"Кислоты" (разработка урока)

Разделы: Химия


Цель: Сформировать представления учащихся о кислотах как одном из классов неорганических веществ

Задачи:

  • Воспитательные: содействовать у учащихся формированию естественно-научной картины мира;   обогатить представление учащихся об общем, особенном и единичном в составе и свойствах кислот; воспитывать у учащихся уверенность в своих силах, умение действовать самостоятельно.
  • Образовательные: продолжить формирование понятий об основных классах неорганических соединений – классе кислот; организовать деятельность учащихся по изучению состава, номенклатуры и классификации кислот; продолжить работу по выработке навыков и умений работать с лабораторным оборудованием и химическими веществами.
  • Развивающиеся: создать условия для повышения познавательной активности учащихся в приобретении новых знаний; развивать самостоятельность и креативность мышления; развивать умения учащихся работать в парах, совершенствуя практические умения и навыки.

Техники и приемы, используемые на уроке:

  • технология проблемно-диалогического изучения данного материала;
  • технология разноуровневого обучения (выполнение заданий);
  • технология проектного обучения (начало исследовательской деятельности).
  • словесные – рассказ учителя, беседа с учащимися;
  • наглядные и практические (знакомство с химическими веществами и выполнение учащимися лабораторного опыта).

Межпредметные связи: с биологией, физикой, математикой и русским языком.

Оборудование для урока:

  1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс
  2. Габриелян О.С. Рабочая тетрадь к учебнику Габриеляна О.С.
  3. Габриелян О.С. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ
  4. Габриелян О.С. Настольная книга учителя
  5. Таблицы “Кислоты”, “Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева”, “Таблица растворимости”
  6. Оборудование: химические стаканчики, химические вещества

Реактивы:

  1. Набор неорганических кислот: серная, соляная, азотная, фосфорная
  2. Набор органических кислот: аскорбиновая, уксусная
  3. Яблоко, лимон, щавель, молоко
  4. Набор индикаторов: фенолфталеин, лакмус, метиловый оранжевый.

Девиз: “Просто знать – еще не все знания, нужно уметь использовать”. (Иоганн Гете)

Ход урока

Этапы и временные рамки урока Содержание и деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный этап.

Задача: Подготовить учащихся к работе на уроке (2мин)

Взаимные приветствия.

Фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния класса и готовность учеников к уроку; организация внимания и психологический настрой учеников на проведение урока-путешествия.

(Учитель сообщает цель, маршрут путешествия и конечный результат)

Готовность учеников к уроку.
II. Актуализация знаний.

Задача: Установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания учениками.

В ходе проверки устранить ошибки, совершенствуя при этом знания, умения и навыки

(5 мин)

Какую тему мы изучали на протяжении последних уроков?

(Учитель задает всему классу вопрос)

Изучали тему: “Соединения химических элементов”.
Какие соединения химических элементов мы уже изучили?

(Учитель задает всему классу вопрос)

Познакомились с классом оксидов, оснований.
Из перечисленных химических формул, выберите оксиды и основания и запишите в таблицу:

MgO, NaOH, H2S, N2 O5, Zn(OH)2, K2O, HCI, SiO2, Ba (OH)2, H2SO4, H3PO4, CuO, Ca(OH)2, Fe(OH)3, HNO3

Заполнение таблицы у доски двумя учениками, а остальные работают в тетрадях.

Знания оценивает учитель и сами ученики. За пять правильных ответов ставят оценку “5”, четыре – “4”, и т.д.

оксиды основания
1    
2    
3    
4    
5    
Дать названия оксидам и основаниям.

(Учитель вызывает учащихся к доске, а остальные занимаются самооценкой)

Возникает проблемная ситуация, которая будет решаться с помощью подводящего и побуждающего диалога. Обратите внимание!

Почему некоторые химические формулы вы не записали в таблицу? (Учитель создает проблему)

Данные формулы нельзя отнести ни к оксидам, ни к основаниям, потому что они не соответствуют им по составу.
  Совершенно верно. Молодцы! Сегодня мы расширим ваши знания о сложных веществах и познакомимся с еще одним классом неорганических соединений – классом кислот.  
III. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Задача: формирование познавательного мотива при создании учителем проблемы.

(25 мин)

Ребята! Сегодня я вас приглашаю совершить путешествие в мир кислот. Девизом нашего необычного урока-путешествия будет:

“Просто знать – еще не все, знания нужно уметь использовать”.

Путешествие предлагаю начать с записей в путевом дневнике. А путевым дневником будет ваша рабочая тетрадь. По пути следования мы сделаем несколько остановок на таких станциях, как: информационная, экспериментальная, практическая.

И так в добрый путь!

Ребята! А что вы хотите узнать о кислотах? (Учитель задает вопросы путешественникам)

Данная проблема решается с помощью диалога с учителем.

