Введение
Современные образовательные учреждения становятся все более сложной системой, им приходится действовать в изменяющемся мире, предъявляющем к ней возрастающие требования. Решение стоящих перед ними задач зависит, с одной стороны, от адекватного понимания и описания функционирующей системы управления, а с другой - от внедрения в практику новейших научно-педагогических технологий и достижений в области управления.
Одно из центральных мест в процессе решения многих задач, стоящих перед современным образовательным учреждением, принадлежит человеку - заместителю руководителя, которому приходится сталкиваться с возрастающей сложностью новых задач и нести все большую ответственность за принятые решения и конечные результаты. Это касается руководителей в овладение ими теоретических и практических основ управления и его важнейшей функции - педагогического анализа.
Аналитическая работа заместителя директора 1 ступени как одно из направлений по созданию образовательной среды в начальной школе.
В условиях изменения приоритетов целей образования, когда на первый план выдвигается его развивающая функция, управление образовательным процессом предполагает поиск путей обновления образовательной практики на основе внедрения демократических и гуманистических начал, развития инициативы и творческого потенциала учителя начальных классов, целостной личности младшего школьника. Деятельность заместителя директора направляется на создание адаптивной образовательной среды, которая включает в себя следующие направления его деятельности:
В работе остановимся на информационно-аналитическая деятельности. Аналитическая работа - деятельность по выяснению состояния изучаемого предмета, основанная на сравнении и направленная на обеспечение адекватных управленческих действий.
В моей аналитической работе используются следующие виды анализа:
Методический инструмент анализа
1. Оценить полноту и глубину итогов работы за предыдущий учебный год.
Полнота
1. Анализ основных направлений в работе:
- повышение квалификации;
- самообразование;
- эффективность всех форм комплексной методической работы, в том числе результативность заседаний МО;
- изучение и обобщение опыта;
- изучение состояния преподавания и ЗУН учащихся;
- работа с молодыми учителями;
- внеклассная воспитательная работа по предмету;
- развитие кабинетной системы.
2. Всесторонность анализа:
- оценка состояния методической работы;
- внедрение в практику достижений науки и передового опыта;
- результативность мероприятий по повышению методических знаний учителей;
- возможные недостатки в организации и проведении методической работы.
Глубина
1. Оценка достигнутых результатов, в том числе оценка результатов в решении задач методической помощи за предыдущий учебный период.
2. Выявление причинно-следственных связей в ходе анализа:
- общая характеристика итогов работы;
- определение факторов, оказавших положительное или отрицательное влияние на постановку методической работы;
- выявление причин возникновения факторов, положительно или отрицательно влияющих на осуществление различных направлений в методической работе.
2. Определить степень обоснованности постановки задач методической работы на год:
- вытекают ли задачи из анализа результатов работы;
- конкретные ли они, реально ли их решение в течение одного учебного года, возможно ли проконтролировать и оценить их выполнение;
- соблюдается ли преемственность в постановке задач.
3. Оценить качество и содержание работы:
- соответствие системы мер по повышению квалификации педагогических кадров поставленным задачам;
- наличие единства, научно-теоретической и методической подготовки в работе с кадрами;
- наличие связи самообразования педагогических кадров с коллективными формами методической работы;
- соответствие структуры плана за прошедший год рекомендациям.
4. Составление справки по анализу:
- общая характеристика плана;
- достоинства и недостатки по всем направлениям;
- оценка того, что этому способствовало.
Практика реализации функции педагогического анализа в деятельности заместителя руководителя 1 ступени в образовательном учреждении
На основе изучения и обобщения исследований по вопросам теоретических и практических основ управления, в образовательном учреждении используется технология, содержащая 5 компонентов:
1) в основании расположена познавательная, аналитическая деятельность, которая пронизывает все уровни (циклы) лежащие выше, последовательно продвигаясь от эмпирического познания до теоретического и затем к практике;
2) конструктивная деятельность в основе, которой лежит проектирование поведения управляющей и управляемой систем. Это мысленная сознательная, целенаправленная, планируемая деятельность по проектированию сочетания и соответствия нормам всех составляющих образовательного процесса;
3) организаторская деятельность - создание условий для познавательного, конструктивного и коммуникативного видов управления.
