Тип урока: Урок объяснения нового материала и первичного закрепления знаний.
Цели:
- Повторение и закрепление понятия информация, действия с информацией, хранение информации, информационный носитель.
- Формирование понятий “код”, “кодирование информации”.
- Формирование системно-информационного подхода к анализу окружающего мира.
- Развитие логического мышления учащихся через установление причинно-следственных связей.
- Развитие умения учащихся излагать свои мысли, аргументировать их.
- Контроль уровня усвоения программного материала.
- Развитие познавательного интереса.
Задачи урока:
- Воспитательная – развивать познавательный интерес, воспитывать
коммуникативную культуру.
- Учебная –
ввести новые понятия, закрепить основной программный материал в процессе выполнения заданий, осуществить первичный контроль.- Развивающая –
развивать логическое мышление, расширять кругозор.
Оборудование урока:
- Раздаточный материал:
- информационный материал “Ребусы” (Приложение 1).
- информационный материал “Алфавит” (Приложение 2).
- Компьютерная презентация “Ребусы” (Приложение 3).
- Компьютерная презентация “Кодирование информации” (Приложение 4).
- Компьютерная презентация “Носитель информации” (Приложение 5)
Ход урока
1. Повторение.
Учитель: Сначала мы вспомним основные понятия, которые мы изучали на прошлых уроках. Что такое информация?
Ответ: Знания, сведения, полученные из окружающего мира.
Учитель: Какие действия человек совершает с информацией?
Ответ: Хранение, обработка, передача.
Учитель: Где человек хранит информацию?
Ответ: Во внешней и внутренней памяти.
Учитель: Как называется объект, используемый для хранения информации?
Ответ: Информационный носитель.
Учитель: Какие современные информационные носители вы знаете?
Ответ: Диск, бумага, магнитная лента.
Учитель: Сейчас мы проверим с вами домашнее задание. Рабочая тетрадь стр. 4, № 3 (разбираем ошибки и отвечаем на вопросы учеников).
Учитель: Садимся за ПК и работаем с презентацией “Информационный носитель”, на листочках записываем сколько правильных ответов вы дали (Приложение 5).
Учитель: Сейчас мы поиграем в игру “Отгадай”. Один ученик выходит к доске и показывает устройство ПК с помощью жестов, а другие ученики отгадывают его.
Учитель: Кто в нашей игре являлся источником?
Ответ: Ученик.
Учитель: А кто приемником?
Ответ: Класс.
Учитель: А как источник передавал нам информацию?
Ответ: С помощью жестов, знаков.
Учитель: Таким образом информацию можно передавать от источника к приемнику с помощью условных знаков – сигналов.
Учитель: Приведите примеры возможных сигналов.
Ответ: Световые – маяк, звуковые – будильник, в виде жеста, движения слова.
Учитель: А сейчас давайте разгадаем ребусы (раздаются листочки с ребусами каждому ученику. Приложение 1).
При проверке задания демонстрируется. Приложение 3.
Учитель: Молодцы, вы хорошо справились с заданием, а сейчас давайте подумаем, что я сделала с информацией, когда создавала ребусы?
Ответ: Закодировала.
Учитель: Таким образом, для того, чтобы произошла передача информации приемник должен не только получить сигнал, но и расшифровать его.
Учитель: А сейчас давайте посмотрим как можно расшифровать следующие примеры.
- Сигнал: звонок будильника – расшифровка: пора вставать.
- Телефонный звонок – кто-то хочет поговорить.
- Школьный звонок – конец, начало урока.
Учитель: А откуда мы с вами знаем, как понимать тот или иной сигнал?
Ответ: Необходимо договориться заранее, т.е. разработать код.
2. Новый материал.
Изложение нового материала сопровождается презентацией “Кодирование информации (Приложение 4)
(Демонстрируется слайд 1)
Учитель: открываем тетради и записываем определение.
(Демонстрируется слайд 2)
Учитель: Код – это система условных знаков для представления информации.
Раз есть код, то мы можем закодировать информацию.
(Демонстрируется слайд 3)
Учитель: Записываем определении: Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода.
Учитель: На самом деле мы с вами очень часто встречаемся с кодами, только для вас кажется это настолько естественным, что вы не задумываетесь, что это и есть закодированная информация.
(Демонстрируется слайд4)
Учитель: Какой код в нашей стране мы используем для общения
Ответ: Русский язык.
Учитель: А какой код используется в школе для оценки ваших знаний.
Ответ: 5, 4, 3, 2.
(Демонстрируется слайд 5)
Учитель: При помощи чего кодируется любое музыкальное произведение?
Ответ: Ноты.
(Демонстрируется слайд 6)
Учитель: При помощи чего кодируется правила дорожного движения?
Ответ: Знаки.
(Демонстрируются слайды 7–8)
Учитель: Каждый населенный пункт имеет свой код – индекс.
(Демонстрируется слайд 9)
Учитель: В середине 19 века французский педагог Луи Брайль придумал специальный способ представления информации для слепых. “Буквы” этого кода выдавливаются на листе плотной бумаги. Одна буква занимает два столбика, в каждом из которых могут быть выдавлены 3 точки. Проводя пальцами по образовавшимся от уколов выступам, незрячие люди различают буквы и могут читать.
(Демонстрируется слайд 10)
Учитель: В памяти ПК информация представлена в виде цепочки из нулей и единиц.
Например: Буква Q – 0101001, цифра 7 – 00110111.
Учитель: Теперь выполним задание в Рабочей тетради (стр. 24 № 22 (а, б, в)).
При помощи алфавита расшифруйте фразы (Приложение 2).
Ответы обсуждаются: а) Москва, б) Ленинград в) Смоленск.
(Демонстрируется слайд 11)
Учитель: Садимся за компьютеры. Открываем программу “Мир информатики. Четвертый год обучения. Кодирование как способ обработки информации” и выполняем задания.
Ответы обсуждаются.
3. Итог урока. Обобщение.
Учитель: Что такое код?
Ответ: Код – это система условных знаков для представления информации.
Учитель: Что такое кодирование?
Ответ: Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода.
Учитель: Спасибо за урок. Объявляются оценки за урок. Запишем домашнее задание.
Домашнее задание:
– Рабочая тетрадь стр. 17 № 14.
Литература
- Учебник “Информатика”, Л. Босова, БИНОМ, Москва, 2007 год.
- Рабочая тетрадь “Информатика, Л. Босова, БИНОМ, Москва, 2007 год.
- Методическое пособие учителя “Уроки информатики в 5–7 классах”, Л.Босова, БИНОМ, Москва, 2008 год.