По-прежнему актуальной, несмотря на свою изученность, остается проблема подготовки детей к школе.
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят перемены. На первый план выступает проблема своевременной и качественной подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе. В связи с тем, что большой процент детей не посещает ДОУ, возникает необходимость создать систему образования детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе.
Можно выделить главные цели предшкольной подготовки. Это:
- сформировать выраженную внутреннюю учебную мотивацию,
- повысить уровень речевого развития и сенсомоторной координации у ребенка.
В старшем дошкольном возрасте ребенок резко меняется: совершенствуются психофизиологические функции, возникают сложные личностные новообразования, наблюдается интенсивное развитие познавательных мотивов, связанных непосредственно с учебной деятельностью, возникает потребность к интеллектуальной активности и овладении новыми знаниями.
Главный приоритет в вопросе образования ребенка на этапе его подготовки к школе, как и всего периода дошкольного детства, принадлежит общему развитию ребенка. Дошкольник при помощи взрослых входит в мир взрослых людей и разнообразными способами моделирует этот мир. В старшем дошкольном возрасте ребёнок уже психологически готов если не к школе, то, во всяком случае, к деятельности учения.
Исчерпывающую характеристику особенностей дошкольного образования дал В.В.Давыдов. Он говорил: "Дошкольный возраст самоценен тем, что он позволяет ребенку: осуществлять разные виды свободной деятельности - играть, рисовать, музицировать, слушать сказки и рассказы, конструировать, помогать взрослым по дому и саду и т.д. Эти виды деятельности ребенок осуществляет по собственному желанию, сам процесс их выполнения и их итоги, прежде всего, радуют самих детей и окружающих взрослых, не имея при этом каких-либо жестких правил и норм. Но вместе с тем многообразие этих видов деятельности (именно многообразие!) дает детям достаточно много знаний, умений и даже навыков, а главное - развивает их чувства, мышление, воображение, память, внимание, волю, нравственные качества, тягу к общению со сверстниками и взрослыми".
Учат и воспитывают не только ДОУ и школа: они есть часть образовательной среды, куда входит семья, общение со сверстниками, радио и телевидение, круг чтения и многое другое.
Сегодняшние дети, образованием которых мы занимаемся, разительно отличаются от своих сверстников 10 лет назад. Они, более информированные, раскованные, общительные, требуют динамично изменяющейся образовательной среды. Например, для них визуальное восприятие, образные представления в мире стали играть значительно большую роль, а это значит, что усложнилась проблема соотношения в познавательной и учебной деятельности конкретно-наглядного и теоретического познания.
Интеллектуальная подготовка к школе предполагает не столько накопление определенной суммы знаний, умений и навыков по отдельным предметам, сколько формирование восприимчивости детей к знаниям, развитие у них личного опыта познания, проблемно-поисковой деятельности, элементарного экспериментирования. Главное в дошкольном обучении - развитие потенциальной способности узнавать новое, поэтому на этапе дошкольного детства знания, умения, навыки рассматриваются не как самоцель, а как средство умственного развития.
Важно, чтобы будущий ученик умел общаться с окружающими людьми, был доброжелательным с другими детьми, взрослыми, в том числе педагогами, умел подчиняться требованиям сверстников и взрослого, понимать, что не все зависит от него.
Хочу предложить всем, кого интересует данная тема, некоторые задания, которые я использовала, занимаясь с будущими первоклашками в "Школе детства". Я не ставила себе цель научить их читать и считать, а подбирала задания, которые способствуют развитию речи, восприятию, памяти, воображения, наглядно-образного мышления; умению элементарно рассуждать, выделять существенные признаки предметов и явлений, доступны пониманию ребенка. Учат сравнивать предметы, находить различия и сходство, выделять целое и его часть, группировать предметы по определенным признакам, делать простейшие выводы, обобщения и др. (Приложение 1).
Творчески работающий учитель сам определит как использовать то или иное задание, сам , вместе с детьми, создаст на занятии ситуацию успеха. Особое внимание, считаю необходимо уделить моторике.
Тонкая моторика - это разнообразные движения, в которых участвуют мелкие мышцы кисти руки. Только при хорошем развитии кисти ребенок будет писать красиво и легко. Тонкую моторику у детей можно и нужно развивать. Этому может способствовать занятия с мозаикой, лепка, собирание пазл, рисование. Здесь могут помочь задания "Графические диктанты". Начинать надо с самых простых движений по линии, по клеточкам или в ограниченном пространстве, когда рука ребенка будет более уверенно вести линии можно перейти к более сложным узорам в клетку или к узорам на нелинованной бумаге. Подобные графические рисунки учитель может составить сам или попросить детей (Приложение 2).
Вот мы проучились уже четыре месяца, хочется сказать, что процесс адаптации моих первоклассников прошёл спокойно и успешно. Процесс подготовки детей к школе, проведенный мною с октября по май месяц прошлого года по субботам, обеспечил преемственность между ДОУ и начальной школой, психологически подготовил каждого ребенка к учебной деятельности.
Литература.
- Юрковская И.Л. Мы идем в школу. Развитие мышления и внимания. Пособие для дошкольников. Минск. ОО "Юнипресс", 2003.
- Сланская А.Е. Веселые задачки для дошкольников. Минск. ООО "Юнипресс", 2003.
- Житко И.В. 200 развивающих упражнений для подготовки ребенка к школе. Минск. ООО "Юнипресс", 2002.
- Гаврина С.Е. Готов ли ваш ребенок к школе? Сборник тестов. М., "Росмэн", 2004 и др.