Аналитическая деятельность заместителя директора 1-й ступени

Разделы: Администрирование школы


Введение

Современные образовательные учреждения становятся все более сложной системой, им приходится действовать в изменяющемся мире, предъявляющем к ней возрастающие требования. Решение стоящих перед ними задач зависит, с одной стороны, от адекватного понимания и описания функционирующей системы управления, а с другой - от внедрения в практику новейших научно-педагогических технологий и достижений в области управления.

Одно из центральных мест в процессе решения многих задач, стоящих перед современным образовательным учреждением, принадлежит человеку - заместителю руководителя, которому приходится сталкиваться с возрастающей сложностью новых задач и нести все большую ответственность за принятые решения и конечные результаты. Это касается руководителей в овладение ими теоретических и практических основ управления и его важнейшей функции - педагогического анализа.

Аналитическая работа заместителя директора 1 ступени как одно из направлений по созданию образовательной среды в начальной школе.

В условиях изменения приоритетов целей образования, когда на первый план выдвигается его развивающая функция, управление образовательным процессом предполагает поиск путей обновления образовательной практики на основе внедрения демократических и гуманистических начал, развития инициативы и творческого потенциала учителя начальных классов, целостной личности младшего школьника. Деятельность заместителя директора направляется на создание адаптивной образовательной среды, которая включает в себя следующие направления его деятельности:

В работе остановимся на информационно-аналитическая деятельности. Аналитическая работа - деятельность по выяснению состояния изучаемого предмета, основанная на сравнении и направленная на обеспечение адекватных управленческих действий.

В моей аналитической работе используются следующие виды анализа:

Методический инструмент анализа

1. Оценить полноту и глубину итогов работы за предыдущий учебный год.

Полнота

1. Анализ основных направлений в работе:

  • повышение квалификации;
  • самообразование;
  • эффективность всех форм комплексной методической работы, в том числе результативность заседаний МО;
  • изучение и обобщение опыта;
  • изучение состояния преподавания и ЗУН учащихся;
  • работа с молодыми учителями;
  • внеклассная воспитательная работа по предмету;
  • развитие кабинетной системы.

2. Всесторонность анализа:

  • оценка состояния методической работы;
  • внедрение в практику достижений науки и передового опыта;
  • результативность мероприятий по повышению методических знаний учителей;
  • возможные недостатки в организации и проведении методической работы.

Глубина

1. Оценка достигнутых результатов, в том числе оценка результатов в решении задач методической помощи за предыдущий учебный период.

2. Выявление  причинно-следственных связей в ходе анализа:

  • общая характеристика итогов работы;
  • определение факторов, оказавших положительное или отрицательное влияние на постановку методической работы;
  • выявление причин возникновения факторов, положительно или отрицательно влияющих на осуществление различных направлений в методической работе.

2. Определить степень обоснованности постановки задач методической работы на год:

  • вытекают ли задачи из анализа результатов работы;
  • конкретные ли они, реально ли их решение в течение одного учебного года, возможно ли проконтролировать и оценить их выполнение;
  • соблюдается ли преемственность в постановке задач.

3. Оценить качество и содержание работы:

  • соответствие системы мер по повышению квалификации педагогических кадров поставленным задачам;
  • наличие единства, научно-теоретической и методической подготовки в работе с кадрами;
  • наличие связи самообразования педагогических кадров с коллективными формами методической работы;
  • соответствие структуры плана за прошедший год рекомендациям.

4. Составление справки по анализу:

  • общая характеристика плана;
  • достоинства и недостатки по всем направлениям;
  • оценка того, что этому способствовало.

Практика реализации функции педагогического анализа в деятельности заместителя руководителя 1 ступени в образовательном учреждении

На основе изучения и обобщения исследований по вопросам теоретических и практических основ управления, в образовательном учреждении используется технология, содержащая 5 компонентов:

1) в основании расположена познавательная, аналитическая деятельность, которая пронизывает все уровни (циклы) лежащие выше, последовательно продвигаясь от эмпирического познания до теоретического и затем к практике;

2) конструктивная деятельность в основе, которой лежит проектирование поведения управляющей и управляемой систем. Это мысленная сознательная, целенаправленная, планируемая деятельность по проектированию сочетания и соответствия нормам всех составляющих образовательного процесса;

3) организаторская деятельность - создание условий для познавательного, конструктивного и коммуникативного видов управления.

