Урок литературного чтения по программе "Школа-2100". Тема "Обобщающий урок по разделу «Сказочные человечки»"556397

Разделы: Начальная школа


Форма урока: урок-путешествие.

Цели:

  • Обобщить знания учащихся по изученному разделу.
  • Развивать творческую активность, интерес и внимательное отношение к чтению.
  • Воспитывать в детях такие качества, как отзывчивость, доброта, смелость, чувство юмора, сообразительность, готовность прийти на помощь другому человеку.

Оборудование: портрет домового Афанасия, мягкие игрушки: Карлсон, Винни-Пух, Пятачок, ослик Иа, Пятачок, кенгуру Кенги, Чиполлино, Чебурашка; карточки: "Назови произведение", "Страны мира", "Веселый математик", "Трудные слова", "Бюро находок", "Комплимент", "Фантик", "Музей пластилиновых фигур", "Юные поэты"; волшебные очки (по количеству детей); медали для сказочных героев "Заступнику обиженных", "Лучший поэт и исполнитель своих песен", "Находчивому и сообразительному", "Смелому и отважному", "Самый лучший друг"; медали для учащихся: "Самому надежному мальчику", "Самому храброму мальчику", "Самому сильному мальчику", "Самой скромной девочке", "Самой любимой девочке", "Самой лучшей девочке"; фотовыставка "Музей восковых фигур"; карточки с групповыми и индивидуальными заданиями; рисунки - портреты сказочных героев: Бильбо, Мумии-тролли, Чиполлино, Вини-Пух; магнитофон, записи детских песен, караоке, конструктор.

Ход урока

1. Организационный момент.

Ну, ребята, был звонок
Начинается урок
Повернитесь все назад,
Гости там у нас сидят.
Мило улыбнитесь,
Обратно повернитесь
И тихонечко садитесь!

2. Сообщение темы и цели урока.

Прежде чем начать сегодняшний урок, давайте вспомним, как назывался раздел, произведения которого мы закончили читать?

- Верно, "Сказочные человечки"! И я приглашаю вас отправиться в путешествие по дорогам сказок. Кого мы только не встретим на своем пути! Тут и добрые герои, и злодеи, великаны и лилипуты, отважные гномы и "ожившие" овощи и фрукты, чудеса и фантастика.

- Скажите, без кого мы не можем отправиться в путешествие? Кто ведет вас по дорогам сказок, кто открывает перед вами маленькую дверь в большой мир?

- Верно, это домовой Афанасий. Он услышал, что мы собираемся в путешествие, и решил заглянуть к нам на огонек. Очень ему хочется убедиться, какие вы внимательные и умные слушатели его рассказов.

- Итак, пора отправляться в путь. А помогут нам перенестись в сказочную страну, нет, ни ковер-самолет, ни сапоги-скороходы, ни шапка-невидимка, а "волшебные" очки.

Раз, два, три - ты надень скорей очки.

Семь, восемь, девять - должен в сказку ты поверить!

(дети одевают очки)

"...Не наяву и не во сне
Без страха и без робости
Мы снова бродим по стране,
Которой нет на глобусе.
На карту не нанесена,
Но знаем ты и знаю я,
Что есть она, что есть страна
... Сказочная... "

3. Парад сказочных человечков.

- Вот мы и попали в сказочную страну. Сказочные человечки ждут встречи с вами. Но они выйдут только тогда, когда вы назовете их имена. Сначала послушайте подсказку, а потом говорите их имена.

Смешной человечек на крыше живет.
Смешной человечек ириски жует.
Смешной человечек скучать не привык
Смешной человечек - большой озорник.
Узнали его?

(Карлсон)

- А кто распевает такую песенку:

По всему известна свету
Луковиц семья:
Чиполлуга, Чиполлетто,
Чиполлочьо, Чиполлото
И, конечно, я!
(Чиполлино)

Отгадайте, чья это песенка?

Если я чешу в затылке - не беда.
В голове моей опилки, да - да - да:
(Винни-Пух)

Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц.
С копытами, да не лошадь.
(ослик Иа)

Хвост крючком,
А зовусь ... (Пятачком).

Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
(кролик Кенги)

- Послушайте отрывки из песенок и догадайтесь, как зовут следующих героев.

(Буратино, Чебурашка).

4. Викторина по прочитанным произведениям.

