Программа работы с одарёнными детьми и подростками "Творчески одарённые дети"

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


Современное образование должно быть не только качественным, но и доступным. Именно поэтому общеобразовательные учреждения создают условия для того, чтобы обучающиеся в них дети имели возможность освоить инновационные образовательные программы, обеспечивающие их успешное развитие в соответствии с возрастными особенностями, индивидуальными склонностями и предпочтениями. Следовательно, об уровне доступности качественного образования, созданного в школе, можно судить в том числе по наличию вариантов программ для разных групп школьников, то есть полноте удовлетворения их образовательных запросов.

В законе РФ “Об образовании” указывается на необходимость развития творческих возможностей одаренных детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного прогресса.

Одним из основных направлений программы деятельности школы стал активный поиск и развитие одаренных детей. Разработано Положение о научном обществе учащихся:

ПОЛОЖЕНИЕ
о научном обществе учащихся МОУ “Тумакская СОШ”

I. Общие положения

1. Научное общество учащихся МОУ “Тумакская СОШ” действует с 01.09.06г. с целью выявления, развития одаренных школьников в рамках обучения, развития и воспитания в общеобразовательном учреждении и семейного воспитания.

2. Научное общество учащихся выполняет роль экспертизы одаренности и объективной оценки качества обучения; является средством повышения социального статуса знаний.

3. НОУ – организуемое на добровольных началах творческое формирование учащихся школы, совершенствующих свои знания в определенной научной области, развивающих свой интеллект и стремящихся приобретать умения и навыки научно-исследовательской деятельности под руководством педагогов, преподавателей высших учебных заведений Астраханской области.

4. НОУ имеет свое название (“Интеллект”), эмблему, девиз (“Интеллект – это творчество на пути достижения результата!”), члены объединения – удостоверения.

5. Задачи научного общества:

– диагностика способностей учащихся;

– создание условий для развития и самореализации одаренных детей; изучение ориентации одаренных учащихся на будущую профессию; приобщение к самостоятельной интеллектуальной исследовательской деятельности;

– воспитание высоких нравственных качеств и духовной культуры, активной гражданской позиции.

II. Содержание и формы работы

Создание банка данных об одаренных детях, подбор диагностического материала для изучения интеллектуальных способностей детей.

Создание программ индивидуального развития одаренных школьников.

Формы сотрудничества педагогов и учащихся:

– работа кружков по направлениям;

– индивидуальная и групповая работа учащихся под руководством учителей и других специалистов на базе школы, внешкольных учреждений, вузов;

– олимпиады по различным областям знаний;

– организация интеллектуальных игр по развитию познавательных интересов и творческих способностей.

III. Права и обязанности членов НОУ

Членами научного общества могут быть учащиеся, проявившие склонности к научно-исследовательской деятельности и изъявившие желание работать в объединении.

Члены НОУ обязаны:

– принимать участие в научно-практических конференциях школьного, муниципального, областного уровней; активно работать в одной– двух творческих группах; самостоятельно углублять знания по избранной области науки, пропагандировать их среди других школьников.

3. Члены НОУ имеют право:

– работать в одной– двух творческих группах;

– получить оценку своей творческой деятельности в объединении, которая может рассматриваться в качестве рекомендации при поступлении в учебные заведения среднего и высшего образования.

IV. Требования к творческим работам членов НОУ.

Научно-исследовательские поисковые работы учащихся должны:

– соответствовать заявленным темам, отличаться самостоятельностью выполнения работы, глубиной проработки материала, обоснованностью и доказательностью выводов, актуальностью тематики;

– освещать факты, события, явления и их отдельные стороны, неизвестные ранее;

– содействовать их творческому применению, совершенствованию школьных экспериментов.

2. К работе должны прилагаться список использованных источников, содержащий библиографические сведения о литературных источниках, использованных при проведении исследования, графики, фотоснимки и др., рецензия руководителя, содержащая краткие выводы по результатам выполненных исследований и оценку полноты решения поставленных задач.

Следующим этапом работы с одаренными детьми стала разработка Программы “Творчески одаренные дети”. Данная программа направлена на формирование основной цели: создание системы работы с одаренными школьниками на основе современных научных методик и технологий обучения, воспитания и развития личности.

Программа состоит из разделов:

I. Создание условий для развития и самореализации одаренных школьников

Задачи Содержание деятельности Сроки Ответственный
1. Способствовать получению дополнительного образования одаренными учащимися 1. Организация обучения учащихся:

– через элективные и факультативные курсы;

– в заочно-дистанционной школе “Молодые исследователи окружающей среды” при “Эколого-биологическом центре”.

В течение учебного года Учителя-предметники, руководители МО
2.Организация индивидуально-групповых занятий для “сильных учащихся”. В течение учебного года Учителя-предметники
3. Организация участия школьников в тестировании в ОГОУДПО (пк) специалистов “Центр мониторинга в образовании” с целью получения объективной оценки качества обучения выпускников школы. Январь-март Заместитель директора по УР
2. Обеспечить условия для самореализации интеллектуальных и творческих способностей школьников 1. Пропаганда научных знаний и развитие интереса к научной деятельности, реализация способностей учащихся в проведении районных олимпиад по общеобразовательным предметам. Участие в областных предметных олимпиадах. постоянно Учителя-предметники
2. Участие в ежегодных предметных олимпиадах АГУ на звание “Стипендиат АГУ”. Ноябрь-март Учителя-предметники 9-11 классов, руководители МО
3. Участие в ежегодном конкурсе при АГТУ “Абитуриент”. Март Учитель истории
4. Участие в Межрегиональной ежегодной заочной физико-математической олимпиаде. В течение учебного года МО учителей физико-математического цикла
5. Подготовка конкурсных работ “Человек в истории XX века” (всероссийский этап). В течение учебного года МО учителей истории, обществознание
6. Подготовка творческих работ на областной конкурс “Права ребенка в новом веке”. В течение учебного года МО учителей истории, обществознание
7. Участие в конкурсе научно-исследовательских работ старшеклассников в АГУ. Январь-март Учителя-предметники 10-11 классов
8. Подготовка работ на областной конкурс на лучший информационный ресурс о родном крае. В течение учебного года Учитель информатики;

