Обобщающий урок – деловая игра по информатике в 8-м классе по теме "Технология обработки графической информации"

Разделы: Информатика


Раздел программы: «Технология обработки графической информации»

Тип урока: обобщающий урок – деловая игра.

Цель урока: проверить, оценить ЗУН по теме (определить уровень усвоения и их комплексное применение).

Задачи урока:

Учебные:

  1. обеспечить применение полученных знаний на практике в творческой ситуации;
  2. актуализировать необходимость изучения данной темы в школьном курсе;
  3. привить навыки самостоятельной работы при изучении возможностей программного средства.

Воспитательные:

  1. создать условия для сотрудничества на уроке;
  2. способствовать выявлению способностей учащихся при работе с компьютерной графикой;
  3. осуществить пропаганду здорового образа жизни.

Развивающие:

  1. развивать умение работать в группе, парах.
  2. развивать умение осуществлять самооценку своей работы на уроке;
  3. развивать умение оценивать работу товарищей;
  4. развивать творческие способности учащихся, предлагая им роли в деловой игре.

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор, экран;
  • Раздаточный материал: карточки с заданиями по группам, тестовые задания, карточки с заданиями по работе в паре.

Программное обеспечение:

  • Графический редактор Paint;
  • Microsoft Office PowerPoint;
  • Macromedia Flash MX;
  • Два варианта тестов (с максимальной отметкой «4», «5»), созданных с помощью программного комплекса SuperTest v2.4.
  • Примеры работ и проектов учащихся по данной теме (рисунки, презентации, flash-ролики)
  • Банк данных по теме – изображения и тексты для презентаций.

Используемая литература: Угринович Н.Д. «Информатика и ИКТ. 7 класс».

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

II. Постановка целей урока.

Сегодня нам предстоит проверить, оценить ваши знания по теме «Технология обработки графической информации». В этом нам поможет игра.

III. Объяснение правил деловой игры.

На уроках по технологии обработки графической информации у нас работали две группы – два рекламных агентства, силами которых были прорекламированы некоторые продукты питания, производства, периодические издания и т.п. Лучшие работы мы сегодня посмотрим.

Сегодня мы решили пригласить обе группы для работы в анти рекламных компаниях, ведь не секрет, что существуют такие продукты, которые приносят вред не только каждому человеку в отдельности, но и всему человечеству.

Итак, у нас на уроке работают два рекламных агентства:

  1. В рамках антиалкогольной компании.
  2. В рамках антиникотиновой компании.

Ваша задача состоит в том, чтобы посредством компьютерной графики создать анти рекламные продукты (рисунки, плакаты, презентации, ролики), которые бы призывали людей отказаться от употребления никотина и алкоголя.

В каждом агентстве выбран руководитель, который будет контролировать работу сотрудников, помогать, обеспечивать связь с учителем, а также оценивать вашу работу. Результаты работы будем заносить в «Листы успеха».

В ваших группах участники разбиты на мини-группы (по 2-3 человека) – отделы по производству рекламных роликов, плакатов, презентаций, в которых вы должны будете выполнить и защитить проект, в соответствии с заданием.

В конце работы ваши агентства демонстрируют результаты своей работы.

IV. Тестирование.

Во всех фирмах и рекламных агентствах сотрудники периодически проходят аттестацию или тестирование по тем вопросам, с которыми им приходится сталкиваться в работе. Поскольку мы работаем с компьютерной графикой, нам необходимо выяснить, а что же вы о ней знаете. В этом нам поможет компьютер. Сейчас каждый индивидуально пройдет тестирование.

Для проверки теоретического материала ребятам предложено два варианта теста:

Тест 4 – при условии правильных ответов на все вопросы, ученик получает максимальную отметку «4».

Тест 5 – при условии правильных ответов на все вопросы, ученик получает максимальную отметку «5».

Случайным образом программой тестирования генерируется порядок вопросов и порядок вариантов ответов.

Примеры тестов: Приложение 1, Приложение 2.

V. Работа в группах: обсуждение темы.

Итак. Тестирование окончено. Результаты вы получили. Занесите их в «Листы успеха» (Приложение 3, Приложение 4).

Ваши группы получили карточки-задания: Приложение 5, Приложение 6.  

Ребята, вам дается несколько минут на то, чтобы обсудить темы проекта и возможные варианты работы.

В группах ученики обсуждают название продукта, анти рекламный лозунг, который должен прозвучать во всех работах группы, содержание презентации, макеты дизайна слайдов, сценарий ролика. Договариваются о едином стиле оформления (цветовое решение, использование шаблонов, заготовок) своих работ, чтобы было видно, что эти продукты (плакат, презентация, ролик) - результат работы одной компании, команды. Можно сделать зарисовки, наброски на бумаге.