- Молодцы! Но сказочные человечки пришли не с пустыми руками, они приготовили для вас очень интересные задания.

Задание 1 "Назови произведение".

Работаем в парах: девочка с девочкой, мальчик с мальчиком. Я даю вам карточки, на которых у девочек написаны отрывки из сказок, а у мальчиков - опорные, т.е. главные слова. Ваша задача прочитать выразительно отрывок или слова, а ребята должны угадать из какой они сказки.

 Мумии - дом, Снусмумрик, шляпа, Снорк, снег, яичная скорлупа ("Шляпа Волшебника").

 Бильбо, паук, кинжал, бой, гномы, Фили ("Хоббит").

 Дерево, Бука, простофиля, Кристофер Робин ("Вини-Пух и все, все, все... ").

 Стокгольм, толстенький, крыша, звезды, упитанный ("Малыш и Карлсон, который живет на крыше").

 "...Бедный пес, ты уж прости меня, пожалуйста, но я должен сделать это. Неизвестно только, как ты отблагодаришь меня за святую воду, когда проснешься... " ("Приключения Чиполлино")

 "...Разве так воспитывают детей?... Это мученье, а не воспитание... Так не сиди, да так не ешь...

 Ребенок, может, еще букваря не освоил - она сразу за чернильницу хватается..." ("Золотой ключик, или приключения Буратино").

 " ...Я очень хотел, чтобы мне подарили собаку - настоящего друга. Но мама была почему-то против. И все-таки друг у меня появился. Самый лучший друг в мире: в меру упитанный мужчина в расцвете лет, лучший в мире специалист по паровым машинам, лучший в мире поедатель пирогов, лучшая в мире нянька... "

 "...Бегите дальше! - прокричал он. - Я их задержу! И он задержал их! Он метался взад и вперед, перерубая нити, кромсая лапы, протыкая толстые тела! Никакие проклятии не помогали - добыча медленно, но верно ускользала от них.

Чтобы выполнить это задание, необходимо вспомнить, кто написал все эти замечательные сказки.

Итак, я говорю название произведения, а вы его автора.

  • "Шляпа Волшебника" - (Туве Янсон).
  • "Хоббит" - (Джон Рональд Руэл Толкни).
  • "Вини-Пух и все, все, все..." - (Алан Милн, а пересказал на русский язык Борис Заходер).
  • "Золотой ключик, или приключения Буратино" - (Алексей Толстой).
  • "Приключения Чиполлино" - (Джанни Родари).
  • "Малыш и Карлсон, который живет на крыше" - (Астрид Линдгрен).

- Работаем в грушах. Вспомните, в какой стране жил или живет каждый из писателей?

- Проверяем.

(писательница Т. Янссон - Финляндия;

Джон Рональд Руэл Толкни - Англия;

Борис Заходер - Россия;

Алан Милн - Англия;

Алексей Толстой - Россия;

Астрид Линдгрен - Швеция;

Джанни Родари - Италия).

Физкультминутка

Задание 3 "Веселый математик".

- От каждой группы попрошу выйти по 1 представителю. Тянем карточки. Читаем и отвечаем на вопрос, но помните, что все вопросы связаны с математикой, т.е. с числами.

 Чтобы выгнать из домика одного старого кума Тыкву потребовалась дюжина лимончиков. Дюжина - это сколько? (12)

 Кум Тыква для своего домика всю жизнь покупал кирпичи, и, когда, почувствовал, что становится стар и не может работать, то решил построить дом. Получилась "крохотная конурка". Жить в нем можно было только сидя. Сколько кирпичей купил кум Тыква? (118)

 Мумии-мама накрыла стол на веранде, но в чашке у каждого были лишь хвойные иголки. Совершенно необходимо, чтобы желудок был набит хвойными иголками, если предстоит проспать... Сколько спят мумии-тролли? (100 дней и 100 ночей)

 Сколько братьев было у Чиполлино? (7)

 Сколько пауков сбежалось к тому месту, где раньше стоял Бильбо? (целых 50)

Задание 4 "Трудные слова".

- В сказках нам встречались трудные слова. Объясните их значение.

 Мумии - тролль стал под окошком восточной мансарды.

Ответ: мансарда - жилое помещение на чердаке под скатом крыши.

 Может, не слишком складная дразнилка, но не забывайте - он сочинил ее сам, экспромтом в самый неподходящий момент.

