Факультативный курс "Введение в экологию" (5-6-е классы)

Разделы: Экология


Пояснительная записка

Приложение

Совершенно очевидно, что безответственная деятельность человека, сравнимая сегодня с мощными геологическими процессами, привела к критическому состоянию, как природную среду, так и саму цивилизацию. Поэтому сегодня, как никогда раньше, остро проявилась проблема формирования ответственного отношения человека к окружающему его миру. Эта проблема особенно актуальна для промышленно развитых стран и регионов, к каковым и относится Свердловская область.

Несмотря на значительный прогресс в деле экологического просвещения населения, уровень экологической культуры большинства людей остается недостаточно высоким.

Экологическое воспитание, в основе которого - формирование экологической ответственности, должно быть этической нормой, охватывающей все области знаний и деятельности человека. Поэтому важно заложить основы экологической культуры уже у учащихся 5 классов, когда в игровой форме, с помощью познавательных задач, исследовательских проектов, ученики изучают основы экологии, учатся выражать и аргументировать свою точку зрения, работать с различными источниками информации.

Цель курса: формирование сознательного ответственного отношения к природе.

Ведущими идеями факультативного курса являются:

  • идея единства, целостности и системной организации природы;
  • идея взаимозависимости человека и природы;
  • идея гармонизации системы “природа – человек”.

Задачи факультативного курса “Введение в экологию”:

  • формирование у учащихся знания об объектах и явлениях природы, о закономерностях процессов и о законах природы в системе учения о единстве природы;
  • развитие у учащихся способности к наблюдению как специфическому методу познания в естествознании; экспериментальных умений и навыков выполнения лабораторных работ;
  • выработка у учащихся системы убеждений как основы экологического образования и воспитания;
  • развитие эстетического восприятия природы учащимися как средства духовного развития и как одного из способов постижения природы;
  • формирование у учащихся гуманистических, нравственных идеалов как основы экологического мышления и ценностного отношения к природе.

Для проведения занятий разработана “Рабочая тетрадь”, в которой подобраны задания для школьников, позволяющие закреплять материал и анализировать знания и мнения школьников (Приложение ).

Программа курса

Содержание программы (32 ч, резерв – 2 ч)

Тема 1. Что такое экология (3 часа)

Экология как наука. Сущность и глобальный характер экологических проблем. Ответственность человека за сохранение природы.

Тема 2. Методы научного познания природы (3 часа)

Как появились научные знания о природе. Методы изучения природы как составная часть науки. Наблюдение как метод научного познания. Эксперимент как специфический метод естествознания. Организация и проведение лабораторного эксперимента.

Тема 3. Биосфера: общая характеристика (10 часов)

Что называется биосферой. Многообразие компонентов биосферы. Взаимосвязь компонентов биосферы на примерах жизнедеятельности растительных и животных организмов и их сообществ. Редкие и исчезающие растения и животные. Связи в экосистемах.

Создание и защита проектов “Мой вклад в защиту окружающей среды”

Тема 4. Гидросфера: общая характеристика (2 часа)

Что называется гидросферой. Разнообразие живых обитателей. Особенности строения и образа жизни.

Тема 5. Атмосфера: общая характеристика (2 часа)

Что называется атмосферой. Разнообразие живых обитателей. Особенности строения и образа жизни.

Тема 6. Литосфера: общая характеристика (2 часа)

Что называется литосферой. Разнообразие живых обитателей. Особенности строения и образа жизни.

Тема 7. Глобальные экологические проблемы (6 часов)

Проблема загрязнения природы отходами промышленности, автотранспорта, бытовыми отходами. Глобальные проблемы современного мира. Сохранение природы – личный долг гражданина и землянина. Организации научно обоснованного природопознания.

Тема 7. Экология человека (6 часов)

Влияние состояния окружающей среды на здоровье человека. Пути попадания вредных веществ. Меры, направленные на снижение вредного влияния, на здоровье человека.

Создание и защита проектов “Защитные силы природы”

Список используемой литературы

  1. Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии. – Ярославль: “Академия развития”, 1998.
  2. Елин А. История о белом городе и черной туче. – Екатеринбург: КРОК-центр, 1992.
  3. Плешаков А.А. Экология для младших школьников. М.: Просвещение, 1995.