Инновационные методы проведения родительского собрания в начальной школе

Разделы: Классное руководство, Работа с родителями


Пояснительная записка

Семья – особый социальный институт, где воспитанием занимаются все взрослые: отец, мать, бабушка, дедушка. Но все ли они правильно действуют? Деятельность родителей и классного руководителя в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками. Практика показывает, что некоторые родители, не имея специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контакта с детьми. Не совпадение точек зрения, взглядов, мнений родителей и детей может привести к конфликтным ситуациям в воспитании ребенка.

Взаимодействие с семьей с целью сближения и сплочения родителей и детей является важным направлением работы классного руководителя. Реализуя это направление, организуется проведение целенаправленных родительских собраний с применением инновационных технологий. Предлагаемый сценарий родительского собрания может быть использован только при наличии конкретных фактических материалов, характеризующих взаимоотношение ребенка с родителями. Работая с семьей, классный руководитель изучает постановку семейного воспитания через такие методы, как наблюдение, индивидуальные беседы, тестирование, анкетирование, деловые игры, анализ детских работ о семье. В диагностике взаимоотношений родителей и детей используются проективные методики. Эффективность использования проективных методик состоит в том, что методики неоконченных предложений можно использовать, как для учащихся, так и для их родителей.

Основным материалом для организации работы с родителями послужил рассказ Дж. Родари “Бриф! Бруф! Браф!” из учебника “Литературное чтение”, по которому и обучаются дети этих родителей. Материал позволит родителям ознакомиться с содержанием программных требований и пережить те же эмоциональные состояния, чувства. Применение необходимого оборудования (цветных карандашей, зеркальца, дополнительной литературы и др.) отведет от монотонности и поможет сменить виды деятельности.

Учитывая данные обстоятельства, рекомендуется провести мероприятие в конце второй четверти, когда классный руководитель накопит необходимый материал по проблеме, а рассказ автора уже будет пройден.

В ходе такого общения формируется активная педагогическая позиция родителей, они вооружаются педагогическими знаниями и умениями, а побуждение родителей к активному участию в воспитании детей приведет к сближению и сплочению семьи.

Характеристика аудитории

Родители второго класса - единый сплоченный коллектив, способный разрешать важные проблемы учебно-воспитательного процесса. Они активные участники родительских собраний, классных мероприятий, посещают заседания попечительского совета и родительского комитета класса и школы. Многие из них открыто высказывают свою точку зрения, защищают свои интересы. Отсутствуют раздор и склоки, ведь их объединяет одна цель: помочь своим детям хорошо учиться, добиться более высоких результатов во всех направлениях. Но не всегда это рвение приносит положительные и желаемые результаты, так как не хватает терпения и умения воспринимать своего ребенка таким, какой он есть. К сожалению, основными и более частыми посетителями всех мероприятий класса являются мамы. Папы гости наших конференций, обычно организуемых ко Дню Защитника Отечества. Большую радость доставляет то обстоятельство, что все дети воспитываются в полных семьях.

Цель:

  • способствовать сплочению семьи, сближению ребенка и родителей через стремление к взаимопониманию.

Задачи:

  • признание права ребенка на свободное выражение своих взглядов и мыслей;
  • формирование принятия ребенка с его “Я”;
  • расширение творческих возможностей родителей;
  • воспитание стремления поддерживать доверительные взаимоотношения в семье.

Применяемые методики, технологии, оборудование:

  • приемы беседы, позволяющие раскрыть идею рассказа;
  • инструментальность ( работа с зеркальцем, карандашами);
  • алгоритмы и указания, предусматривающие выделение значимой части текста;
  • заполнение анкеты;
  • приемы обучения поиску информации в системе дополнительных источников;
  • поисковая работа в группах;
  • Литературное чтение. Н.А. Чуракова. Учебник для 2 кл., часть1, с.75-77. М., Академкнига/ Учебник, 2006. (Рассказ Дж. Родари “Бриф! Бруф! Браф!”);
  • Душенко К.В. Большая книга афоризмов. Изд.4-е, исправленное. – М.:ЗАО Изд-во ЭКСМО- ПРЕСС, 2001. (Разделы “Дети и родители”, “Воспитание детей”, “Мать”, “Отцы и дети”);
  • анкета для родителей;
  • инструменты: зеркальце, синий и желтый карандаши;
  • дополнительная литература: Каюм Насыйри “Книга о воспитании”, наставления о воспитании Ризаэтдина бин Фахретдина.

