Внедрение технологий социального сотрудничества ДОУ с родителями и общественностью

Разделы: Работа с дошкольниками


Внимание ученых и практиков обращено к проблемам модернизации дошкольного образования. Противоречия между сложившимися стереотипами стиля и методов педагогической работы и объективными реалиями сегодняшнего дня требуют пересмотра существующих взглядов на систему воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста.

В соответствии с законом Российской Федерации "Об образовании", "Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении" одной из основных задач, стоящих перед дошкольным учреждением, является "взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка".

В связи с этим важное место в деятельности дошкольного учреждения отводится работе с родителями: повышению их правовой и психолого-педагогической культуры; созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду; выработке согласованных педагогически целесообразных требований к ребенку с учетом его самобытности, дарования, индивидуального темпа продвижения, возрастных особенностей.

Первые воспитатели ребенка - мать и отец. Их вклад в его развитие трудно переоценить! Связи "родитель - ребенок" имеют важнейшее значение для осознания факторов, определяющий развитие ребенка. Отношение родителей к ребенку, друг к другу, вся окружающая обстановка дома, режим и бодрствование, кормление, игры влияют на малыша, оставляют следы в его пробуждающимся сознании. Семейное воспитание рассматривается как осознанные усилия, предпринимаемые старшими членами семьи по взращиванию ребенка и направленные на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть ребенок, подросток, юноша или девушка. Семья - единственный воспитательный институт, нравственное воздействие которого человек испытывает на протяжении всей своей жизни.

Несомненно, что семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Внимательное отношение педагогов к связям "родитель-ребенок" позволяет увидеть сложный процесс становления родительского поведения.

Совместная деятельность педагогов и родителей, родителей и детей, содействует развитию отношений между семьями воспитанников - является важной формой социального взаимодействия детского сада и семьи. Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство социальной культуры, постижение её ценностей и смысла. Взаимодействие позволяет совместно выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей, а также обеспечивает необходимые глубинные связи между воспитывающими взрослыми в контексте развития личности ребенка, позитивно отражающиеся на его физическом психическом и социальном здоровье.

Необходимо стремиться к ведению равноправного диалога с семьями дошкольников, становясь, по словам А.У. Хараша, "партнерами в собственном смысле слова, собеседниками, связанными отношениями соавторства, взаимной поддержки и взаимопомощи".

Каким бы полноценным и продуктивным не было взаимодействие семья - детский сад необходимо формировать предпосылки для вхождения ребенка в более широкий социум.

Социально-нравственное воспитание детей должно быть направленно на развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию. Важное место в этом процессе принадлежит расширению общих представлений детей об окружающем мире, углублению представлений о людях - взрослых и детях, формированию ориентаций в области правил и норм культуры поведения и общения, развитию эмоциональной отзывчивости.

Примерно 10 - 12 часов в сутки ребенок находится в дошкольном учреждении, и именно оно должно найти все возможные пути приобщения дошкольников к доступным формам социального партнерства.

Все изложенное выше выявляет проблему исследования: каким образом оптимизировать процесс социализации личности, используя новые формы и методы взаимодействия с семьей и расширяя воспитательное пространство?

Отсюда вытекает тема исследования: "Разработка и внедрение технологий социального сотрудничества с родителями и общественностью".

Цель: Создать условия для внедрения новых форм и методов работы с семьей дошкольника и общественностью городского поселения.

Объект: Процессы социально-нравственного развития дошкольника, социального партнерства детей и взрослых.

Предмет: Содержание, формы и методы формирования взаимодействия с родителями и общественными учреждениями, представляющими различные социальные сферы.

Гипотеза: Процесс социализации ребенка будет проходить более успешно, если будет:

  • установлены позитивные отношения с родителями и общественностью, с целью формирования единого пространства социального развития ребенка, в котором он сможет оценить и сохранить собственную этническую идентичность;
  • построены партнерские отношения нового типа не только между детьми и педагогами, но и между педагогами и родителями на основе дружеского, доверительного отношения;
  • расширены педагогические знания родителей по взаимодействию с детьми;
  • организована система взаимодействия МДОУ с социокультурными объектами по расширению воспитательного пространства;

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Разработать и в ходе инновационной работы реализовать план взаимодействия с родителями и общественными организациями.
  • Разработать методические рекомендации по осуществлению взаимодействия с семьей.
  • Создать условия для формирования позитивного и дружественного отношения детей к окружающему многонациональному миру.
  • Создать условия для профессионально - творческого роста педагогов в МДОУ, обеспечения проявления социальной активности педагога.

В заключение следует подчеркнуть, что оптимизация взаимодействия дошкольного учреждения с семьей и общественными организациями ориентирована на гуманистический подход и заставляет изменить традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенциала, а дошкольное учреждение является посредником между ребенком, родителями и более широкой общественностью.

Используемая литература.

  1. Арнаутова Е.П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. - М., 2004. - 208 с.
  2. Дошкольное образование. Словарь терминов / Сост. Виноградова Н.А. и др. - М.: Айрис - пресс, 2005. - 400 с.
  3. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей - М.: Мозаика - Синтез, 2007. - 144 с.
  4. Козлова С.А. Я - человек. Программа социального развития ребенка. - М.: Школьная Пресса, 2005. - 48 с.
  5. Лебедева С.С., Маневцева Л.М. Проблемы управления инновационным дошкольным учреждением в условиях социального партнерства. - СПб.: "Детство - Пресс", 2001. - 96 с.
  6. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников: Методическое пособие / Е.П.Арнаутова, Г.Г. Зубова, Л.А. Ермакова, Е.А. Кулакова; Под ред. Е.П.Арнаутовой - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 128 с.
  7. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: Линка - Пресс, 2007. - 176 с.