Открытый урок по теме "Кодирование информации" (5-й класс)

Разделы: Информатика

Класс: 5


Тип урока: Урок объяснения нового материала и первичного закрепления знаний.

Цели:

  • Повторение и закрепление понятия информация, действия с информацией, хранение информации, информационный носитель.
  • Формирование понятий “код”, “кодирование информации”.
  • Формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира.
  • Развитие логического мышления учащихся через установление причинно-следственных связей.
  • Развитие умения учащихся излагать свои мысли, аргументировать их.
  • Контроль уровня усвоения программного материала.
  • Развитие познавательного интереса.

Задачи урока:

  • Воспитательная – развивать познавательный интерес, воспитывать коммуникативную культуру.
  • Учебная – ввести новые понятия, закрепить основной программный материал в процессе выполнения заданий, осуществить первичный контроль.
  • Развивающая – развивать логическое мышление, расширять кругозор.

Оборудование урока:

  • Раздаточный материал:
  • информационный материал “Ребусы” (Приложение 1).
  • информационный материал “Алфавит” (Приложение 2).
  • Компьютерная презентация “Ребусы” (Приложение 3).
  • Компьютерная презентация “Кодирование информации” (Приложение 4).
  • Компьютерная презентация “Носитель информации” (Приложение 5)

Ход урока

1. Повторение.

Учитель: Сначала мы вспомним основные понятия, которые мы изучали на прошлых уроках. Что такое информация?

Ответ: Знания, сведения, полученные из окружающего мира.

Учитель: Какие действия человек совершает с информацией?

Ответ: Хранение, обработка, передача.

Учитель: Где человек хранит информацию?

Ответ: Во внешней и внутренней памяти.

Учитель: Как называется объект, используемый для хранения информации?

Ответ: Информационный носитель.

Учитель: Какие современные информационные носители вы знаете?

Ответ: Диск, бумага, магнитная лента.

Учитель: Сейчас мы проверим с вами домашнее задание. Рабочая тетрадь стр. 4, № 3 (разбираем ошибки и отвечаем на вопросы учеников).

Учитель: Садимся за ПК и работаем с презентацией “Информационный носитель”, на листочках записываем сколько правильных ответов вы дали (Приложение 5).

Учитель: Сейчас мы поиграем в игру “Отгадай”. Один ученик выходит к доске и показывает устройство ПК с помощью жестов, а другие ученики отгадывают его.

Учитель: Кто в нашей игре являлся источником?

Ответ: Ученик.

Учитель: А кто приемником?

Ответ: Класс.

Учитель: А как источник передавал нам информацию?

Ответ: С помощью жестов, знаков.

Учитель: Таким образом информацию можно передавать от источника к приемнику с помощью условных знаков – сигналов.

Учитель: Приведите примеры возможных сигналов.

Ответ: Световые – маяк, звуковые – будильник, в виде жеста, движения слова.

Учитель: А сейчас давайте разгадаем ребусы (раздаются листочки с ребусами каждому ученику. Приложение 1).

При проверке задания демонстрируется. Приложение 3.

Учитель: Молодцы, вы хорошо справились с заданием, а сейчас давайте подумаем, что я сделала с информацией, когда создавала ребусы?

Ответ: Закодировала.

Учитель: Таким образом, для того, чтобы произошла передача информации приемник должен не только получить сигнал, но и расшифровать его.

Учитель: А сейчас давайте посмотрим как можно расшифровать следующие примеры.

  1. Сигнал: звонок будильника – расшифровка: пора вставать.
  2. Телефонный звонок – кто-то хочет поговорить.
  3. Школьный звонок – конец, начало урока.

Учитель: А откуда мы с вами знаем, как понимать тот или иной сигнал?

Ответ: Необходимо договориться заранее, т.е. разработать код.

2. Новый материал.

Изложение нового материала сопровождается презентацией “Кодирование информации (Приложение 4)

(Демонстрируется слайд 1)

Учитель: открываем тетради и записываем определение.

(Демонстрируется слайд 2)

Учитель: Код – это система условных знаков для представления информации.

Раз есть код, то мы можем закодировать информацию.

(Демонстрируется слайд 3)

Учитель: Записываем определении: Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода.

Учитель: На самом деле мы с вами очень часто встречаемся с кодами, только для вас кажется это настолько естественным, что вы не задумываетесь, что это и есть закодированная информация.

(Демонстрируется слайд4)

Учитель: Какой код в нашей стране мы используем для общения

Ответ: Русский язык.

Учитель: А какой код используется в школе для оценки ваших знаний.

Ответ: 5, 4, 3, 2.

(Демонстрируется слайд 5)

Учитель: При помощи чего кодируется любое музыкальное произведение?

Ответ: Ноты.

(Демонстрируется слайд 6)

Учитель: При помощи чего кодируется правила дорожного движения?

Ответ: Знаки.

(Демонстрируются слайды 7–8)

Учитель: Каждый населенный пункт имеет свой код – индекс.

(Демонстрируется слайд 9)

Учитель: В середине 19 века французский педагог Луи Брайль придумал специальный способ представления информации для слепых. “Буквы” этого кода выдавливаются на листе плотной бумаги. Одна буква занимает два столбика, в каждом из которых могут быть выдавлены 3 точки. Проводя пальцами по образовавшимся от уколов выступам, незрячие люди различают буквы и могут читать.

(Демонстрируется слайд 10)

Учитель: В памяти ПК информация представлена в виде цепочки из нулей и единиц.

Например: Буква Q – 0101001, цифра 7 – 00110111.

Учитель: Теперь выполним задание в Рабочей тетради (стр. 24 № 22 (а, б, в)).

При помощи алфавита расшифруйте фразы (Приложение 2).

Ответы обсуждаются: а) Москва, б) Ленинград в) Смоленск.

(Демонстрируется слайд 11)

Учитель: Садимся за компьютеры. Открываем программу “Мир информатики. Четвертый год обучения. Кодирование как способ обработки информации” и выполняем задания.

Ответы обсуждаются.

3. Итог урока. Обобщение.

Учитель: Что такое код?

Ответ: Код – это система условных знаков для представления информации.

Учитель: Что такое кодирование?

Ответ: Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода.

Учитель: Спасибо за урок. Объявляются оценки за урок. Запишем домашнее задание.

Домашнее задание:

– Рабочая тетрадь стр. 17 № 14.

Литература

  1. Учебник “Информатика”, Л. Босова, БИНОМ, Москва, 2007 год.
  2. Рабочая тетрадь “Информатика, Л. Босова, БИНОМ, Москва, 2007 год.
  3. Методическое пособие учителя “Уроки информатики в 5–7 классах”, Л.Босова, БИНОМ, Москва, 2008 год.