Содержательная часть

Вступительное слово классного руководителя

Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада вновь видеть вас и с удовольствием ознакомлю с темой нашего сегодняшнего разговора. Посмотрите, за окном кружится и легко ложится на землю пушистый снег, как бы располагая нас к непринужденной беседе. Катека лямило ла рамо. (Безусловно, родители с некоторым замешательством и недопониманием смотрят на учителя, но продолжение следует.) Аппрокимаса? Кто из вас переведет то, что сказано на новом языке?( Если некоторые родители примут игру, предложенную классным руководителем, и продолжат ее в том же направлении, это будет просто замечательно! Но если вас встретят молчанием, то не стоит отчаиваться, продолжите работу.) Чтобы понять то, о чем мы сегодня будем говорить, обратимся к учебнику. Откройте с. 2. Просмотрите содержание. Название какого рассказа больше подходит тому, что вы услышали сейчас?

Родители:

– Название рассказа Дж. Родари “Бриф! Бруф! Браф!”

Классный руководитель:

Предлагаю ознакомиться с этим рассказом. Я буду читать, а вы внимательно следите за чтением, можно читать шепотом.

(Чтение рассказа)

Дж. Родари. Бриф! Бруф! Браф!

Двое ребятишек мирно играли у себя во дворе. Они придумывали особый язык, чтобы можно было разговаривать только друг с другом и чтоб никто больше не понимал их.

– Бриф, бруф! – сказал первый мальчик.

– Бруф, браф! – ответил другой. И они весело рассмеялись.

На балконе второго этажа сидел добрый синьор и читал газету. А в окно напротив него выглядывала старая синьора – синьора так себе: ни плохая, ни хорошая.

– Какие глупые эти ребята! – сказала синьора.

Но синьор не согласился с нею.

– Я этого не нахожу, – возразил он.

– Не станете же вы утверждать, будто поняли, что они говорят?! – спросила синьора.

– Отлично понял! Первый мальчик сказал: “Какой сегодня чудесный день!” А другой ответил: “Завтра будет еще лучше!”

Синьора поморщилась, но промолчала, потому что в это время ребята снова заговорили на своем языке.

– Мараски, барабаски, пи мпиримо ски! – сказал первый мальчик.

– Бруф! – ответил другой. И они снова засмеялись.

– Неужели и на этот раз вы будете уверять, что поняли их? – рассердилась старая синьора.

– Конечно! – ответил, улыбаясь, старый добрый синьор. – Первый сказал: “Как хорошо, что мы живем на земле!” А второй ответил: “Мир так чудесен!”

– Неужели он и в самом деле так чудесен?! – удивилась старая синьора.

– Бриф! Бруф! Браф! – ответил ей старый синьор.

(Перевод с итальянского И. Константиновой)

А теперь выполним следующие задания:

Алгоритмы и указания к работе над текстом

  1. Прочитайте вслух слова старого синьора на новом языке.
  2. Попробуйте их перевести.
  3. Как они звучат: бодро или вяло? Весело или скучно?
  4. Мальчишки приняли бы старого синьора в свою компанию?
  5. Что у него с ними общего?
  6. А что мешает старой синьоре общаться с ребятами на новом языке?
  7. Как вы думаете, Незнайка сумел бы освоить фантастический язык? А Мальвина? А вы?
  8. Выделите слова, которые характеризуют старого доброго синьора, и закрасьте их желтым цветом.
  9. Выделите слова, которые характеризуют старую синьору, и закрасьте их синим карандашом.
  10. Соответствующими цветами обведите рамкой слова этих двух героев.

Вывод:

Слова синьоры холодны, отталкивающие, поэтому закрасим синим карандашом, от слов синьора веет теплом, это солнышко, конечно, желтым.