4) педагогическая коммуникация - в процессе общения обеспечивает единство действий всех субъектов образовательного процесса, их объединение, упорядочивание их целенаправленной деятельности, в результате чего достигается взаимопонимание, согласованность действий, что способствует оптимизации образовательного и управленческого процессов;
5) контроль и оценка результата, коррекция, сопоставление с нормой.
Каждый последующий управленческий цикл выстраивается в результате процессного подхода, содержанием которого является реализация взаимосвязанных последовательно-параллельных, аналитически- перманентных процессов. На начальном эмпирическом цикле идет сбор информации, ее отбор для исследования, обработка путем наблюдений, работа с документами. Педагогический анализ на этом цикле использует данные обоснованной оперативной информации и контроля.
Следующий уровень педагогического анализа позволяет руководителю обосновывать цели последующего анализа, реализация которых позволяет подойти к формулированию целей по достижению желаемого результата, его качества и срока. При этом необходимо стремиться к тому, что бы цели были диагностичны, основывались на личностно - ориентированном подходе к педагогам и обучающимся.
Таким образом, аналитическая деятельность, на мой взгляд, сводится к мониторинговой деятельности зам.директора по УВР, которая включает в себя все вышеперечисленные функции и этапы педагогического анализа. В своей мониторинговой работе я использую следующие направления педагогического анализа:
- Анализ качества преподавания
- Анализ выполнения образовательных программ и государственных стандартов
- Анализ активных форм и методов обучения
- Анализ соблюдения норм оценки знаний, умений и навыков учащихся
- Анализ типичных пробелов в знаниях учащихся и их причины
- Анализ уровня компьютерной грамотности учащихся, степень развития познавательных интересов
- Анализ уровня воспитанности школьников
- Анализ состояние и качество методической работы
- Анализ эффективности работы с родителями и общественностью
- Анализ состояния здоровья школьников и санитарно-гигиенической культуры
- Состояние анализа итогов учебного года
- Анализа промежуточной и итоговой информации о результатах образовательного процесса по классам, параллелям, предметам
- Глубина и аргументированность анализа состояния образовательного процесса.
Весь учебный год проводится аналитическая работа по этим направлениям. Результаты этой работы отражаются в аналитических справках и в конце года на основе полученного анализа ставятся цели и задачи на следующий учебный год.
Заключение
В заключении хотелось бы привести таблицу № 1 "Эффективность аналитической деятельности заместителя директора", которую я использую для самоанализа эффективности своей аналитической деятельности.
Таблица № 1"Эффективность аналитической деятельности заместителя директора"
Деятельность | Показатель аналитической деятельности | Уровень проявления |
Информационно-аналитическая | Анализ качества преподавания - соответствие профессиональной подготовки учителей требованиям развивающейся школы | 3 |
Анализ выполнения образовательных программ и государственных стандартов | 4 | |
Использование и анализ активных форм и методов обучения | 3 | |
Анализ соблюдения норм оценки знаний, умений и навыков учащихся | 4 | |
Анализ типичных пробелов в знаниях учащихся и их причины | 4 | |
Анализ уровня компьютерной грамотности учащихся, степень развития познавательных интересов | 3 | |
Анализ уровня воспитанности школьников | 2 | |
Анализ состояние и качество методической работы | 4 | |
Анализ эффективности работы с родителями и общественностью | 3 | |
Анализ состояния здоровья школьников и санитарно-гигиеническая культура | 0 | |
Состояние получения и анализа промежуточной и итоговой информации о результатах образовательного процесса по классам, параллелям, предметам | 4 | |
Оперативность обработки информационных потоков | 3 | |
Оптимальность форма сбора, учёта и хранения информации | 4 | |
Участие учителей-предметников среднего звена, председателей МО в сборе информации и её анализе | 3 | |
Глубина и аргументированность анализа состояния образовательного процесса | 3 | |
Состояние анализа итогов учебного года | 4 | |
Степень конкретности рекомендаций по устранению обнаруженных недостатков | 3 | |
