Цель:
- Отметить взаимосвязь между усилением Московского княжества при Дмитрии Ивановиче и началом противостояния Золотой Орде; охарактеризовать деятельность Дмитрия Донского и указать роль этого князя в борьбе с Ордой; проанализировать два основных столкновения этого периода: Куликовскую битву и взятие Москвы Тохтамышем.
- Развивать у школьников:
- умение самостоятельно работать с источниками и литературой,
- навыки публичного выступления и умения отстаивать свою точку зрения;
- умение четко и правильно формулировать вопросы;
- исследовательские способности при анализе исторических документов.
- Формировать у учащихся чувство патриотизма, гордости за славные страницы нашей истории, а также умение объективно оценивать деятельность исторических лиц в контексте данных исторических реалий.
План:
- Фронтальный опрос по понятиям, датам и записям в тетрадях.
Вопросы^
- Правление Дмитрия Донского. Выступление с презентацией с последующим обсуждением.
- Куликовская битва. Описание хода битвы с использованием мультимедийной схемы данного сражения. Обсуждение.
- Значение битвы в трудах историков.
- Нашествие Тохтамыша. Анализ отрывка из работы Н.И.Костомарова.
- Закрепление материала. Выполение заданий по карточкам.
- Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Основные понятия:
- “Задонщина”– летописная повесть, автор Софоний Рязанец.
- “Замятня” – период междоусобицы в Золотой Орде;
- Мурза – золотоордынский вельможа.
Даты:
1359–1389 гг. – правление московского князя Дмитрия Ивановича; 1378 г. – битва на р.Воже; 8 сентября 1380г. – Куликовская битва; 1382 г. – нашествие Тохтамыша.
Оборудование: карта “Образование и расширение Российского государства (XIV–XVI вв.)”, генеалогическое древо основных русских родов “Русь – Россия – Российская империя”, компьютер, мультимедийная схема Куликовской битвы, презентация “Дмитрий Иванович Донской”, карточки.
Опережающее задание: прочитать стр.175–181 из § 22 учебника А.Н.Сахарова, В.И.Буганова “История России с древнейших времен до конца XVII века”.
Ход урока
I. Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрим один из самых ярких периодов в истории нашей страны, а именно, начало активного противостояния Орде. Связано оно с именем прославленного московского князя Дмитрия Донского.
Вспомним основные моменты, предшествующие этому времени.
- Когда хан Батый во главе монголо-татарских войск напал на Русские княжества?
- Можно ли это назвать агрессией? Дайте определение.
- Какое государство образовали монголы после нашествия, где оно находится и как называется её столица?
- В чем проявлялось золотоордынское иго?
- Кто такие баскаки?
- Как происходило получение ярлыка?
- Какие княжества начинают усиливаться к XIV веку и претендовать на роль объединителя русских земель?
- Назовите причины возвышения Москвы.
- При каком князе началось это возвышение? Назовите даты его правления.
Работа с картой
К карте вызываетс ученик, остальные ребята просят его на карте показать места, связанные с Золотой Ордой и её владычеством.
II. У.: Таким образом, мы подошли к правлению Дмитрия Ивановча, внука Ивана Калиты. (Показать по генеалогическому древу.) Запишите в тетрадях дату правления этого князя.
Вам на дом давалось задание прочитать параграф по этой теме. Поэтому после выступления задавайте вопросы выступающему.
Выступление ученика с подготовленной им презентацией “Дмитрий Иванович Донской”. После обсуждения учащиеся записывают вывод:
При Дмитрии Ивановиче началось открытое противостояние с Золотой Ордой.
Причины:
- усиление Московского княжества;
- ослабление Орды.
III. Перед выступлением о ходе Куликовской битвы, записывается дата этой битвы. Указывается, что основной источник сведений о битве – летописная повесть “Задонщина” Софония Рязанца. Приложение 1
После выступления – обсуждение по вопросам учащихся.(Вопросы могут быть приготовлены заранее или составлены по ходу выступления)по вопросам учащихсянейших времен до конца XVII века"
У.: Выясить значение этой битвы нам помогут известные русские историки.
Раздаются карточки. Приложение 2. После прочтения учащиеся формулируют значение битвы и записывают его:
- Победа в Куликовской битве показала возрождение сил России (Карамзин).
- Победа Европы над Азией.(Соловьев)
- Москва стала политическим лидером Руси, её князь – вождем национального значения. (Ключевский)
IV. У.: Однако с игом будет окончательно покончено только через 100 лет. Здесь необходимо рассмотреть трагический момент в нашей истории – нашествие хана Тохтамыша. Записать дату.
Изучается отрывок из сочинения Н.И. Костомарова. Приложение 3.
У.: Это событие достаточно подробно запечатлено в “Повести о разорении Москвы ханом Тохтамышем”, написанной в нач. XIV века со слов участника событий. Её переложил с древнерусского на современный язык и подробно изложил в своей работе русский историк Костомаров.
Далее проводится беседа по вопросам.
Вопросы к тексту:
- Почему Тохтамыш в 1382 году решил напасть на Москву, ведь объективно Дмитрий Донской помог ему победить Мамая, разбив его войско в Куликовской битве?
- Кто из русских князей сопровождал Тохтамыша в этом походе?
- Что предпринял Дмитрий Иванович, узнав о приближении вражеских войск? Попытайтесь объяснить, почему он так поступил.
- Как Тохтамышу удалось взять Москву?
- Кто и как сумел остановть золотоордынского хана от полного разорения всех русских княжеств?
- Как следовало бы поступитьДмитрию Ивановичу, чтобы избежать трагедии?
- Добился ли Тохтамыш цели своего похода?
IV. Подводятся итоги урока, которые записываются в тетрадь:
- С правлением московского князя Дмитрия Ивановича связано начало организованного противостояния большинства русских княжеств Золотой Орде.
- Нашествие хана Тохтамыша не перечеркнуло победу на Куликовом поле, хотя отодвинуло окончательную ликвидацию зависимости от Золотой Орды на 100 лет.
V. Выставление оценок, анализ их. Домашне задание: прочитать §23 п.1, записи в тетради.