(Родители работают над текстом, отпечатанным на отдельных листочках.)

Проговорите слова героев соответствующей интонацией и при этом наблюдайте за выражением лица в зеркальце.

– А кто из вас может говорить на аналогичном языке? (Проводится небольшой эксперимент: родители говорят, спрашивают и отвечают на выдуманном языке.)

Постановка проблемы.

Уважаемые родители, а сейчас задумайтесь над тем, в каком образе вы чаще предстаете перед своими детьми: в образе сморщенной, сердитой старой синьоры или же в образе улыбчивого, доброго старого синьора?

Подведение к теме и раскрытие ее аспектов.

Давайте подумаем, мы сами, взрослые люди, кого из этих двух героев выбрали бы в собеседники. Почему некоторые из нас могут наладить контакт, а некоторые не утруждают себя этим? Мы коснулись очень важной темы и нам необходимо ее проработать, ведь мы будем говорить об ИСКУССТВЕ ОБЩЕНИЯ с собственными детьми. Как вы думаете, какие недостатки мешают нам быть ближе к своим детям?

Ответы родителей:

  • у нас не хватает терпения их выслушивать;
  • мы не совсем им доверяем, всегда кажется, что дети придумывают оправдания, хотят уйти от ответственности;
  • усталость часто делает нас самих равнодушными к словам детей, иногда думаешь, скорей бы закончил болтовню;
  • наш эгоизм берет верх, и дети предоставлены сами себе;

Отметим факторы, облегчающие общение: благорасположенность собеседников друг к другу, взаимопонимание между ними, достаточное время на общение, умение говорить уважительно и доверительно. Слушать – значит воспринимать и пропускать через себя. Слушают не только ушами, слушают глазами и кожей, слушают умом и сердцем – всей душой. Перед вами лежит анкета, ознакомьтесь с ней и заполните.

Заполнение анкеты

Положение и отношение ребенка в семье

(Анкета для родителей)

  1. Эмоциональное благополучие в семье – это
  2. Единство требований в семье – это
  3. Взаимоотношения ребенка с родителями
    а) доверительные
    б) уважительные
    в) отчужденные
    г) конфликтные
  4. Психологическая защита ребенка в семье – это
  5. Есть ли духовный контакт ребенка с родителями: задушевное, доверительное собеседование, совместное чтение, обсуждение фильмов, спектаклей, проведение досуга, спортивного отдыха, выходов в природу и др.?
  6. Какова авторитетность для школьника примера, суждений, требований, мнений родителей?
  7. Есть ли интерес родителей к внутреннему миру ребенка, знание круга его общения, его интересов, пристрастий, увлечений и вкусов?

Поисковая работа в группах. Родителям предлагается разделиться на три группы и выписать из дополнительной литературы рекомендации, относящиеся к теме родительского собрания.

1 группа – работа с книгой “Большая книга афоризмов”

2 группа – работа с книгой “Китаб эт-тэрбия” Каюма Насыйри

3 группа – работа с наставлениями Ризаэтдина бин Фахретдина.

Итоговое выступление родителей.

Представитель из каждой группы подводит итог работе группы и доводит до остальных выделенную информацию. Что у нас получилось:

Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения.
Антуан де Сент-Экзюпери

Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста.
Пабло Пикассо

Тот, кто не помнит совершенно ясно собственного детства, – плохой воспитатель.
Мария Эбнер-Эшенбах

Релаксация

Возьмите зеркальце. Придайте своему лицу разные выражения и остановитесь на тех, которые вам понравились. Ведь именно они понравятся и вашим детям, когда вы будете говорить с ними. И не забудьте, слова сами по себе представляют лишь 7% информации. Самое важное можно передать интонацией (38 %), мимикой, жестом (55%), наконец – молчанием.

Ожидаемые результаты:

  • Такая форма работы с родителями поможет повысить их коммуникативную культуру;
  • родители научатся излагать свои мысли так, чтобы они были доступны, не порождали тревогу у ребенка;
  • развитие творческих возможностей родителей поможет построить доверительные отношения в семье;
  • вспомнив детство, родители поймут, что их дети нуждаются в чутком отношении.