Методические рекомендации предназначены для преподавателей и начинающих учеников по индивидуальному обучению игре на музыкальном инструменте.
Занятия направлены на формирование интереса у обучающихся, созданием ситуации успешности (за одно занятие в 45 минут можно сыграть и спеть не менее пяти песен), развитие навыка подбора аккомпанемента к школьным, студенческим и популярным песням по слуху. Это позволит накопить и обогатить музыкально-исполнительский багаж выпускников педагогических заведений, подготовить к музыкальной работе в школе.
От простого к сложному, по усмотрению учителя и в зависимости от индивидуальных особенностей учеников будет ненавязчиво проходить изучение нотной грамоты, игра и чтение нот с листа.
Распределение исполнительского объема на уроке не регламентируется и зависит от индивидуальных способностей обучающихся.
Цель занятий: формирование эмоционально-осознанного и деятельно-практического отношения студентов к игре на музыкальном инструменте через создание ситуации успеха.
Задачи:
- Формирование эмоционально-осознанного и деятельно-практического отношения к игре на музыкальном инструменте;
- Развитие ладо-гармонического слуха у обучающихся;
- Освоение простейшего аккомпанемента в аккордовом и мелодическом изложении в процессе собственного пения;
- Простейшая музыкальная импровизация исходя от образного содержания темы.
Освоение основных функций лада на слух и в процессе игры
До мажор
Познакомить на клавиатуре с тремя ступенями до и фа первой октавы, соль малой октавы.
Задания студентам:
- Найти и сыграть данные клавиши по всей клавиатуре инструмента (вначале все “ДО”, затем все “ФА”, затем все “СОЛЬ”).
- От каждой клавиши построить и сыграть одновременно еще два звука через один. Получился аккорд, который называется трезвучием.
Объяснение учителя с демонстрацией на инструменте:
а) 2 обращения трезвучий;
б) буквенные обозначения нот: С – до, F – фа, G – соль.
в) характеристика звучания мажорных трезвучий и лада.
Тоника и доминанта
Задание студентам:
1. Играть цепочку № 1 сначала в аккордовом, а затем в мелодическом изложении.
Аккордовое изложение – в ритме шага, на счет – раз и, два и.
Левой рукой играть бас, правой рукой играть аккорд.
Мелодическое изложение – в ритме вальса, на счет раз, два, три.
Левой рукой играть бас, правой рукой – аккорд в мелодическом изложении.
Цепочка № 1.
Аккорд |
Соль | Соль | Соль |
Ми | Ре | Ми | |
До | Си | До | |
Бас | До | Соль | До |
Буквенное обозначение аккордов | C5/3 | G6 | C5/3 |
(То же самое обозначить в нотной записи.)
Задание студентам:
- Играть цепочку № 1 в аккордовом и мелодическом изложении. Ритм вальса, на счет – раз и два и , три и.
- Левой рукой играть бас, правой рукой играть аккорд, аккорд. Аппликатура меняется. Не настаивать на обязательной. Играть аккорды и петь песни под собственный аккомпанемент вместе с учителем:
Тоника, субдоминанта, доминанта
Задание студентам:
Играть цепочку № 2 в аккордовом и мелодическом изложении.
а) Ритм шага, на счет – раз и два и.
б) Ритм вальса, на счет “раз” – левой рукой
играть бас , на счет “два” и “три” правой рукой
играть аккорды.
Цепочка № 2.
Соль | Ля | Соль | Соль | Соль | |
Ми | Фа | Ми | Ре | Ми | |
До | До | До | Си | До | |
Бас | До | Фа | До | Соль | До |
Буквенное обозначение аккордов | C5/3 | F 4/6 | C5/3 | G6 | C5/3 |
в) Разучить детские песни с пением под собственный аккомпанемент. (Приложение 2).
Домашнее задание:
- Играть цепочку аккордов из трех функций мажора в двух- и трехдольных размерах. (S – Т – D – T). Бас исполняется всегда на первую долю.
- Петь изученные песни под собственный аккомпанемент.
- Записать в тетрадь звукоряды в скрипичном и басовом ключе с обозначением аппликатуры, октав, слогового и буквенного обозначения нот. (самостоятельная работа)
Задания студентам:
- Играть звукоряд в две октавы отдельно каждой рукой, соблюдая указанную аппликатуру.
- Запомнить расположение на нотном стане нот до, фа и соль в скрипичном и басовом ключе.
- Пение новых песен под собственный аккомпанемент в тональности ДО-мажор. (По выбору учителя и студента.)
Буквенное обозначение нот
Мажор – свет, радость, уверенность.
До мажор: | ДО; | РЕ, | МИ, | ФА, | СОЛЬ, | ЛЯ, | СИ. |
С Dur: | C | D | E | F | G | A | H |
Основные функции лада:
ТОНИКА 1 ступень
СУБДОМИНАНТА 4 ступень
ДОМИНАНТА 5 ступень
Домашнее задание:
- Закреплять исполнение цепочки аккордов из трех функций мажора в двух- и трех-дольных размерах. (S – Т – D – T) Отрабатывать исполнение ритмов вальса и марша.