Ответ: экспромтом - сразу, без подготовки.

 Он быстро схватил бутылку с денатуратом который стоял рядом с машиной.

Ответ: денатурат - особый спирт, горючее для игрушечной паровой машины.

 На козлах сидел жирный кот.

Ответ: козлы - сидение для кучера впереди экипажа.

Задание 5 "Бюро находок".

Кому принадлежат эти предметы?

 Почтовые марки (Хемулю).

 Губная гармошка (Снусмумрик).

 Старая зеленая шляпа (Снусмумрик).

 Волшебное кольцо (Бильбо)

 Золотые монеты (Буратино).

 Горшочек с медом (Винни-Пух).

 Поломанная доска с надписью "Посторонним В" (Пятачок)

 Плетка или кнут (Карабас-Барабас)

 Сачок для ловли пиявок (Дуремар).

Задание 6 "Комплимент"

- Сейчас каждая группа получит карточку с именем или именами сказочных героев, которые нам очень понравились и на которых мы с вами очень хотим быть похожи. А вы должны сказать: какой это по характеру герой и чему он вас научил. Можно пользоваться тетрадями по чтению.

Карточки: Бильбо, Мумии-тролли, Чиполлино, Винни-Пух.

Физкультминутка

5. Творческие задания.

Конкурс на лучший Фантик.

- Нам очень полюбились герои прочитанных сказок. И мы должны их отблагодарить. Однако, сказки любят не только дети, но и ваши родители. Ведь на кондитерских фабриках работают взрослые люди. А сколько конфет, шоколадок со сказочными названиями: "Красная шапочка", "Гулливер" и много - много других.

- Представьте, что кондитерская фабрика обратилась к нам за помощью: придумать фантик и название нового сорта конфет. Почти все ребята нашего класса откликнулись на просьбу фабрики. И сегодня мы видим такие необычные, совершенно неожиданные названия и оформление конфет. Приложение 1

Учитель зачитывает "автора" и название конфеты всех учащихся, которые представили свои работы.

- Я думаю, что все названия и фантики достойны того, чтобы их использовали на производстве.

Музей пластилиновых Фигур.

Чтобы осталась память о прошедших событиях, люди создают музеи. Есть и такой необычный - музей восковых фигур, где из воска скульпторами сделаны фигуры знаменитых людей прошлого и настоящего. Например, ... (фотовыставка).

- Мы попробуем создать свой музей пластилиновых сказочных человечков. Кто же будет среди экспонатов?

Учитель называет сказочных героев.

"Юные поэты".

- Я знаю, что к сегодняшнему уроку некоторые ребята сочинили пожелания своему любимому сказочному герою. Итак, юные поэты вам слово. Приложение 2

6. Итог урока.

- Вот у меня несколько медалей. Каким героям их можно вручить, если на них написано:

  • "Заступнику обиженных" (Чиполлино).
  • "Лучший поэт и исполнитель своих песенок" (Винни-Пух).
  • "Смелому и отважному" (Бильбо)
  • "Находчивому и сообразительному" (Буратино).

- Скажите, чему самому главному нас научили и учат все сказочные герои? Почему они так легко смогли преодолеть все трудности? Что им помогло?

- Действительно, всякий человек благословляет ту минуту, когда на своей дороге он встречает настоящих друзей и учится самому главному, что есть на свете, - дружбе.

- Дорогие ребята, теперь вам ни к чему "волшебные" очки. Снимите их, пожалуйста, и смело возвращайтесь в обычную жизнь. Ведь вы обладаете самым дорогим. Вы можете говорить и поступать по-человечески. А чудеса происходят не только в сказках, но и в жизни, когда есть желание подарить радость другим.

Друзей не покупают,
Друзей не продают.
Друзей находят люди
И дружбу берегут.

- Наш урок подошел к своему завершению. Афанасий очень гордится вами и просил каждому из вас вручить медаль.

Учитель вручает медали.

- А я надеюсь, что у каждого из вас в сердце останется маленькая крупинка душевной теплоты, полученной от общения друг с другом, а у гостей от общения с нами.

7. Домашнее задание.

- Дома я попрошу вас составить пожелание тем ребятам, которые не читали этих сказок. Дайте совет, почему вы рекомендуете прочитать эти сказки.

- Урок окончен.