Урок математики в 1-м классе по образовательной программе "Школа-2000"

Разделы: Математика


Основные цели:

  • сформировать представление о понятиях области и границы, использовать эти понятия при выполнении заданий;
  • закрепить знание состава чисел 2-6;
  • воспитывать навыки взаимовыручки, взаимопонимания, учиться слушать и слышать друг друга.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение, аналогия.

Демонстрационный материал:

  • карта Свердловской области;
  • табличка с девизом урока;
  • числовой ряд (1-10…);
  • таблички с записью решений задач в стихах;
  • таблички-изображения чисел 1-6 ( цифры-точки);
  • таблички-образцы написания цифр 1-7;
  • таблички с названием темы, таблички-понятия урока, таблички-определения;
  • эталон для самопроверки самостоятельной работы;
  • нарисованные на доске числовые “дорожки” – примеры с карточками-ответами и ответами-“ловушками”;
  • таблички-образцы штриховки;
  • толковый словарь Ожегова С.И.
  • листы А-4 для этапа рефлексии с буквами (М, О, Л, О, Д, Е, Ц).

Ход урока

1. Самоопределение к учебной деятельности

– Милые Любознайки и Любознатики

Мы начинаем урок …(МАТЕМАТИКИ) !

– Чем мы занимались на предыдущих уроках?

– А сегодня хочется узнать что-нибудь новенькое?

– Где мы живем?

– Зачем нужны карты? Эта карта Свердловской области поможет нам совершить увлекательное математическое путешествие по родному краю. В пути могут встретиться “ловушки”, различные трудности. Что необходимо взять с собой? Пусть девизом будут слова: “ Один за всех, все за одного!”

– Закрыли глазки, включили Машину Воображения.

2. Актуализация знаний

– Начало путешествия – родной Новоуральск, где нам все должно быть знакомо!

1) – счет 5 – 14; 12 – 3

– предыдущее для чисел 2, 15; как получить предыдущее число?

– последующее для чисел 7, 19; как получить последующее число?

– какое число стоит между 6 и 8, 13 и 15?

– какое число находится справа от 9, слева от 16?

– назови “соседей” числа 15

– Что нам всегда может помочь в случае затруднения? (Числовой ряд.)

2) –Когда путешественники хотят узнать, что их ждет впереди, они высылают разведчиков. … и … – “разведчики”-поработают у доски, а мы с вами порешаем задачки.

– Выберите правильное решение, докажите.

а) Два кубика у Маши, четыре у Наташи.  А сколько же их вместе у Маши и Наташи? 2 + 4 = 6
б) Один лягушонок сидит у пруда, две утки плывут неизвестно куда.

Три рыбки у берега тихо плеснули и в синюю воду обратно нырнули. Сколько их всего? 1 + 2 + 3 = 6

в)

Что хромаешь ты, жучок?
Ранил лапку о сучок…
Прежде на своих шести
Очень быстро мог ползти.

На скольких лапках ползет теперь паучок? 6 – 1 = 5

А сейчас проверим ваше внимание!

– Сколько точек видите на чертеже? Назовите их.

– Сколько треугольников на чертеже? Покажите их.

– Какая линия ограничивает треугольник – замкнутая или незамкнутая?

Примеры-“дорожки” нарисованы на доске. “ Разведчики”, выполнив действия, выбрали из трех предложенных карточек-ответов одну( две карточки-“ловушки” с обратной стороны пустые, на третьей напечатано слово-понятие урока).

Все дальше и дальше мы от родного города. Чтобы не сбиться с пути, посмотрим на карту.

– Что обозначают точки на карте? Покажите и назовите города Свердловской области. Какой город главный? Какая линия выделяет, ограничивает Свердловскую область? ( Замкнутая.)

3. Постановка проблемы

– Хотите узнать, как правильно называется эта линия и все пространство внутри линии?

– Итак, скажите, что будет целью нашего путешествия?

– Давайте проверим работу “разведчиков”, вдруг они уже нашли ответы на эти вопросы.

(Проверка вычислений “разведчиков”: слева – слово “граница”, справа – “область”.)

Наш урок-путешествие называется “ Области и границы”.

4. Проектирование и фиксация нового знания

– Как изображена на карте граница? Что такое граница?

Точный ответ найдем в толковом словаре Ожегова, я вам помогу прочитать.

– Что находится внутри линии- границы? (Область.) Послушайте, как словарь объясняет значение этого слова.

– Назовите города, которые находятся в Свердловской области.

– Найдите города, которые не входят в Свердловскую область.

1) Работа с учебником.

– Откроем учебник на с. 60, №1.

– Ой, ребята! Здесь тоже карта, но почему-то граница другая. Почему? Давайте сравним карты. Чем похожи? Какие города есть в Московской области? Назовите самый главный город нашей страны. А какие города нам знакомы по “Букварю”? (Верея, Чехов)

– А что находится за границей Московской области?

– Правильно, бабочки, цветы, пчелы… Вот красота! Пора сделать привал и отдохнуть!

Физкультминутка

1, 2, 3, 4, 5 – вышли дети погулять.
Остановились на лугу,
Я вперед скорей бегу!
Лютики, ромашки, розовые кашки
Собирал наш первый класс.
Вот какой букет у нас!

– Потянемся к солнышку! Глубоко подышим свежим воздухом! Продолжаем путешествие!

2) с.60, № 2

– Обведите границу красным карандашом. Заштрихуйте область синим карандашом ( вертикальная штриховка).

– Назовите точки внутри границы, на границе, снаружи.

– Можно ли попасть из т. В в т. Д , не пересекая границу? А из т.Б в т.Д?

5. Первичное закрепление

( Работа у доски и в учебнике, с. 60, №3)

– А вот какое-то неизвестное местечко. Давайте раскроем все его секреты, для этого выполним три задания:

  1. обведите границу красным цветом;
  2. выполните горизонтальную штриховку области синим карандашом;
  3. отметьте точки А и Б на границе, точки Д и Е внутри границы, точки М и К снаружи границы.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

– Посмотрите, что происходит. Все больше и больше “белых” неизведанных пятен. Вам предстоит проявить старание, сосредоточиться и быть очень внимательными.

с. 60, № 4

– Сколько всего фигур? Давайте их пронумеруем.

1-й ряд – 1-я и 5-я фигуры,
2-й ряд – 3-я и 6-я,
3-й ряд – 2-я и 4-я фигуры.

Каждому ряду обвести границы своих фигур красным карандашом и выполнить штриховку областей синим карандашом. У вас ровно 1 минута.

– Проверим! Поставьте “+” те, у кого так, как в образце и встаньте, пожалуйста. У кого не так, поставьте “?”. А что у тебя не так? Почему? Какое было задание? Что делать, чтобы не допускать таких ошибок?

Физкультминутка

По тропинке мы пойдем
Речку мимо обойдем,
Перепрыгнем ручеек.
Посмотрели мы направо,
Посмотрели мы налево,
Посмотрели вверх на солнышко,
Посмотрели вниз на травку.
Ах, как красиво!

7. Включение в систему знаний и повторение

– Дальше по лесу пошли
И грибочки мы нашли.
Можем их пересчитать:
1, 2, 3, 4, 5.

1) с. 61, №9

– Найди “ лишний” гриб, докажи.

2) “ Прописи”

– А сейчас полюбуемся на красивые узоры из цифр, разгадаем их секрет и попробуем написать так же красиво.

12 21
34 56

Физкультминутка для пальчиков

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

– И вот мы снова в классе. А что является границей нашего класса? А областью?

– Как изображается граница?

– Что находится внутри границы?

– