Цели урока:
Форма обучения: работа в группах.
Оборудование: карточки для устного счёта, плакат с заданиями для математического лото, карточки с ответами для лото, карточки с заданиями на построение графиков, диаграмм, задания с ребусами на альбомных листах, жетоны трёх цветов.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Устный счет.
- На доске написано название урока "Малый математический:". Чтобы узнать третье слово в названии урока, вы ребята, должны решить предлагаемые примеры устно. Данное задание - зашифрованное, поэтому, решив пример, вы можете узнать нужную букву этого слова при помощи рисунка.
-0.5*60*0.3=
4*(-5.2)*(-2.5)=
-0.1*80*0.5=
-9+14=
-44-45=
-18-31-12=
-9-(-40)=
-187:11=
-Мы получили слово " вернисаж". Кто может объяснить значение этого слова?
(Правильный ответ: вернисаж- это торжественное открытие художественной выставки.)
Консультанты и их помощники наблюдатели оценивают участие членов группы в устном счёте, выдавая жетоны соответствующего цвета.
-Сегодня на уроке мы с вами будем рисовать картины, и в конце урока состоится открытие нашей "художественной" выставки, только картины наши будут математические.
На доске вы видите задание, состоящее из 6 примеров. Вы должны решить примеры, содержащие степень. Скажите, как найти значение степени: 3 во 2 степени, 2 в 4 степени?
Ученики решают примеры, первые три примера они комментируют, последние три решают самостоятельно. По мере решения заполняют таблицу, закрывая решения карточками с верными ответами.
48 : 2 | (-5) * 3 | 4 * 3 |
34 - 90 | 6 + (-8) | 25 * 5 |
-Данное задание- это математическое лото, перевернув карточки с ответами, вы получите нашу первую картину.
Первая картина- это график движения, по оси х отмечено время движения в часах, по оси у - расстояние в километрах.
-Консультанты оцените работу учеников в группе.
3. Составление рассказа.
-Составьте рассказ по данному графику и запишите в тетрадь.
Будем заслушивать два первых составленных рассказа.
4. Тестовое задание.
-Используя график, ответьте на вопросы.
1) Через сколько часов после выхода из дома туристы были на расстоянии 7 км от дома?
А)2.5 ч, Б) 2 ч, В) 7 ч 45 мин.
2) Сколько часов длился отдых?
А) 2 ч, Б) 1 ч, В) 4 ч.
3) На каком расстоянии от дома были туристы в 5 часов после выхода из дома?
А) 6 км, Б) 9 км, В) 10 км.
4) Сколько времени ребята потратили на обратный путь?
А) 2 ч, Б) 1 ч, В) 3 ч .
(Ответ : АВБВБВ)
Перед тем как будет озвучен ответ, консультанты проверяют результаты этого задания у членов группы, выдают жетоны.
5. Построение графиков, диаграмм.
-А сейчас каждая группа получит задание на построение графика или диаграммы. Каждый ученик выполняет построения на альбомном листе, затем графики и диаграммы вывешиваются на доске (после проверки консультантом или учителем).
Задание для 1 группы.
Постройте столбчатую диаграмму распределения осадков в Новосибирске за 6 месяцев.
Январь- 8.5 см, февраль- 6.5 см, март- 5.2 см, апрель- 5.8 см, май- 9.1 см, июнь- 14.3 см.
Задание для 2 группы.
Постройте график изменения температуры воздуха по таблице:
Время, ч. | 0 | 2 | 4 | 6 | 8 | 10 |
Температура | -3 | -4 | -6 | -5 | -2 | 2 |
Задание для 3 группы.
Постройте график зависимости высоты сосны от её возраста.
Возраст сосны в годах | 0 | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Высота в метрах | 0 | 3,5 | 6 | 9,5 | 13 | 16 |
Задание для 4 группы.
Постройте график движения автомобиля по таблице.
Расстояние от города в км | 0 | 45 | 90 | 150 | 210 | 270 |
Время суток в часах | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Для ребят, которые выполнили построения раньше других, предлагается дополнительное задание.
Постройте круговую диаграмму занятости учащихся 6 класса в спортивных секциях.
Секции | Волейбольная | Баскетбольная | Секция настольного тенниса | Лыжная | Лёгкой атлетики |
Количество учащихся | 5 | 6 | 4 | 3 | 6 |
6. Расшифровывание ребусов.
-Каждая группа зашифровала в виде ребуса слова для другой группы (это было домашним заданием). Расшифровав их, вы узнаете, что мы будем повторять на следующих уроках. (Слова: делитель, кратное, признак, разложение.)
После выполнения данного задания, ребусы помещаются на доске и объявляется торжественное открытие "художественной" выставки.
7. Подведение итогов урока.
Итоги подводят консультанты и их помощники, оценивая работу каждого ученика в группе по наличию жетонов. Учитель, при необходимости, корректирует оценки. По количеству красных жетонов определяется команда победительница
8. Домашнее задание
Составить задание аналогичное заданию 2.