4) педагогическая коммуникация - в процессе общения обеспечивает единство действий всех субъектов образовательного процесса, их объединение, упорядочивание их целенаправленной деятельности, в результате чего достигается взаимопонимание, согласованность действий, что способствует оптимизации образовательного и управленческого процессов;

5) контроль и оценка результата, коррекция, сопоставление с нормой.

Каждый последующий управленческий цикл выстраивается в результате процессного подхода, содержанием которого является реализация взаимосвязанных последовательно-параллельных, аналитически- перманентных процессов. На начальном эмпирическом цикле идет сбор информации, ее отбор для исследования, обработка путем наблюдений, работа с документами. Педагогический анализ на этом цикле использует данные обоснованной оперативной информации и контроля.

Следующий уровень педагогического анализа позволяет руководителю обосновывать цели последующего анализа, реализация которых позволяет подойти к формулированию целей по достижению желаемого результата, его качества и срока. При этом необходимо стремиться к тому, что бы цели были диагностичны, основывались на личностно - ориентированном подходе к педагогам и обучающимся.

Таким образом, аналитическая деятельность, на мой взгляд, сводится к мониторинговой деятельности зам.директора по УВР, которая включает в себя все вышеперечисленные функции и этапы педагогического анализа. В своей мониторинговой работе я использую следующие направления педагогического анализа:

  • Анализ качества преподавания
  • Анализ выполнения образовательных программ и государственных стандартов
  • Анализ активных форм и методов обучения
  • Анализ соблюдения норм оценки знаний, умений и навыков учащихся
  • Анализ типичных пробелов в знаниях учащихся и их причины
  • Анализ уровня компьютерной грамотности учащихся, степень развития познавательных интересов
  • Анализ уровня воспитанности школьников
  • Анализ состояние и качество методической работы
  • Анализ эффективности работы с родителями и общественностью
  • Анализ состояния здоровья школьников и санитарно-гигиенической культуры
  • Состояние анализа итогов учебного года
  • Анализа промежуточной и итоговой информации о результатах образовательного процесса по классам, параллелям, предметам
  • Глубина и аргументированность анализа состояния образовательного процесса.

Весь учебный год проводится аналитическая работа по этим направлениям. Результаты этой работы отражаются в аналитических справках и в конце года на основе полученного анализа ставятся цели и задачи на следующий учебный год.

Заключение

В заключении хотелось бы привести таблицу № 1 "Эффективность аналитической деятельности заместителя директора", которую я использую для самоанализа эффективности своей аналитической деятельности.

Таблица № 1"Эффективность аналитической деятельности заместителя директора"

Деятельность Показатель аналитической деятельности Уровень проявления
Информационно-аналитическая Анализ качества преподавания - соответствие профессиональной подготовки учителей требованиям развивающейся школы 3
Анализ выполнения образовательных программ и государственных стандартов 4
Использование и анализ активных форм и методов обучения 3
Анализ соблюдения норм оценки знаний, умений и навыков учащихся 4
Анализ типичных пробелов в знаниях учащихся и их причины 4
Анализ уровня компьютерной грамотности учащихся, степень развития познавательных интересов 3
Анализ уровня воспитанности школьников 2
Анализ состояние и качество методической работы 4
Анализ эффективности работы с родителями и общественностью 3
Анализ состояния здоровья школьников и санитарно-гигиеническая культура 0
Состояние получения и анализа промежуточной и итоговой информации о результатах образовательного процесса по классам, параллелям, предметам 4
Оперативность обработки информационных потоков 3
Оптимальность форма сбора, учёта и хранения информации 4
Участие учителей-предметников среднего звена, председателей МО в сборе информации и её анализе 3
Глубина и аргументированность анализа состояния образовательного процесса 3
Состояние анализа итогов учебного года 4
Степень конкретности рекомендаций по устранению обнаруженных недостатков 3
Итого- 18 показателей 54
Кэ=54 Х 100%=75% - аналитическая деятельность оптимальна

72

Если показатель, характеризующий деятельность проявляется: всегда, то оценивается в 4 балла; часто- в 3 балла; редко - в 2 балла; иногда - 1 балл; никогда - 0 баллов.

