Современное образование должно быть не только качественным, но и доступным. Именно поэтому общеобразовательные учреждения создают условия для того, чтобы обучающиеся в них дети имели возможность освоить инновационные образовательные программы, обеспечивающие их успешное развитие в соответствии с возрастными особенностями, индивидуальными склонностями и предпочтениями. Следовательно, об уровне доступности качественного образования, созданного в школе, можно судить в том числе по наличию вариантов программ для разных групп школьников, то есть полноте удовлетворения их образовательных запросов.
В законе РФ “Об образовании” указывается на необходимость развития творческих возможностей одаренных детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного прогресса.
Одним из основных направлений программы деятельности школы стал активный поиск и развитие одаренных детей. Разработано Положение о научном обществе учащихся:
ПОЛОЖЕНИЕ
о научном обществе учащихся МОУ “Тумакская СОШ”
I. Общие положения
1. Научное общество учащихся МОУ “Тумакская СОШ” действует с 01.09.06г. с целью выявления, развития одаренных школьников в рамках обучения, развития и воспитания в общеобразовательном учреждении и семейного воспитания.
2. Научное общество учащихся выполняет роль экспертизы одаренности и объективной оценки качества обучения; является средством повышения социального статуса знаний.
3. НОУ – организуемое на добровольных началах творческое формирование учащихся школы, совершенствующих свои знания в определенной научной области, развивающих свой интеллект и стремящихся приобретать умения и навыки научно-исследовательской деятельности под руководством педагогов, преподавателей высших учебных заведений Астраханской области.
4. НОУ имеет свое название (“Интеллект”), эмблему, девиз (“Интеллект – это творчество на пути достижения результата!”), члены объединения – удостоверения.
5. Задачи научного общества:
– диагностика способностей учащихся;
– создание условий для развития и самореализации одаренных детей; изучение ориентации одаренных учащихся на будущую профессию; приобщение к самостоятельной интеллектуальной исследовательской деятельности;
– воспитание высоких нравственных качеств и духовной культуры, активной гражданской позиции.
II. Содержание и формы работы
Создание банка данных об одаренных детях, подбор диагностического материала для изучения интеллектуальных способностей детей.
Создание программ индивидуального развития одаренных школьников.
Формы сотрудничества педагогов и учащихся:
– работа кружков по направлениям;
– индивидуальная и групповая работа учащихся под руководством учителей и других специалистов на базе школы, внешкольных учреждений, вузов;
– олимпиады по различным областям знаний;
– организация интеллектуальных игр по развитию познавательных интересов и творческих способностей.
III. Права и обязанности членов НОУ
Членами научного общества могут быть учащиеся, проявившие склонности к научно-исследовательской деятельности и изъявившие желание работать в объединении.
Члены НОУ обязаны:
– принимать участие в научно-практических конференциях школьного, муниципального, областного уровней; активно работать в одной– двух творческих группах; самостоятельно углублять знания по избранной области науки, пропагандировать их среди других школьников.
3. Члены НОУ имеют право:
– работать в одной– двух творческих группах;
– получить оценку своей творческой деятельности в объединении, которая может рассматриваться в качестве рекомендации при поступлении в учебные заведения среднего и высшего образования.
IV. Требования к творческим работам членов НОУ.
Научно-исследовательские поисковые работы учащихся должны:
– соответствовать заявленным темам, отличаться самостоятельностью выполнения работы, глубиной проработки материала, обоснованностью и доказательностью выводов, актуальностью тематики;
– освещать факты, события, явления и их отдельные стороны, неизвестные ранее;
– содействовать их творческому применению, совершенствованию школьных экспериментов.
2. К работе должны прилагаться список использованных источников, содержащий библиографические сведения о литературных источниках, использованных при проведении исследования, графики, фотоснимки и др., рецензия руководителя, содержащая краткие выводы по результатам выполненных исследований и оценку полноты решения поставленных задач.
Следующим этапом работы с одаренными детьми стала разработка Программы “Творчески одаренные дети”. Данная программа направлена на формирование основной цели: создание системы работы с одаренными школьниками на основе современных научных методик и технологий обучения, воспитания и развития личности.
Программа состоит из разделов:
I. Создание условий для развития и самореализации одаренных школьников
Задачи | Содержание деятельности | Сроки | Ответственный |
1. Способствовать получению дополнительного образования одаренными учащимися | 1. Организация обучения учащихся: – через элективные и факультативные курсы; – в заочно-дистанционной школе “Молодые исследователи окружающей среды” при “Эколого-биологическом центре”. |
В течение учебного года | Учителя-предметники, руководители МО |
2.Организация индивидуально-групповых занятий для “сильных учащихся”. | В течение учебного года | Учителя-предметники | |
3. Организация участия школьников в тестировании в ОГОУДПО (пк) специалистов “Центр мониторинга в образовании” с целью получения объективной оценки качества обучения выпускников школы. | Январь-март | Заместитель директора по УР | |
2. Обеспечить условия для самореализации интеллектуальных и творческих способностей школьников | 1. Пропаганда научных знаний и развитие интереса к научной деятельности, реализация способностей учащихся в проведении районных олимпиад по общеобразовательным предметам. Участие в областных предметных олимпиадах. | постоянно | Учителя-предметники |
2. Участие в ежегодных предметных олимпиадах АГУ на звание “Стипендиат АГУ”. | Ноябрь-март | Учителя-предметники 9-11 классов, руководители МО | |
3. Участие в ежегодном конкурсе при АГТУ “Абитуриент”. | Март | Учитель истории | |
4. Участие в Межрегиональной ежегодной заочной физико-математической олимпиаде. | В течение учебного года | МО учителей физико-математического цикла | |
5. Подготовка конкурсных работ “Человек в истории XX века” (всероссийский этап). | В течение учебного года | МО учителей истории, обществознание | |
6. Подготовка творческих работ на областной конкурс “Права ребенка в новом веке”. | В течение учебного года | МО учителей истории, обществознание | |
7. Участие в конкурсе научно-исследовательских работ старшеклассников в АГУ. | Январь-март | Учителя-предметники 10-11 классов | |
8. Подготовка работ на областной конкурс на лучший информационный ресурс о родном крае. | В течение учебного года | Учитель информатики; руководители МО |
|
9. Формирование команды и участие во Всероссийской дистанционной эвристической олимпиаде по компьютерной графике. | В течение учебного года | Учитель информатики; руководители МО | |
10. Приобщение учащихся к самостоятельной интеллектуальной исследовательской деятельности через школьное научное общество “Интеллект”. | В течение учебного года | Руководители творческих групп НОУ | |
11. Проведение научно-практических конференций. | В течение учебного года | Руководители творческих групп НОУ |
II. Обеспечение готовности педагогического коллектива к решению проблемы по поиску, выявлению и обучению одаренных детей.
