Сегодня трудно переоценить всю степень важности формирования информационной культуры и учителей и школьников. Глубокие изменения в социально - экономическом и научно - техническом развитии общества ставят перед каждым его членом задачи непрерывного овладения все новыми и новыми знаниями и умениями, обеспечивающими оптимальное осуществление деятельности, направленной на удовлетворение как профессиональных, так и непрофессиональных информационных потребностей. В настоящее время уже сложилась новая "информационная" среда обитания людей, и в этой среде, и учителям, и школьникам, необходимо найти свое место.
Воспитание информационной культуры школьников - задача не только учителя информатики, но и учителя-предметника, так как информационная культура сегодня становится составляющей общей культуры человека. Одна из основных задач учителя - заинтересовать учащегося в предмете, стимулировать его познавательную и творческую активность. В решении этих задач огромную помощь оказывает освоение информационных технологий, в частности использование слайд-лекций по математике как средство формирования способности старшеклассника к работе с информацией.
Одной из основных методических задач названа задача создания, распространения и внедрения в учебный процесс современных электронных учебных материалов, их интеграция с традиционными учебными пособиями, а также разработка средств поддержки и сопровождения. Это актуализировало потребность в разработке слайд-лекций по математике для старшеклассников.
Информационная образовательная среда курса математики (ИОС) - это интеграция традиционного информационно - иллюстративного обучения и мультимедиа-технологий обучения. Основное назначение ИОС – повышение уровня качества обучения математике посредством увеличения наглядности учебного материала, усиления информативности материала, увеличение интенсивности обучения. При создании слайд - лекций учитывались следующие методологические, дидактически, методические и психолого-педагогические особенности.
- Методологические особенности. Базовыми принципами являются: принцип дедуктивности; принцип адаптивности; принцип диалогичности; принцип интегративности.
- Дидактические особенности: обеспечение научности содержания; доступность или соответствие информационных ресурсов уровню подготовки обучаемых; адаптивность к индивидуальным возможностям обучаемого; развитие интеллектуального потенциала обучаемого.
- Методические особенности: последовательность и системность изложения материала; четкая структуризация теоретической части; наглядность и доступность изучаемого материала; наглядность компьютерных моделей; адаптивность учебного материала под структуру учебного процесса, выстраиваемого лектором.
- Психолого-педагогические особенности: учет возрастных особенностей обучаемого; обеспечение повышения уровня мотивации к обучению; учет требований к изображению информации (цветовая гамма, разборчивость, четкость изображения), к эффективности считывания изображения, к расположению текста на экране.
Содержательное наполнение разработанных динамических слайд-лекций курса математики содержит «Метод координат», «Определение производной», «Степенные функции, их свойства и графики», «Стереометрия. Предмет стереометрии», «Построение сечений параллелепипеда и тетраэдра». Представленная выше информационная образовательная среда курса математики была апробирована при обучении учащихся 10–11-х классов лицея №8 «Олимпия» г. Волгограда.
Мультимедийная компьютерная система обеспечивает: большую наглядность материала за счет использования размеров экрана, цвета, анимации, качественных графических интерпретаций математического процесса, поддержание интереса учащихся на высоком уровне в течение всего занятия, интегрирование двух дисциплин: математики и информатики. Слайд-лекции создаются преподавателями.
В последнее время появился ряд исследований, посвященных проблеме использования информационных технологий на уроках математики (В. А. Далингер).
Одновременно с теоретическими формируются и практические предпосылки, способствующие разработке концепции использования слайд-лекций по математике для формирования способности старшеклассников к работе с информацией. В практике отечественного образования применение слайд-лекций на уроках математики является пока мало исследованным вопросом.
С учетом этого и была избрана тема исследования: «Слайд-лекция по математике как средство формирования способности старшеклассника к работе с информацией».
Объект исследования — процесс обучения математике в старшей школе.
Предмет исследования — влияние применения слайд-лекций по математике на формирование информационно-технологической компетентности.
Цель исследования — разработка научных основ использования слайд-лекций по математике, направленная на становление учебно-познавательной компетентности.
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
- Изучить имеющуюся литературу по данной теме.
- Познакомиться с опытом работы коллег по созданию слайд-лекций по математике.
- Отбор материала для создания слайд-лекций.
- Создать слайд-лекции по математике для старшеклассников.
- Повышение компьютерной грамотности.
- Освоение программного продукта Microsoft PowerPoint.
Основу гипотезы исследования составили предположения о том, что представление содержания образования по математике в виде слайд-лекций в старшей школе будет обеспечивать более эффективное в сравнении с имеющейся практикой становление способности к работе с информацией.
Эмпирическиую базу исследования составляет опытно-экспериментальная работа, проводимая в лицее № 8 «Олимпия».
Научная новизна результатов исследования состоит в том, что в нем представлена новая для массовой школы форма представления информации на уроках математики, способная повлиять на информационно - технологическую компетентность старшеклассников.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что его результаты составляют основу для формирования информационной компетентности учащихся старших классов. Слайд-лекции подвигли ряд учащихся на создание собственных слайд-лекций, предлагаемых в своих классах на уроках математики по темам «Функция y = …, ее свойства и график», «Движение» при объяснении нового материала. Разработанные в ходе исследования слайд-лекции обеспечивают качественно новый образовательный эффект, имеют практическую ценность для становления информационной грамотности учащихся и мультимедийной поддержки курса математики.
Апробация материалов исследования осуществлялась через исследование влияния общелицейских слайд-лекций по математике для старшеклассников на формирование способности к работе с информацией.
Внедрение первых результатов исследования в практику непрерывного образования педагогов осуществляется при проектировании и реализации условий формирования способности старшеклассника к работе с информацией.
Литература
- Аксенова Е.И., Бабурова О.В., Фролов Б.Н. Слайд-лекция как форма учебного процесса в преподавании физики для студентов естественно-математических специальностей // труды VI международного совещания-семинара «Информационные технологии в учебном процессе кафедр физики и математики ИТФМ – 2002», М.: 2002, с. 48-50.
- Далингер В. А. Компьютерные технологии в обучении геометрии //Информатика и образование, №8, 2002, с. 71-77
- Роберт И.В. Информатизация образования (педагогико-эргономический аспект). // М.: РАО, – 2002.
- Касюк А.Я. Методические рекомендации по технологии подготовки слайд – лекций // М.: Российский новый университет, - 2004.