Бальная оценка каждого показателя даёт возможность подсчитать коэффициент эффективности аналитической деятельности по формуле:

Кэ= фактическое количество баллов Х 100%

максимальное количество баллов

если коэффициент эффективности составляет 100-75% - деятельность оптимальна,

74-50% - деятельность осуществляется на допустимом уровне,

49-25% - уровень деятельности критический,

ниже 24 % - уровень деятельности недопустимый

Эта таблица наглядно показывает, что эффективность аналитической деятельности заместителя директора напрямую зависит от сочетания использования теоретических знаний о месте, роли и функции педагогического анализа, его практического отражения в планировании и системе внутришкольного контроля. Как аналитическая деятельность строится на целях и объектах планирования, так и система внутришкольного контроля вытекает из анализа работы заместителя директора по УВР. Такая взаимосвязанная система не позволяет усомниться в том, что аналитическая деятельность позволяет: системно получать сведения; сравнивать результаты образовательного процесса; видеть общую динамику усвоения базисного компонента знаний, умений и навыков учащихся; продвигать в обучении каждого из них; оперативно, в случае необходимости, принимать адекватные меры, организовывать своевременную, востребованную помощь педагогам и детям; совместно планировать на основе объективных данных пути преодоления и предупреждения возможных пробелов в знаниях; осуществлять перспективное и текущее планирование; обеспечивать его гибкость; с учётом особенностей школы вести освоение прогрессивных образовательно-воспитательных технологий; разрабатывать школьный компонент начального образования.

То есть аналитическая деятельность заместителя директора представляет собой "двигатель" прогресса и развития всего образовательного процесса в современном образовательном учреждении. А эффективность этого процесса напрямую зависит от владения техникой педагогического анализа заместителем директора по УВР 1 ступени общего образования.

Список используемой литературы.

  1. Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. - М., 1997.
  2. Управление качеством образования / Под ред. М.М. Поташника. - М., 2000.
  3. Управление школой: теоретические основы и методы: Учебное пособие / Под ред. В.С. Лазарева. - М., 1997.
  4. Конаржевский Ю.А. Внутришкольный менеджмент. - М., 1993
  5. Внутришкольное управление: Вопросы теории и практики / Под ред. Т.И.Шамовой.-М., 1991.
  6. Менеджмент в управлении школой / Под ред. Т.И.Шамовой. - М., 1992.
  7. Управление современной школой: Пособие для директора школы / Под ред. М.М. Поташника. - М., 1992.
  8. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. М.: Центр "Педагогический поиск", 2000.
  9. Щербакова Т.В. Педагогическое наследие Юрия Анатольевича Конаржевского. Начальная школа до и после 7/03
  10. www.pippko.ru О.В. Александрова, Е.А. Григорьева.Методические рекомендации по организации проведению мониторинга качества повышения квалификации.
  11. Ольвинова Л.А. Аналитическая деятельность завуча//Завуч. 2003.№3. С.5-25.
  12. Скопова Г.Н., Каранова Т.С. Организация внутришкольного контроля// Завуч. 2005 №3. С.25-30.
  13. Агалакова Е.А.Технология деятельности заместителя директора школы по управлению образовательным процессом в начальных классах// Завуч начальной школы. 2001. №3. С.45-52.
  14. Сборник практических материалов для заместителей директоров школ по учебно-воспитательной работе(начальные классы) - М., 2001
  15. Ромадина Л.П. Справочник завуча организационно-методические и психолого-педагогические материалы М, 2001
  16. 16.Цыганков В.А. Педагогический анализ в управлении педагогическим процессом. sga-novosib@ngs.ru
  17. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и
  18. управление школой. - М., 1986.
  19. Пекарских Н.И. Эффективное планирование - залог успешного руководство образовательным процессом./ Методическая разработка. Томск, 2006.
  20. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. /под ред. В. А. Сластенина: в 2 ч. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002.