Учащиеся записывают их в тетрадь

1) Станция “Информационная”. Мы прибываем на станцию информационную.  
  Где встречаются кислоты в природе?

(Учитель задает вопрос учащимся и стремится к тому, чтобы учащиеся сами назвали тему данного урока и пытались решать проблему через фрагмент из дополнительных источников)

Учитель сообщает о том, что лимонная кислота встречается в лимонах, яблочная – в яблоках, щавелевая – в листья щавеля и др.

Учащийся делает небольшое сообщение об уксусной кислоте.

(Приложение 1)

Но! Есть такие кислоты, которые не встречаются в природе и получены они искусственным путем. К ним относятся: серная, соляная, азотная, фосфорная, угольная кислоты и др. (Учитель пишет тему урока и несколько химических формул кислот на доске) Ученики записывают тему этого урока.

 

Ребята, а что общего вы нашли в строении данных кислот? (Учитель дополняет: а все оставшееся это остатки, а если остатки эти у кислот, то остатки будет называться кислотными и так, даем определение) У всех есть атом водорода.

 

Задача:

Формирование понятия кислоты, кислотного остатка.

Кислотами называют сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка

Общая формула кислот: НхКО, где Нх – атом водорода, а КО – кислотный остаток

Кислотные остатки бывают:

А) простые – CI, S, Br

Б) сложные – SO4, CO3, PO4

Ученики записывают определение и общую формулу в тетрадь.
Выполнение задания № 1

Допишите определение, вставив пропущенные буквы

(Учитель оказывает помощь ученикам)

Учащиеся открывают с. 66 (рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна) и записывают в тетрадь.
Что такое кислотный остаток и как определить его валентность? Учащиеся записывают в тетрадь.
Посмотрите на формулы следующих кислот: HCI, H2S и они называются хлороводород, сероводород.

(На первом месте в названии формулы химический знак, а затем водород)

А такие кислоты как: H2SO4, H3PO4 они называются русским названием соответствующего элемента: серная, фосфорная кислоты.

Учащиеся записывают в тетрадь.

Учащиеся слушают.

  А в чем еще отличие этих кислот?

(Учитель поясняет валентность кислотного остатка)

Атомов водорода, в одном случае два, а в другом три.
Выполнение задания № 2

1-уровень: перепишите формулы кислот в тетрадь: HCI, H2SO4, H3PO4. Назовите кислоты. В формулах подчеркните кислотные остатки, определив их валентность.

2-уровень: перепишите формулы кислот в тетрадь: HNO3, H2S, HBr, H2CO3. Назовите кислоты. В формулах подчеркните кислотные остатки, определив их валентность.

3-уровень: перепишите формулы кислот в тетрадь: HNO2, H2SO3, HI, H2SiO3, HF. Назовите кислоты. В формулах подчеркните кислотные остатки, определив их валентность.

(Учитель организует взаимопроверку)

Самостоятельная работа в тетрадях и работа трех учащихся у доски.

Индивидуальная работа и индивидуальный ответ.

Чем данные кислоты отличаются друг от друга по составу?

Совершенно верно! Состав кислот различен, и классифицировать их также можно по-разному.

Разный состав кислот.
Задача:

Организовать деятельность учащихся по классификации кислот.

Классификация кислот: (по отдельным признакам)

А) по нахождению в природе

Б) по наличию кислорода в кислотном остатке

В) по основности кислотного остатка

Г) по растворимости в воде

(Объяснение учителя)

Выполнение задания № 3

Выясните и запишите, на каком признаке основывается каждая из классификаций

1 вариант

Кислоты: H3PO4, H2S, HNO3 называются ________________________

Признак, положенный в основу классификации___________________

2 вариант

Кислоты: H2S, HCI, HCN называются _________

HNO3, H2SO4, H3PO4 называются _____________

Признак, положенный в основу классификации ___________________

3 вариант

Кислоты: HCI, HCN, HNO3 называются _______

H2S, H2SO4, H2CO3 называются _______________

H3PO4 называется __________________________

Признак, положенный в основу классификации __________________________________________

4 вариант

Кислоты: HCI, HI называются _______________

Лимонная, уксусная ________________________

Признак, положенный в основу классификации __________________________________________

Пользуясь таблицей растворимости, приведите примеры растворимых и нерастворимых кислот __________________________________________

(Учитель комментирует ответ)

 

Учащиеся слушают.

 

Четыре человека выполняют задание на доске, остальные учащиеся самостоятельно.

Работа в тетрадях.

 

Работа учеников с таблицей растворимости.