VI. Работа в парах : работа над проектом.

Если обсуждения окончены, специалистам можно разойтись по отделам (на компьютерах висят таблички):

  • Графический редактор Paint (ПЛАКАТ);
  • Microsoft Office PowerPoint (ПРЕЗЕНТАЦИЯ);
  • Macromedia Flash MX (РОЛИК).

Ребята самостоятельно определили состав пар для выполнения практической части работы на компьютерах. И в соответствии с выбранным в группе (рекламной компании) направлением (стиль, дизайн, лозунг), создают проект – графический продукт (плакат, презентацию, рекламный ролик), используя знакомые им средства графических редакторов.

Ученики, работая над проектами в парах, за компьютерами, совещаются между собой. Можно прибегать к помощи руководителей рекламных агентств, которые должны следить за тем, чтобы работа в парах выполнялась в соответствии с теми направлениями, которые обсуждались в группах.

Компьютеры, на которых выполняют задания ученики, объединены в локальную сеть. У каждой пары участников есть доступ к общей папке своего агентства, в которой они сохраняют свои работы или обмениваются данными. Например, специалисты компании по графическому редактору Paint нарисовали плакат, сохранили в общей папке. После этого специалисты по PowerPoint могут использовать этот графический объект в своей презентации. Руководители могут помогать в этой работе, вносить предложения по обмену данными, использованию заготовок и т.п. внутри компании.

В парах ребята готовят защиту проектов по плану: Приложение 7. Руководители групп помогают составить ответ, если возникают трудности у специалистов.

VII. Физкультминутка.

Ребята! Отвлекитесь от своей работы за компьютерами. Выполним несколько упражнений для глаз:

  1. Вертикальные движения (Вверх-вниз смотрим)
  2. Горизонтальные движения (Вправо-влево смотрим)
  3. Круговые движения для глаз (по часовой стрелке и против)
  4. Рисуем глазами бантики.
  5. Рисуем треугольники.
  6. Представляем себе большой циферблат и по кругу смотрим на каждую его цифру (12, 1, 2, 3...).
  7. Повторяем шесть упражнений, только с закрытыми глазами).
  8. Потираем ладошки друг о другу и нежно прикладываем к глазам, не забываем улыбаться и считаем до 10-ти.
Спасибо! Продолжаем работу.

VIII. Защита проекта.

После окончания практической части работы за компьютерами, ребята возвращаются на свои места в компании. Руководители начинают защиту проектов своих рекламных агентств. Объявляют:

  1. Название компании
  2. Демонстрируют эмблему фирмы (домашнее задание).
  3. Общую цель своей работы.
  4. Называю своих специалистов по отделам.

Работы проецируются с помощью проектора на большой экран.

Специалисты из отделов демонстрируют свои работы и защищают по плану: Приложение 7 (смотри выше).

В это время руководители заполняют «Листы успеха», специалисты выставляют отметки друг другу и самооценку.

В конце защиты руководители делают вывод о том, как прошла работа в кампании. Отвечают на вопросы участников другого рекламного агенства.

IX. Подведение итогов.

Сегодня на уроке мы с вами плодотворно потрудились. К работе подошли серьезно. Замечательно справились со своей задачей руководители групп. Со знанием дела выполнили свои проекты «специалисты». Ну а итоги работы мы сможем оценить, получив информацию из «Листов успеха». Отметку за тестирование вы уже знаете, ее «выставил» компьютер.

Листы успеха: Приложение 3, Приложение 4 (смотри выше).

X. Домашнее задание.

Наше домашнее задание состоит из трех частей:

  1. Для всех: § 2.5.4 учебника, стр. 97 (вопрос 1);
  2. Для желающих продолжить работу, связанную с обработкой графической информации: задание 2.11 на стр. 97 учебника (разработать презентацию по одному из школьных предметов). Срок исполнения задания – 2 недели.
  3. Для тех, кого волнует пропаганда здорового образа жизни, кто заинтересовался работой, которую вы выполняли сегодня на уроке, предлагаю продолжить работу над проектом. Для этого необходимо объединить в презентации ваши рисунки, ролики. Проанализировать работу, Сделать свои выводы по данной проблеме. Срок исполнения работы – две недели. Особо удачные проекты будут представлены на районной проектной олимпиаде по информатике.

XI. Рефлексия.

(сенсорная, интеллектуальная) 

Подошел к концу наш урок. И мне хотелось бы, чтобы вы ответили на следующие вопросы:

  1. Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты?
  2. За что вы можете себя похвалить?
  3. За что вы можете похвалить одноклассников?
  4. Понравилась ли вам такая форма урока?
  5. Сможете ли вы самостоятельно продолжить работу по освоению любого из графических редакторов?

Спасибо за урок! Мне с вами сегодня было очень интересно работать! До свидания!

Пакет приложений.