среди снегов не в домах, а в чумах - жилищах из оленьих шкур, напоминающих юрту (рисунок чума демонстрируется). Также англичанин поведал о людях, одевающихся в шкуры, поклоняющихся идолам. Он делает вывод о том, что народы Севера ведут странный и дикий образ жизни. Летом плавают на особых лодках - кочах. Заканчивает свое повествование тем, что люди, живущие там, сами похожи на зверей, "но привлекают всех они богатством соболей".

Слайд 5:. К о ч.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

Давайте еще раз послушаем и посмотрим какие цели преследовало царское правительство посылая экспедиции на восток?

Отрывок из учебного фильма: "История Великих географических открытий"

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

  1. Какие экономические цели преследовало царское правительство в Сибири?
  2. Что тогда было главной ценностью?
  3. Утратил ли Норильск экономическое значение в наши дни?

СТУДЕНТЫ отвечают

ИСТОРИК 1. Параллельно с задачей освоения Сибири царское правительство пыталось решить и еще одну - избавиться от всякого рода беспокойного, ненадежного в политическом отношении люда, по крайней мере, удалить его от центра государства. Чтобы обезопасить Центральные районы России правительство стало ссылать в сибирские города уголовных преступников, участников народных восстаний.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Но что же представляли собой в действительности народы Севера в далеком ХV?? веке? Какие народы проживали в Сибири?

Самое время обратиться к этнографу.

Слайд 6: Карта Сибири

ЭТНОГРАФ. Прежде всего, выясним, какие народы и где проживали. Обратимся к карте:

По берегам реки Оби и ее притокам жили ханты (учащиеся на контурной карте отмечают места проживания этих народов).

На лесистых склонах Урала жили манси.

В северной тундре родами проживали ненцы, энцы и другие народности.

По берегам Енисея и на восток от Охотского моря жили тунгусы.

В среднем течении Лены жили якуты.

У Ангары и Байкала находился район населения бурят.

В Приморье обирали дауры.

На Камчатке проживали камчадалы.

Таким образом, мы хорошо представляем, кто и где проживал в ХVII веке.

Итак, в ХVП веке на огромной территории, примерно в 13 млн. квадратных километров, проживало очень малочисленное население - менее 300 тысяч человек.

Слайды 7, 8, 910,11, 13: Оленья упряжка, самоеды, аборигены зимой, аборигены летом и т. д.

Можно было проехать на оленьей упряжке несколько тысяч километров, не встретив ни одного селения. Народности, о которых мы только что узнали, жили малыми группами от 100 до 1000 человек.

Посмотрите на рисунки, на которых представлены их занятия: охота, рыболовство, оленеводство, оленеводы и охотники вели кочевой образ жизни.

Слайд 12: Рыболовы, охотники и т. д.

Они были язычниками, т.е. верили во множество богов. Своими покровителями они считали духов воздуха, земли, а также предков, с которыми можно было общаться через шаманов - людей, умных, пользующихся огромным авторитетом у народов Сибири.

Слайд 14: Шаман

Шаманы хорошо знали травы от всех болезней, обладали знаниями по психологии. Под звуки бубна они разыгрывали сцены общения с духами. Шаманы, взимая плату за свои услуги ,были достаточно богатыми людьми и помогали образующейся знати держать в повиновении остальных членов рода и племени.

ИСТОРИК 1. Позвольте подробнее познакомить вас с народами Сибири и Дальнего Востока, с которыми познакомились русские переселенцы, Ненцев в то время называли "самоедами". Когда-то слово "самоеды" ошибочно связывали с людоедством. В настоящее время имеется несколько научных объяснений происхождения этого слова. "Саэемне", т.е. "земля саамов". "Самоеды" кочевали от реки Мезени на Западе до Хатанге на Востоке. Ханты (остяки) и манси (вогулы) жили на среднем Урале. Они занимались охотой, рыболовством и оленеводством. В Восточной Сибири всего 30 тысяч эвенков и эвенов занимали огромную территорию. По среднему течению Лены, среди тайги жили якуты - тюрко-язычный народ, занимавшйся разведением лошадей и крупного рогатого скота. На чукотском полуострове жили чукчи, жившие кочевым оленеводством и промыслом на моржей, тюленей и китов. Морской промысел был основным занятием у эскимосов. На Камчатке обитало около 12 тысяч камчадалов. У них главным продуктом питания была рыба. На юге Восточной Сибири были буряты. Они занимались скотоводством и земледелием. На Амуре дауры занимались земледелием, садоводством.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Выходит, что среди народов Сибири не было единства к ХVII в.?

АРХЕОЛОГ. Да, археологические данные подтверждают вывод о том, что у многих народов происходило разложение первобытнообщинного строя и зарождалось неравенство.

Так, у хантов и манси, т.е. там, где мы с вами сейчас живем, когда пришел сюда Ермак со своими людьми, были уже знатные люди, "князцы". Они владели местами для охоты, рыболовства, им приносили подарки свои соплеменники. Буряты и якуты были на пути к становлению классового общества. А вот на дальнем северо-востоке Сибири, за непроходимой тайгой, в зоне вечной мерзлоты жили совсем изолированные народы, находящиеся на низших ступенях первобытного родового строя. Чукчи и камчадалы не знали железа и изготовляли каменные орудия труда.