  Молодцы! С заданиями справились. Поезд отправляется дальше.  
  Выполнение задания № 4

Придумайте к слову “кислота” прилагательное. Слова “кислота” и “кислый” имеют один корень, и действительно, кислоты имеют кислый вкус. К тому же, многие из вас пробовали лимонную кислоту на вкус.

Помните о том, что эта кислота пищевая! Однако, не все кислоты можно пробовать на вкус, так как многие из них ядовиты.

Если пробуешь на вкус
Ты все непременно,
Может, мальчик, ты не трус,
Но глупец отменный!

“Кислый”

учащиеся вступают в беседу между собой и учителем.

 

Учащиеся слушают стихи о ТБ.

2) станция “Экспериментальная”.

Задача: Закрепление умений самостоятельно проделывать опыты, соблюдая ТБ, делать выводы и обобщать.

 

Впереди станция экспериментальная

Внимание! Внимание! Внимание!

На пути нашего следования зажигается красный свет, который требует остановиться.

Серную, соляную, азотную, фосфорную кислоты получают искусственным путем. Такие кислоты называют концентрированными, но очень часто приходится работать с разбавленными кислотами. Нужно всегда помнить, кислоту надо приливать в воду, а не наоборот.

(Учитель дает пояснения)

Работа с учебником с.106
Как можно распознать кислоты, пробуя на вкус?

Правильно, с помощью индикаторов (лакмуса, фенолфталеина, метилового оранжевого)

Сообщение об индикаторах (Приложение 2 )

Повторение ТБ при работе с кислотами. Выполнение лабораторного опыта по инструктивным карточкам и оформление отчета.

(Приложение 3)

 

(Выполнение лабораторного опыта по инструктивной карточке)

Действие кислот на индикаторы

Формула и название кислот индикаторы
фенолфталеин лакмус метиловый оранжевый
Соляная кислота      
Серная кислота      
Азотная кислота      
Уксусная кислота      
Выводы: раствор индикаторов в кислой среде меняет окраску
Выполнение задания № 5

Подтвердите с помощью учебника вывод по лабораторному опыту.

(Учитель подводит итоги и загадывает загадки об индикаторах)

Учащиеся выполняют задания в тетрадях. (Приложение 4)
3) Станция “Практическая”.

Задача: Организовать учащихся на выполнение заданий.

Мы прибываем на станцию практическую.

Мы с вами устали и теперь давайте поиграем в игру “третий лишний”

А) HCI, HNO3, H3PO4

Б) H2SiO3, HF, HI

В) H2SO4 H2S H3BO3

Ученики выполняют задания в тетради, затем, отвечают, аргументируя свой ответ.
IV. Этап закрепления пройденного материала.

Задача: закрепить знания и умения необходимые для самостоятельной работы по новому материалу

(3 мин)

 

Наше путешествие в страну кислот закончилось.

Мы вспомнили такие ранее изученные понятия, как оксиды, основания

Узнали новые понятия такие, как кислоты, кислотный остаток и другие

Мы отработали такие умения, как правильное обращение с кислотами

И к концу урока мы четко уяснили, что кислоты – это еще один класс неорганических соединений. Нам необходимы не только теоретические знания о них, но и практические умения работать с ними, соблюдая правила техники безопасности. Хотя на данном этапе наш урок-путешествие закончен, но мы с вами будем и в дальнейшем знакомиться и изучать свойства таких веществ, как кислоты. Нам предстоит узнать еще очень много нового и интересного не только о кислотах, но и о других веществах.

Коллективное обсуждение полученных результатов. Учитель выставляет общие оценки за урок в путевой дневник.

 

Рефлексия

Задача: Создать условия для самооценки учебной деятельности.

А теперь, мне хотелось бы узнать ваше мнение о данном уроке. Для этого выполните рефлексивный тест:

1. Я узнал много нового материала
2. Мне это пригодится в жизни
3. На все возникшие вопросы я получила ответы
4. На уроке я поработала добросовестно.

Учащиеся ставят либо плюс, либо минус, а учитель выставляет оценки за урок.
V. Этап информации о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Задача: сообщить учащимся о домашнем задании, объяснить, как его выполнять

(5 мин)

Прочитать с.102 – 107 , ответить на вопрос № 3 (письменно) и проделать эксперимент

Домашний эксперимент

Говорят, что впервые индикаторы обнаружил английский химик Р. Бойль (1663г.). Случайно капнув серной кислотой на лепесток фиалки, он увидел, что цвет лепестка изменился. Он сделал вывод, что кислоты изменяют цвет окрашенных растительных соков. Вам необходимо в домашних условиях исследовать действие раствора лимонной кислоты (его можно заменить соком квашеной капусты) на лист любого комнатного растения. Написать мини-отчет и сделать вывод.

На этом наш урок закончен. Спасибо за работу!

Записывают домашнее задание в дневниках.

Ученики должны выполнить эксперимент и составить отчет.