- Петь изученные песни под собственный аккомпанемент.
- Записать в тетрадь длительности нот и пауз.(самостоятельная работа)
Танцевальные ритмы.
(Пляска, частушка)Функции – S – Т – D – T
Цепочка к плясовой – F – C – G – C
Ля | Соль | Соль | Соль | |
Фа | Ми | Ре | Ми | |
До | До | Си | До | |
Бас | Фа | До | Соль | До |
F | C | G | C |
Фактура изложения аккомпанемента бывает – аккордовой – все звуки одновременно и мелодической – все звуки исполняются последовательно.
Задание студентам:
1.Играть плясовую в ДО – мажоре.
в аккордовом и мелодическом изложении.
Форма трехчастная:
1 часть – А;
2 часть – М;
3 часть – А.
“А” – аккордовая фактура изложения,
“М” – мелодическая фактура изложения.
Домашнее задание:
Закрепить исполнение ритмов плясовой музыки. Выучить песню – пляску “Ах, вы сени, мои сени”.
Музыкальный образ и выразительность в музыке.
Музыкальный образ – отражение жизненного содержания и душевного состояния человека средствами музыки. Образы бывают разные, значит средства выразительности тоже разные. Выразительность должна отражаться в аккомпанементе и в пении.
Задания студентам:
1. Подобрать на клавиатуре звуки к следующим образам:
Слоны, птицы, люди, дождь, ручей, гром и т.д.
Передать звуками на музыкальном инструменте характер предложенных образов.
2. Запись в тетради:
Регистр – объем звуков определенной высоты. Регистры бывают
Высокие, средние и низкие.
Динамика – сила звука.
(Динамические оттенки изучить самостоятельно).
Темп – скорость звука.
Домашнее задание:
- Играть цепочки в разных ритмах;
- Изменять в исполнении средства выразительности в зависимости от образа;
- Заполнить таблицу. (Приложение 3)
МИНОР.
- Минор – тень, печаль, лирика.
Moll c, d, es, f, g, as, b.
- Учителю проиллюстрировать основные функции до-минора.
Задание студентам:
- Играть цепочку № 3.
- Сравнить функции мажора и минора и отметить, что изменилось всего две клавиши, и характер тоже изменился.
- Проиграть со студентами функции минора в аккордовом и мелодическом изложении.
Цепочка № 3
Соль | Ля-бемоль | Соль | Соль | Соль | |
Ми-бемоль | Фа | Ми-бемоль | Ре | Ми | |
До | До | До | Си | До | |
Бас | До | Фа | До | Соль | До |
Буквенное обозначение аккордов | C5/3 | F 4/6 | C5/3 | G6 | C5/3 |
Домашнее задание:
Выучить Р.Н.П. “Во поле береза стояла” с пением под собственный аккомпанемент. (Приложение 3).
Подобрать на слух аккорды к Б.Н.П. “Перепелочка”.
Чтение нот с листа.
1. Объяснение:
Мелодия – звуковой рисунок.
Ритм – организация звуковых длительностей
Задание студентам:
2. Чтение нот с листа (упражнений или попевок), состоящих в объеме 2 – 3-х нот и из половинных и четвертных длительностей.
3. Освоение 7 и 3 ступени в миноре, построение аккордов и их исполнение.
Цепочка № 4.
Соль | Ля-бемоль | Фа | Соль | Соль | Соль | |
Ми-бемоль | Фа | Ре | Ми-бемоль | Ре | Ми | |
До | До | Си-бемоль | Си-бемоль | Си | До | |
Бас | До | Фа | Си-бемоль | Ми-бемоль | Соль | До |
Буквенное обозначение аккордов | C5/3 | F 4/6 | В | Еs | G6 | C5/3 |
Домашнее задание
1. Играть цепочку № 4;
2. Разучить и спеть песни под собственный аккомпанемент. (Приложение 4).
Примечание: Освоение песен в разных тональностях. (Приложение 4)
Контрольные требования для первого года обучения:.
До мажор, до минор.
- Цепочка функций в мажоре С – F – C – G – C :
а) аккордовое изложение на счет раз и, два и.;
б) мелодическое изложение на счет раз, два, три.
- Цепочка функций в миноре Сm – Fm –B – Es – Cm – G – Cm :
а) аккордовое изложение на счет раз и, два и.;
б) мелодическое изложение на счет раз, два, три.
В дальнейшем аккордовое изложение обозначается под буквой “а”, мелодическое изложение обозначается буквой “б”.
- Вальс в мажоре (а – б – а)
Вальс в миноре от ступеней С – Fm – В – Ees – G – C (а – б – а)
- Плясовая в мажоре от F – C – G – C (а – б – а)
Плясовая в миноре от F – C – G – C (а – б – а)
- Марш в мажоре от ступеней F–C–G–C на ритмоинтонацию “Стой, кто идет?”. (а – б – а)