Конечно, изолированные, малочисленные народы Сибири сильно отстали в своем развитии от русского народа. Но они были исключительно выносливым, трудолюбивым, прекрасно знали природу. Все они были очень отзывчивы и честны. Вот с таким людьми и пришлось познакомиться в ХVII веке русским первооткрывателям.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Да, пожалуй, их по полному праву можно назвать героями, первых землепроходцев и мореходов. Послушайте мнение коренного сибиряка, известного писателя В.Г.Распутина.

Писатель Распутин В.Г.

Уму не постижимо! Без дорог, двигаясь только по рекам, волоком перетаскивая с воды на воду струги и тяжелые грузы, зимуя в ожидании ледохода в наскоро срубленных избушках в незнакомых местах и среди враждебно настроенного коренного кочевника, страдая от холода, голода, болезней и гнуса, теряя с каждым переходом товарищей и силы, пользуясь не картами и достоверными сведениями, а слухами, не ведая, что ждет их завтра и послезавтра, они шли вперед и вперед, все дальше и дальше на восток.

Вскоре, сюда царское правительство стало переселять преступников, участников крестьянских восстаний и политически неблагонадежных людей, которые, как правило, были образованными людьми.

Это после них появится и зимовье на реках, и остроги, и чертежи, и опыт общения с туземцами, и пашни, и солеварни, - для них же все было впервые. И сейчас, когда каждый шаг и каждое дело сибирских строителей и покорителей мы без запинки называем подвигом, нелишне бы помнить нам и немного представлять, как доставались начальные шаги и дела нашим предкам: Для осознания их изнурительного подвига не хватает воображения.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Ребята, скажите, какие политические цели решало царское правительство, переселяя людей в Сибирь?

СТУДЕНТЫ отвечают.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Однако, говоря о первооткрывателях - героях, мы не забываем о том, что край этот не был диким, нам уже поведали о народах, населявших Сибирь в ХVП веке. Как повлияло на их жизнь приход сюда русских людей? Положительно? Отрицательно? Предлагаю ответить на этот достаточно непростой вопрос.

ЭТНОГРАФ. Скорее для народов Сибири это имело отрицательные последствия. С приходом русских народы Сибири стали жить и развиваться в составе Российского государства. Царь назначал сюда воевод. Всячески обогащаясь, подавляя сопротивление населения военной силой, присланной из Москвы, они приводили в покорность ненцев, эвенков, якутов и другие народности. С коренных жителей собирали налог пушниной - ясак. "Мягкую рухлядь" (так называли пушнину) отправляли в Москву для царского двора. В те далекие времена мех был эквивалентом денег.

Росли доходы государства, но росло и угнетение малых народов. При сборе ясака арестовывали и брали в заложники членов семей.

Царские прислужники применяли телесные наказания за малейшую провинность, побои часто приводили к тяжелым увечьям. Процветало ростовщичество, спекуляция, вымогательство и взятки. Местных жителей превращали в холопов.

Самобытная культура народов Севера и Сибири забывалась и преследовалась. Подводя итоги, считаю, что народы Сибири вряд ли что-либо приобрели, наоборот, их положение резко ухудшилось.

ИСТОРИК 2.

  1. Да, все это было. Но позвольте с вами не согласиться. Русский народ во многом положительно повлиял на народы Сибири.
  2. Русские крестьяне перенесли свой опыт пашенного земледелия, научили выращивать пшеницу, ячмень, гречиху, лук, огурцы, свеклу, капусту и т д.
  3. Русские ремесленники научили малые народы работать пилой, долотом, и другими ранее неизвестными инструментами. Под Нерчинском обнаружили серебро. Коренное население познакомилось с неводом для ловли рыбы и гончарным кругом для изготовления посуды
  4. Стало развиваться кожевенное производство, деревообработка.
  5. Началось строительство городов. 20 стали уездными центрами: Тюмень, Тобольск, Томск, Красноярск, Иркутск, Сургут:
  6. С вхождением в состав Российского государства уменьшились междоусобные войны между местными племенами.

По-моему, малые народы Сибири, все-таки больше взяли, чем потеряли с приходом русских.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

Назовите плюсы и минусы освоения русскими Сибири для местных народов.

СТУДЕНТЫ отвечают.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Особенность нашего клуба в том, что здесь все могут принять участие и обменяться мнением.

Студенты обмениваются мнениями..

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Тема обширна. Осветить ее на одном уроке невозможно. На следующих уроках мы продолжим разговор.

ИСТОРИК 1. Быть достойными путешественников, сберечь землю и приумножать их труды - вот задача, которую ставит перед нами История.

ВЫВОД: делают учащиеся, записывают в тетрадь.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Сдайте, пожалуйсто, заполненные кроссворды.

Домашнее задание: Контурные карты, над которыми учащиеся работали в классе, дорабатывают дома и на следующем уроке сдают.

ОЦЕНКИ за урок.

Кроссворд

  1. Люди, с помощью которых народы Севера общались с духами.
  2. Большие лодки, на которых в ХVП в. открывали новые земли.
  3. Укрепленные города, основанные в Сибири в ХУП в.
  4. Отважные путешественники, открывающие новые земли морем.
  5. Ценный мех, именующийся "мягкая рухлядь".
  6. Жилища народов Севера из шкур.
  7. Отважные путешественники, открывающие новые земли.

На этом "Клуб путешественников" заканчивает свою работу.

Звучит музыка к передаче "В мире животных": 

Приложение.