Задачи | Содержание деятельности | Сроки | Ответственный |
1. Развивать профессионально-личностную компетентность педагогов как средство обновления качества образования | 1. Проведение практико-ориентированных семинаров по проблеме компетентностного образования. | В течение учебного года | Заместитель директора по УР |
2. Формирование и развитие ИКТ-компетентности педагогов, способных грамотно ориентироваться в информационном пространстве. Создание условий для информационного сопровождения педагогов средствами электронных ресурсов. | В течение учебного года | Заместитель директора по УР | |
3. Организация курсовой подготовки педкадров, работающих с одаренными детьми. | В течение учебного года | Заместитель директора по УР | |
4. Проведение межпредметных методических объединений по проблемам развития одаренных детей. | В течение учебного года | Заместитель директора по УР | |
2.Способствовать повышению научно-теоретических знаний педагогов по работе с одаренными детьми | 1. Организация работы постоянно
действующего семинара для учителей, работающих с
одаренными детьми: а) Факторы, влияющие на развитие одаренности. Психолого-педагогическое сопровождение работы с одаренными школьниками. б) Концепция работы с одаренными детьми. Формы и методы работы. в)Разработка частных методик и технологий обучения одаренных детей и подростков. |
В течение учебного года | Психолог школы, руководители МО |
3.Создание банка передового педагогического опыта по работе с одаренными школьниками | 1. Создание учителями собственных методических разработок и публикация их на сайте Фестиваля педагогических идей “Открытый урок”, публикация своих материалов на официальном сайте МОУ “Тумакская СОШ”. | В течение учебного года | Учителя-предметники |
2. Изучение на МО опыта работы по планированию, разработке программ, использованию методов и форм работы с одаренными учащимися. | В течение учебного года | Руководители МО | |
3.Взаимопосещение уроков, элективных и факультативных занятий с целью глубокого предметного анализа урока. | В течение учебного года | Руководители МО | |
4. Планирование и организация научно-методического семинара “Разработка элементов проектно-исследовательской деятельности одаренных учащихся”. | III четверть | Заместитель директора по УР |
III. Информационно-методическое обеспечение процесса управления развитием одаренных детей и подростков
Задачи | Содержание деятельности | Сроки | Ответственный |
1. Осуществление информационно– методического обеспечения процесса развития учащихся | 1. Подбор и составление учебных авторских программ для углубленного изучения предметов, элективных и факультативных курсов. | Май-август | Учителя-предметники |
2. Проведение в школьной библиотеке информационных выставок по проблеме одаренных детей. | Постоянно | Заведующая библиотекой | |
3. Организация для учителей обзоров научно-методической литературы по проблеме. | Постоянно | Заведующая библиотекой | |
4. Обеспечение условий для работы с электронными ресурсами в сети Интернет. | В течение учебного года | Руководители МО | |
5. Создание пакета нормативно-методической литературы по теме “Программа работы с творчески одаренными детьми ”. | В течение учебного года | Руководители МО | |
6. Работа учебно-методических кафедр по изучению информационно-нормативных и методических материалов по проблеме. | В течение учебного года | Руководители МО |
IV. Контроль за процессом развития одаренных детей.
Задачи | Содержание деятельности | Сроки | Ответственный |
1. Контроль качества используемых средств сбора информации | 1. Контроль за степенью освоенности методического средства педагогами, работающими с одаренными детьми. | Постоянно | Заместитель директора по УР |
2. Экспертиза школьных программ по работе с одаренными детьми. | Август | Методический совет | |
3. Проведение тематической проверки “Обеспечение условий для развития и самореализации одаренных школьников”. | Апрель | Заместитель директора по УР | |
2. Диагностика образовательного процесса | 1. Проведение входного контроля (анкетирование) на уровне собственных знаний и умений, самооценка возможностей, формирование потребностей и запросов в виде тем для лекций, консультаций, спецкурсов и факультативов. | Сентябрь | Психолог, заместитель директора по УР |
2. Итоговый контроль – подведение итогов обучения по программе, осмысление собственных проблем, перспектив и задач собственного интеллектуального роста. | Май | Психолог, заместитель директора по УР | |
3. Тематические проверки: – “Развитие общеучебных умений и навыков учащихся”; – “Управление познавательной деятельностью одаренных детей”. |
I полугодие II полугодие |
Психолог, заместитель директора по УР |