Урок русского языка в 4-м классе "Глагол как часть речи"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • обобщение знаний учащихся о глаголе, о роле его в языке, грамматических особенностях;
  • совершенствование умения распознавать части речи,
  • работать над структурой текста,
  • составлять предложения,
  • содействовать развитию у детей умения общаться,
  • развивать познавательный интерес к предмету,
  • воспитывать доброжелательность.

Оборудование:

  • карточки с заданиями,
  • компьютер и проекционная аппаратура,
  • индивидуальные карточки,
  • портрет писателя А.Форова и выставка его книг,
  • картина П. Кривоногова "Защитники Брестской крепости "

Ход урока

1. Организационный момент.

- Двое детей работают у доски.

Первый ученик разбирает слова по составу, которые написаны на доске:

пограничники, обходили, фашистский, камышинки, обнюхал.

Второй ученик разбирает предложение, записанное на доске, по членам предложения.

На танковом поле под Прохоровкой возведен памятник погибшим воинам.

2. Чистописание.

- Сегодня мы будем писать букву Pp. Дайте характеристику данной букве. (письмо буквы)

Презентация.

- Прочитайте пословицы. (Слайд № 2)

Родину-мать умей защищать.
Нашей армии сыны Родине верны.
Позор перед Родиной - хуже смерти.
Родина наша солнца краше.

- Можно ли их объединить одной общей темой? О чем они?

- Все пословицы говорят о любви нашего народа к Родине, о готовности ее защищать.

- Запишите первую пословицу (разбор по частям речи).

3. Сообщение темы урока.

- Какая знаменательная дата приближается? (65-летие Курской битвы)

- Сегодня на уроке мы будем работать со стихами нашего поэта земляка Анатолия Форова, составлять рассказы о войне.

А тема нашего урока - понятие о глаголе как части речи.

4. Работа по теме урока.

- Прочитайте стихотворение А.Форова. (Слайд № 3)

Над Белгородом - праздничный салют,
Над Белгородом - дождик разноцветный.
Танцуют ветераны и поют,
И вспоминают битву в сорок третьем.
А тот, кто пал и не пришел домой,
Зачислен скромно в списки обелисков.
А небо расцветает красотой
И кланяется искорками низко
Тебе, солдат! За твой геройский труд
И за незаживающие раны...
Над Белгородом - праздничный салют,
И смех детей, и слезы ветеранов.

- Чему поэт посвятил свое стихотворение?

- Какие части речи вы видите в этом стихотворении?

- Назовите имена существительные. Что вы знаете об имени существительном? (Что это? Что обозначает? На какие вопросы отвечает? Каким членом предложения чаще всего бывает?).

- Назовите имена прилагательные, глаголы. Что вы о них знаете?

А какие части речи встретились еще? Назовите их.

- А теперь послушайте задание. Выписать из стихотворения глаголы.

Проверка. (Слайд № 4)

5. Работа по развитию речи. (у каждого ученика текст)

- Прочитайте текст, который называется "Алмаз"

Алмаз.

Собака взяла след. Часа через два пограничники подошли к озеру. В кустах стояла лодка. Алмаз прыгнул в нее, обнюхал, потянул в камыши.

В камышах Алмаз нашел трех нарушителей. Они стояли на дне и дышали через камышинки. Пограничники связали их и повели на заставу.

- Молодец, Алмаз! - похвалил начальник заставы.

Однажды пограничники и собака Алмаз обходили границу. Вдруг Алмаз остановился и обнюхал траву. Шерсть у него стала дыбом. Пограничники поняли: здесь прошли чужие.

- Можно ли его назвать текстом? Почему? (нарушена последовательность частей текста).

- Как расположить части текста, чтобы получился связный рассказ?

Прочитаем текст. (Слайд № 6)

Алмаз.

Однажды пограничники и собака Алмаз обходили границу. Вдруг Алмаз остановился и обнюхал траву. Шерсть у него стала дыбом. Пограничники поняли: здесь прошли чужие.

Собака взяла след. Часа через два пограничники подошли к озеру. В кустах стояла лодка. Алмаз прыгнул в нее, обнюхал, потянул в камыши.

В камышах Алмаз нашел трех нарушителей. Они стояли на дне и дышали через камышинки. Пограничники связали их и повели на заставу.

-Молодец, Алмаз! - похвалил начальник заставы.

- За что начальник пограничной заставы похвалил Алмаза?

- Кого называют нарушителями границы?

- Как же нарушители спрятались от пограничников?

- Послушайте задание. Списать первую часть, подчеркнуть глаголы.

Проверка.

6. Работа с картиной П. Кривоногова "Защитники Брестской крепости ". (Слайд № 7)

- Слово учителя о данной картине. (Приложение 1)

- На доске написаны глаголы. С помощью них давайте составим предложения по данной картине.

Глаголы: приняла, стреляли, бросали, жгли, рушились, горели, не было, не сдавалась, боролся.

Примерный текст.

Первый удар врага приняла на себя легендарная Брестская крепость. Фашисты стреляли по крепости из десятков орудий. Бросали бомбы. Жгли огнеметами. Рушились стены и горели казармы. У защитников крепости не было пищи, воды. Крепость не сдавалась. Каждый воин боролся до последнего вздоха.

7. Подведение итогов урока и домашнее задание.

- О чем узнали на уроке?

- Что такое глагол?

- Что обозначает глагол? - На какие вопросы отвечает?

- Послушайте стихотворение, постарайтесь назвать глаголы.

Что без меня предмет?
Лишь название.
А я приду -
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят здание.
Цветут сады,
И хлеб в полях растет.

- Дома запишите текст, который мы составили на уроке.

Приложение 1.

Приложение 2.