Логопедическое занятие во 2-м классе по теме: "Дифференциация звуков и букв ч-ц"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Закрепить навыки дифференциации данных звуков, найти сходство и различия в способе произнесения, артикуляторных рисунках звуков.
  2. Развивать фонематическое внимание, слух, артикуляторную и мелкую моторику, гностическое восприятие.

Оборудование: Схемы букв, карточки на каждого ученика.

Ход занятия

1. Оргмомент

  • артикуляционная гимнастика
    дыхательные упражнения

2. Работа по теме

3. Характеристика звуков

Согласные, смычные, глухие. Ч – мягкий, язык вверху. Ц – твердый, язык внизу.

4. Игра “Охотники”, на Ч – зеленый кружок, на Ц – синий кружок.

Цапля, цепь, чувство, челка, цвет, чулки, цукаты, чурка, царапать, чистый, чтение, цветок, чтит.

5. Прослушайте слова, выпишите слова с буквами Ч, Ц в два столбика.

– Вспомните правило, как пишутся – чу, – щу.

Чудо, цены, ценит, часы, цукат, читать, цени, чайка, цветок, чтение, цапля, очки, грачи, огурцы, строчу, свеча, стручок, круча, ударница

6. Пальчиковая гимнастика

(Дети вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз)

Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать

7. Добавить слог ЧА или ЦА

Ули_, да_, мельни_, пугови_, зада_, столи_, уда_, ку_, пти_, кру_, кори_, ту_, больни_

8. Изменить слова по образцу, обозначить буквы Ч, Ц символами, соответствующие данным звукам

Лиса – лисичка, лисица
Вода –
Куры –
Сестра –
Земля –
Лук –
Лик –
Коса –
 

9. Составить словосочетания

Чуткое
Горячая
Разноцветные
Чудесная
Чужие
Цветочный
 бабочки
яичница
сердечко
горшочек
 цыплята
сказочка

10. Спишите, вставляя пропущенные буквы Ч, Ц

_ерта, _епь, _веты, _ерешня, _истый, сите_, сила_, молоде_, мя_, та_ка, ли_о, коне_, вра_, ка_ка, яй_о, бор_ы, тка_иха, встре_ный, но_ная, гор_и_а, _ирка_, _а_епо_ка, _вето_ек

11. Вставьте Ч, Ц

Курица.

Двад_ать один день сидела кури_а на яй_ах. Наконе_ из яи_ стали появляться _ыплята. Их было двенад_ать. _етыре _ыпленка _ерненьких. Восемь _ыплят пестрых. Кури_а повела _ыплят на ули_у. Там она их у_ила искать _ервяков.

12. Игра “Прятки”

Буквы Ц и Ч играли в прятки, попытайтесь отыскать их, употребив правильно каждое слово:

Чапнула чапля церные цернила
Церная чапля чиркулем цертила
Полуцился оцень цистеникий цертеж
Станешь вверх ногами – сразу разберешь.

13. Итог занятия.