Обучение математике в условиях информатизации образования

Разделы: Математика


На протяжении веков изучение математики, было, есть и останется самым важным аспектом, как в обучении, так и формировании целеустремленной, всесторонне развитой, легко адаптирующейся личности. В условиях современной компьютеризации образовательного процесса, идя в ногу со временем, мы не можем забывать про традиционные цели обучения математики такие как:

  • Познавательные цели: обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебной деятельности, актуализацию опорных знаний, развивать готовность к усвоению новых знаний, и к самостоятельному применению знаний.
  • Развивающие цели: формировать у учащихся умение анализировать, учить выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, ставить и решать учебные проблемы.
  • Воспитывающие цели: воспитывать дисциплинированность, аккуратность, добросовестность, ответственность и честность у учащихся, формировать гуманное отношение на уроке, любовь к предмету и патриотизм.

Но и опираться только на них мы не можем, надо все время направлять знания, умения и навыки учащихся на новые поиски усвоения курса математики при помощи компьютерных технологий. Ведь, дав задание ученику, например, при помощи программы Microsoft Power Point создать презентацию на тему: «Решение уравнений, содержащих обратные тригонометрические функции», ученик должен обработать массу материала, использовать все известные формулы для обратных тригонометрических функций, причем поиски нужного материала могут занять, немало времени.

Дав задание учащимся самостоятельно подготовить доклад, мы подсознательно готовим не только творческого человека, чью профессию можно связать с искусством, но и умеющего защитить своё мнение, а значит будущего адвоката или юриста; умеющего красиво и понятно изложить усвоенный материал, а значит и будущего педагога; умеющего с определенной целью грамотно пользоваться компьютером, а значит и будущего компьютерщика.

Для предмета математики естественно – математического, а также химико-биологического цикла по учебному плану школы выделено по шесть часов в неделю. Это положительно сказывается на уровень подготовки учащихся, когда количество часов непрофилирующих предметов сократилось. Увеличение часов профилирующих предметов ведет к более глубокому освоению предмета, а значит и к более высоким отметкам на экзамене. Хотя последний тезис не всегда имеет место, бывали случаи, когда сильный ученик получал на экзамене удовлетворительную отметку. И вот эту тяжелую ношу, мы взвалим на плечи характера, личности учащихся и на его психику во время экзаменационных испытаний. В естественно – математической подгруппе я не все темы объясняю сама, но и ребята сами готовят разработки уроков с использованием компьютерных технологий.

По итогам курсов по каждому предмету профильного класса готовится доклад – презентация на школьную научно-практическую конференцию по профильному обучению и элективным курсам. Группа учеников из естественно-математического профиля выбрали тему: «Этюд об аркфункциях», где интерпретируются аркфункции графически, то есть

Учащиеся агротехнологического профиля наоборот, пассивны к математике, вернее сказать, учатся ради того, чтобы сдать экзамен, однако в агрономии и технологии они занимаются успешнее.

Применение различных электронных таблиц, компьютерных тестов, интерактивных программ приводит к повышению темпа урока, ведь многие свойства, повторяющиеся из класса в класс, например, свойство суммы, сначала натуральных чисел потом дробных, легче показать при помощи проектора с целью активизации знаний, чтобы не тратить много времени на повторение.

А некоторые темы 10 го класса, например, построение графиков сложных тригонометрических функций, целесообразнее показывать отдельными шагами отдельными слайдами презентаций.

Например, постройте график функции у = - 5 sin (). Построение проведем поэтапно:

  1. у = sin х.
  2. у = 5 sin х.
  3. у = - 5 sin х.
  4. у = - 5 sin ().

Проведя такой урок на этапе обобщения и систематизации знаний и умений учащиеся сами строят поэтапно графики, опираясь на основные функции.

Кроме профильных предметов в учебной программе школы предусмотрен элективный курс. Я подготовила авторскую программу элективного курса для 10го класса на тему: «Модуль. Решение уравнений и неравенств, содержащих знак модуля». Задание с модулем встречаются повсеместно как на выпускных экзаменах, так и на ЕГЭ, а я заметила, что учащиеся «хромают» по этой теме. В начале учебного года учащиеся с интересом взялись за этот курс, и я заметила, что уже видны сдвиги в знаниях. А удалось заинтересовать мне не простыми традиционными педагогическими приемами, а тем же самым компьютером. Ведь дать задание ученику вычислить значение какого-либо выражения, а при этом другому предложить построить график, например, тригонометрической функции, содержащей знак модуля, и вложить это построение в презентацию, то никто не может сомневаться, что домашнее задание выполнит второй ученик. Причем, то же самое значение выражения второй ученик, даже не задумываясь, вычислит.

Я считаю, что профильное обучение образования предполагает не только глубокое изучение выбранного предмета для дальнейшей подготовки к продолжению образования в ВУЗах, но и становится стимулом к выбору профессиональной деятельности учащихся старших классов.

В данной школе я преподаю в шестых и в десятых классах. Обучение в начальных классах нашей школы, а затем и переходя в средние классы, проходит по технологии творческого развития. Классический урок: учитель объясняет, доказывает, показывает методы и типовые задания, а ученики воспринимают, запоминают, пересказывают. При таком обучении не может быть и речи о творчестве. Учитель - главное действующее лицо обычного урока: он же формулирует цели урока, предлагает готовые методы решения задач, оценивает работу учащихся, корректирует знания в процессе выполнения упражнений.

Построение урока творческого развития учащихся происходит по следующей структуре:

I. Ориентированно-мотивационный этап (10 мин).

  1. Проверка творческих заданий.
  2. Выравнивание знаний, ориентирование в изученном материале.
  3. Создание теоретической ориентировки и мотивации к изучению нового материала; формулировка учебной задачи.
  4. Рефлексия и самооценка этого этапа.

II. Операционально-исполнительский этап (30 мин).

  1. Расчленение учебной задачи созданием проблемной ситуации.
  2. Пошаговое решение учебной задачи, выделение действий, формулировка выводов, установление общих выводов, решений.
  3. Моделирование усвоенного учебного материала.
  4. Индивидуальная работа учащихся по решению учебной задачи. Самооценка и самоконтроль каждого учебного действия.

III. Рефлексивно-оценочный этап (15 мин).

  1. Обобщение знаний посредством вопросов.
  2. Проговаривание учащимися задач урока, этапов построения моделей, решения.
  3. Итоговая самооценка результатов учебной деятельности, которая является обобщающей всех поэтапных самооценок.
  4. Домашнее задание на трех уровнях: программном, полутворческом и творческом.

Представляю фрагмент урока, составленный с применением технологии творческого развития.

3.2 Делимость чисел, 6 класс (Приложение).
(По учебнику авторов Н.Я Виленкина, В.И. Жохова и др. М., 2001)