Задачи урока:
- Сформировать понятия “озеро”, “озерная котловина”, представления о типах озерных котловин, месторасположении крупнейших озер мира.
- Формировать умение определять географическое положение и описание озер по типовому плану.
- Научить определять по карте бессточные и сточные озера. (слайд 1)
Оборудование:
- Карта полушарий, физическая карта России.
- Презентация, учебные таблицы, учебник.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний (комбинированный).
Географическая номенклатура: озера: Байкал, Каспийское, Аральское, Ладожское, Онежское, Виктория,, Верхнее, Балхаш, Чад, Мертвое.
Ход урока
I. Проверка знаний по теме “Реки”
– Географический диктант (2, 3 слайд) – (Приложение – таблица № 1.2 )
II. Изучение нового материала
– На уроке мы продолжим знакомство с многообразием вод суши.
Послушайте о нем загадки
Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зеленая.
Глядят в него молодые рябинки,
Цветные свои, примеряя косынки.
Глядят в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц и звезды –
В нем все отражается…
Как это зеркало называется?
– Итак, темой сегодня на уроке будет?.... (Озеро.) (Приложение
2, 4 слайд)
Дети записывают тему урока в тетрадях.
– Попробуйте сами записать термин, что такое озеро.
Ученики выделяют существенные признаки озер – замкнутость водного пространства, заполненность его водой.
– Итак, озеро – это скопление воды в природном углублении на суше.
Углубления, в которых находятся озера, называются озерными котловинами. (5 слайд)
– Площадь озер земли составляет 2,7 млн. км. кв. (1,8% суши) самое крупное озеро мира – Каспийское море – озеро, самое глубокое озеро мира – Байкал.
Посмотрим на карте, на каком материке они расположены, в каком государстве.
– Работа с картой.
– Ответ детей (Материк – Евразия, страна – Россия) (6 слайд)
– От того, какого происхождения будет котловина, зависит внешний вид.
– Посмотрим слайды:
- тектонические котловины (7,8 слайд)
- ледниковые (9,10 слайды)
- вулканические (11 слайд)
- карстовые (12 слайд)
- запрудные (13 слайд)
- старичные (14 слайд)
– Поработаем в группах, каждая группа будет заниматься одним видом котловин, по плану:
- происхождение котловины;
- условия образования
- примеры озер (работа с атласом).
Все данные заносятся в таблицу (слайд 15), (Приложение 1– таблица № 3, слайд 16)
– Эти озера нашей страны называют морями. Обычно срок жизни озер – десятки тысяч лет. Возраст этих озер – миллионы лет. Одно из них – самое большое на Земле. Другое – самое глубокое. Берега одного из них лежат ниже уровня моря. Другое окружено горными хребтами, поднимающимися до 2 тысяч метров над его водной поверхностью. Хотя первое из них соленое, а второе пресное. В их водах обитают тюлени. Каждое из озер отличается своеобразной флорой и фауной. Одно из них сточное, а другое бессточное.
Назовите эти озера ( Байкал и Каспийское море).
По режиму озера делятся на сточные, из которых берут свое начало реки, и бессточные.
(17 слайд)
– Посмотрите пожалуйста на схему и определите где сточное озеро, а где бессточное?
(18 слайд)
– Дети анализирует схему. (На первом рисунке 1– впадает, 2 – вытекает. На втором – обе реки вытекают. На третьем – обе реки впадают) (Приложение 2) (19 слайд)
– Приведите примеры сточных и бессточных озер по карте России и карте полушарий, и заполните таблицу в тетради. (20 слайд ) (Приложение 2.1)
Вода, поступающая в озеро, приносит в него растворенные вещества. В литре речной воды содержится всего 0,2 – 0,3 г. солей.
– Выразите эту соленость в промилле и сравните с соленостью океанской воды.
Ответ детей.
– Количество солей, поступивших в озеро за длительное время, может быть очень большим. Из сточного озера соли выносят реки. В бессточном озере вода тратится только на испарение, а соли в нем остаются. Поэтому соленость бессточного озера, испаряющего много воды, может увеличиваться.
Озера по степени солености (21 слайд)
– Откройте атласы, посмотрите в легенду карт. В чем различие изображения соленых и пресных озер по карте?
Ответ детей: пресные – голубым цветом, а соленые – розовым.
Приведите примеры, и заполните в таблице. (Пресные – Байкал, Ладожское, Великие американские озера; соленые – Балхаш, Чад, Эйр. (22 слайд) (Приложение 2)
– Найдите закономерность, где встречаются соленые озера? Какие они по типу стока: сточные или бессточные?
Работа с атласом
Ответ детей: около тропиков озер с соленой водой больше.
– Продолжительность жизни озера зависит от его глубины и размеров. Быстро зарастают растительностью, наполняются осадками и постепенно превращаются в болота, более мелкие водоемы. Болото– участок земной поверхности, сильно увлажненный и поросший влаголюбивой растительностью. (23, 24 слайд)
III. Практическая работа
– А сейчас мы закрепим полученные знания в практической работе “Описание озера” по типовому плану.
План описания озера
- Название.
- На каком материке находится и, в какой его части?
- Между какими меридианами и параллелями располагается.
- Происхождение котловины.
- Сточное или бессточное. Впадающие и вытекающие реки.
- Соленое или пресное (слайд 25)
Домашнее задание: № 31, работа в контурных картах по обозначению озер, которые записаны в тетрадях в таблице.
Выставление оценок за урок.