руководители МО

9. Формирование команды и участие во Всероссийской дистанционной эвристической олимпиаде по компьютерной графике. В течение учебного года Учитель информатики; руководители МО
10. Приобщение учащихся к самостоятельной интеллектуальной исследовательской деятельности через школьное научное общество “Интеллект”. В течение учебного года Руководители творческих групп НОУ
11. Проведение научно-практических конференций. В течение учебного года Руководители творческих групп НОУ

II. Обеспечение готовности педагогического коллектива к решению проблемы по поиску, выявлению и обучению одаренных детей.

Задачи Содержание деятельности Сроки Ответственный
1. Развивать профессионально-личностную компетентность педагогов как средство обновления качества образования 1. Проведение практико-ориентированных семинаров по проблеме компетентностного образования. В течение учебного года Заместитель директора по УР
2. Формирование и развитие ИКТ-компетентности педагогов, способных грамотно ориентироваться в информационном пространстве. Создание условий для информационного сопровождения педагогов средствами электронных ресурсов. В течение учебного года Заместитель директора по УР
3. Организация курсовой подготовки педкадров, работающих с одаренными детьми. В течение учебного года Заместитель директора по УР
4. Проведение межпредметных методических объединений по проблемам развития одаренных детей. В течение учебного года Заместитель директора по УР
2.Способствовать повышению научно-теоретических знаний педагогов по работе с одаренными детьми 1. Организация работы постоянно действующего семинара для учителей, работающих с одаренными детьми:

а) Факторы, влияющие на развитие одаренности. Психолого-педагогическое сопровождение работы с одаренными школьниками.

б) Концепция работы с одаренными детьми. Формы и методы работы.

в)Разработка частных методик и технологий обучения одаренных детей и подростков.

В течение учебного года Психолог школы, руководители МО
3.Создание банка передового педагогического опыта по работе с одаренными школьниками 1. Создание учителями собственных методических разработок и публикация их на сайте Фестиваля педагогических идей “Открытый урок”, публикация своих материалов на официальном сайте МОУ “Тумакская СОШ”. В течение учебного года Учителя-предметники
2. Изучение на МО опыта работы по планированию, разработке программ, использованию методов и форм работы с одаренными учащимися. В течение учебного года Руководители МО
3.Взаимопосещение уроков, элективных и факультативных занятий с целью глубокого предметного анализа урока. В течение учебного года Руководители МО
4. Планирование и организация научно-методического семинара “Разработка элементов проектно-исследовательской деятельности одаренных учащихся”. III четверть Заместитель директора по УР

III. Информационно-методическое обеспечение процесса управления развитием одаренных детей и подростков

Задачи Содержание деятельности Сроки Ответственный
1. Осуществление информационно– методического обеспечения процесса развития учащихся 1. Подбор и составление учебных авторских программ для углубленного изучения предметов, элективных и факультативных курсов. Май-август Учителя-предметники
2. Проведение в школьной библиотеке информационных выставок по проблеме одаренных детей. Постоянно Заведующая библиотекой
3. Организация для учителей обзоров научно-методической литературы по проблеме. Постоянно Заведующая библиотекой
4. Обеспечение условий для работы с электронными ресурсами в сети Интернет. В течение учебного года Руководители МО
5. Создание пакета нормативно-методической литературы по теме “Программа работы с творчески одаренными детьми ”. В течение учебного года Руководители МО
6. Работа учебно-методических кафедр по изучению информационно-нормативных и методических материалов по проблеме. В течение учебного года Руководители МО

IV. Контроль за процессом развития одаренных детей.

Задачи Содержание деятельности Сроки Ответственный
1. Контроль качества используемых средств сбора информации 1. Контроль за степенью освоенности методического средства педагогами, работающими с одаренными детьми. Постоянно Заместитель директора по УР
2. Экспертиза школьных программ по работе с одаренными детьми. Август Методический совет
3. Проведение тематической проверки “Обеспечение условий для развития и самореализации одаренных школьников”. Апрель Заместитель директора по УР
2. Диагностика образовательного процесса 1. Проведение входного контроля (анкетирование) на уровне собственных знаний и умений, самооценка возможностей, формирование потребностей и запросов в виде тем для лекций, консультаций, спецкурсов и факультативов. Сентябрь Психолог, заместитель директора по УР
2. Итоговый контроль – подведение итогов обучения по программе, осмысление собственных проблем, перспектив и задач собственного интеллектуального роста. Май Психолог, заместитель директора по УР
3. Тематические проверки:

– “Развитие общеучебных умений и навыков учащихся”;

– “Управление познавательной деятельностью одаренных детей”.

I полугодие

II полугодие

Психолог, заместитель директора по УР