Цели урока:
- обобщение знаний учащихся о глаголе, о роле его в языке, грамматических особенностях;
- совершенствование умения распознавать части речи,
- работать над структурой текста,
- составлять предложения,
- содействовать развитию у детей умения общаться,
- развивать познавательный интерес к предмету,
- воспитывать доброжелательность.
Оборудование:
- карточки с заданиями,
- компьютер и проекционная аппаратура,
- индивидуальные карточки,
- портрет писателя А.Форова и выставка его книг,
- картина П. Кривоногова "Защитники Брестской крепости "
Ход урока
1. Организационный момент.
- Двое детей работают у доски.
Первый ученик разбирает слова по составу, которые написаны на доске:
пограничники, обходили, фашистский, камышинки, обнюхал.
Второй ученик разбирает предложение, записанное на доске, по членам предложения.
На танковом поле под Прохоровкой возведен памятник погибшим воинам.
2. Чистописание.
- Сегодня мы будем писать букву Pp. Дайте характеристику данной букве. (письмо буквы)
- Прочитайте пословицы. (Слайд № 2)
Родину-мать умей защищать.
Нашей армии сыны Родине верны.
Позор перед Родиной - хуже смерти.
Родина наша солнца краше.
- Можно ли их объединить одной общей темой? О чем они?
- Все пословицы говорят о любви нашего народа к Родине, о готовности ее защищать.
- Запишите первую пословицу (разбор по частям речи).
3. Сообщение темы урока.
- Какая знаменательная дата приближается? (65-летие Курской битвы)
- Сегодня на уроке мы будем работать со стихами нашего поэта земляка Анатолия Форова, составлять рассказы о войне.
А тема нашего урока - понятие о глаголе как части речи.
4. Работа по теме урока.
- Прочитайте стихотворение А.Форова. (Слайд № 3)
Над Белгородом - праздничный салют,
Над Белгородом - дождик разноцветный.
Танцуют ветераны и поют,
И вспоминают битву в сорок третьем.
А тот, кто пал и не пришел домой,
Зачислен скромно в списки обелисков.
А небо расцветает красотой
И кланяется искорками низко
Тебе, солдат! За твой геройский труд
И за незаживающие раны...
Над Белгородом - праздничный салют,
И смех детей, и слезы ветеранов.
- Чему поэт посвятил свое стихотворение?
- Какие части речи вы видите в этом стихотворении?
- Назовите имена существительные. Что вы знаете об имени существительном? (Что это? Что обозначает? На какие вопросы отвечает? Каким членом предложения чаще всего бывает?).
- Назовите имена прилагательные, глаголы. Что вы о них знаете?
А какие части речи встретились еще? Назовите их.
- А теперь послушайте задание. Выписать из стихотворения глаголы.
Проверка. (Слайд № 4)
5. Работа по развитию речи. (у каждого ученика текст)
- Прочитайте текст, который называется "Алмаз"
Алмаз.
Собака взяла след. Часа через два пограничники подошли к озеру. В кустах стояла лодка. Алмаз прыгнул в нее, обнюхал, потянул в камыши.
В камышах Алмаз нашел трех нарушителей. Они стояли на дне и дышали через камышинки. Пограничники связали их и повели на заставу.
- Молодец, Алмаз! - похвалил начальник заставы.
Однажды пограничники и собака Алмаз обходили границу. Вдруг Алмаз остановился и обнюхал траву. Шерсть у него стала дыбом. Пограничники поняли: здесь прошли чужие.
- Можно ли его назвать текстом? Почему? (нарушена последовательность частей текста).
- Как расположить части текста, чтобы получился связный рассказ?
Прочитаем текст. (Слайд № 6)
Алмаз.
Однажды пограничники и собака Алмаз обходили границу. Вдруг Алмаз остановился и обнюхал траву. Шерсть у него стала дыбом. Пограничники поняли: здесь прошли чужие.
Собака взяла след. Часа через два пограничники подошли к озеру. В кустах стояла лодка. Алмаз прыгнул в нее, обнюхал, потянул в камыши.
В камышах Алмаз нашел трех нарушителей. Они стояли на дне и дышали через камышинки. Пограничники связали их и повели на заставу.
-Молодец, Алмаз! - похвалил начальник заставы.
- За что начальник пограничной заставы похвалил Алмаза?
- Кого называют нарушителями границы?
- Как же нарушители спрятались от пограничников?
- Послушайте задание. Списать первую часть, подчеркнуть глаголы.
Проверка.
6. Работа с картиной П. Кривоногова "Защитники Брестской крепости ". (Слайд № 7)
- Слово учителя о данной картине. (Приложение 1)
- На доске написаны глаголы. С помощью них давайте составим предложения по данной картине.
Глаголы: приняла, стреляли, бросали, жгли, рушились, горели, не было, не сдавалась, боролся.
Примерный текст.
Первый удар врага приняла на себя легендарная Брестская крепость. Фашисты стреляли по крепости из десятков орудий. Бросали бомбы. Жгли огнеметами. Рушились стены и горели казармы. У защитников крепости не было пищи, воды. Крепость не сдавалась. Каждый воин боролся до последнего вздоха.
7. Подведение итогов урока и домашнее задание.
- О чем узнали на уроке?
- Что такое глагол?
- Что обозначает глагол? - На какие вопросы отвечает?
- Послушайте стихотворение, постарайтесь назвать глаголы.
Что без меня предмет?
Лишь название.
А я приду -
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят здание.
Цветут сады,
И хлеб в полях растет.
- Дома запишите текст, который мы составили на уроке.