Итого- 18 показателей | 54 | |
Кэ=54 Х 100%=75% - аналитическая
деятельность оптимальна 72 |
||
Если показатель, характеризующий
деятельность проявляется: всегда, то оценивается
в 4 балла; часто- в 3 балла; редко - в 2 балла; иногда
- 1 балл; никогда - 0 баллов. Бальная оценка каждого показателя даёт возможность подсчитать коэффициент эффективности аналитической деятельности по формуле: Кэ= фактическое количество баллов Х 100% максимальное количество баллов если коэффициент эффективности составляет 100-75% - деятельность оптимальна, 74-50% - деятельность осуществляется на допустимом уровне, 49-25% - уровень деятельности критический, ниже 24 % - уровень деятельности недопустимый |
Эта таблица наглядно показывает, что эффективность аналитической деятельности заместителя директора напрямую зависит от сочетания использования теоретических знаний о месте, роли и функции педагогического анализа, его практического отражения в планировании и системе внутришкольного контроля. Как аналитическая деятельность строится на целях и объектах планирования, так и система внутришкольного контроля вытекает из анализа работы заместителя директора по УВР. Такая взаимосвязанная система не позволяет усомниться в том, что аналитическая деятельность позволяет: системно получать сведения; сравнивать результаты образовательного процесса; видеть общую динамику усвоения базисного компонента знаний, умений и навыков учащихся; продвигать в обучении каждого из них; оперативно, в случае необходимости, принимать адекватные меры, организовывать своевременную, востребованную помощь педагогам и детям; совместно планировать на основе объективных данных пути преодоления и предупреждения возможных пробелов в знаниях; осуществлять перспективное и текущее планирование; обеспечивать его гибкость; с учётом особенностей школы вести освоение прогрессивных образовательно-воспитательных технологий; разрабатывать школьный компонент начального образования.
То есть аналитическая деятельность заместителя директора представляет собой "двигатель" прогресса и развития всего образовательного процесса в современном образовательном учреждении. А эффективность этого процесса напрямую зависит от владения техникой педагогического анализа заместителем директора по УВР 1 ступени общего образования.
Список используемой литературы.
- Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. - М., 1997.
- Управление качеством образования / Под ред. М.М. Поташника. - М., 2000.
- Управление школой: теоретические основы и методы: Учебное пособие / Под ред. В.С. Лазарева. - М., 1997.
- Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. - М., 1993
- Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред. Т.И.Шамовой.-М., 1991.
- Менеджмент в управлении школой / Под ред. Т.И.Шамовой. - М., 1992.
- Управление современной школой: Пособие для директора школы / Под ред. М.М. Поташника. - М., 1992.
- Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. М.: Центр "Педагогический поиск", 2000.
- Щербакова Т.В. Педагогическое наследие Юрия Анатольевича Конаржевского. Начальная школа до и после 7/03
- www.pippko.ru О.В. Александрова, Е.А. Григорьева.Методические рекомендации по организации проведению мониторинга качества повышения квалификации.
- Ольвинова Л.А. Аналитическая деятельность завуча//Завуч. 2003.№3. С.5-25.
- Скопова Г.Н., Каранова Т.С. Организация внутришкольного контроля// Завуч. 2005 №3. С.25-30.
- Агалакова Е.А.Технология деятельности заместителя директора школы по управлению образовательным процессом в начальных классах// Завуч начальной школы. 2001. №3. С.45-52.
- Сборник практических материалов для заместителей директоров школ по учебно-воспитательной работе(начальные классы) - М., 2001
- Ромадина Л.П. Справочник завуча организационно-методические и психолого-педагогические материалы М, 2001
- 16.Цыганков В.А. Педагогический анализ в управлении педагогическим процессом. sga-novosib@ngs.ru
- Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и
- управление школой. - М., 1986.
- Пекарских Н.И. Эффективное планирование - залог успешного руководство образовательным процессом./ Методическая разработка. Томск, 2006.
- Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. /под ред. В. А. Сластенина: в 2 ч. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.