Цель:
- Закрепить навыки дифференциации данных звуков, найти сходство и различия в способе произнесения, артикуляторных рисунках звуков.
- Развивать фонематическое внимание, слух, артикуляторную и мелкую моторику, гностическое восприятие.
Оборудование: Схемы букв, карточки на каждого ученика.
Ход занятия
1. Оргмомент
- артикуляционная гимнастика
дыхательные упражнения
2. Работа по теме
3. Характеристика звуков
Согласные, смычные, глухие. Ч – мягкий, язык вверху. Ц – твердый, язык внизу.
4. Игра “Охотники”, на Ч – зеленый кружок, на Ц – синий кружок.
Цапля, цепь, чувство, челка, цвет, чулки, цукаты, чурка, царапать, чистый, чтение, цветок, чтит.
5. Прослушайте слова, выпишите слова с буквами Ч, Ц в два столбика.
– Вспомните правило, как пишутся – чу, – щу.
Чудо, цены, ценит, часы, цукат, читать, цени, чайка, цветок, чтение, цапля, очки, грачи, огурцы, строчу, свеча, стручок, круча, ударница
6. Пальчиковая гимнастика
(Дети вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз)
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать
7. Добавить слог ЧА или ЦА
Ули_, да_, мельни_, пугови_, зада_, столи_, уда_, ку_, пти_, кру_, кори_, ту_, больни_
8. Изменить слова по образцу, обозначить буквы Ч, Ц символами, соответствующие данным звукам
Лиса – лисичка, лисица Вода – Куры – |
Сестра – Земля – Лук – |
Лик – Коса – |
9. Составить словосочетания
Чуткое Горячая Разноцветные Чудесная Чужие Цветочный |
бабочки яичница сердечко горшочек цыплята сказочка |
10. Спишите, вставляя пропущенные буквы Ч, Ц
_ерта, _епь, _веты, _ерешня, _истый, сите_, сила_, молоде_, мя_, та_ка, ли_о, коне_, вра_, ка_ка, яй_о, бор_ы, тка_иха, встре_ный, но_ная, гор_и_а, _ирка_, _а_епо_ка, _вето_ек
11. Вставьте Ч, Ц
Курица.
Двад_ать один день сидела кури_а на яй_ах. Наконе_ из яи_ стали появляться _ыплята. Их было двенад_ать. _етыре _ыпленка _ерненьких. Восемь _ыплят пестрых. Кури_а повела _ыплят на ули_у. Там она их у_ила искать _ервяков.
12. Игра “Прятки”
Буквы Ц и Ч играли в прятки, попытайтесь отыскать их, употребив правильно каждое слово:
Чапнула чапля церные цернила
Церная чапля чиркулем цертила
Полуцился оцень цистеникий цертеж
Станешь вверх ногами – сразу разберешь.
13. Итог занятия.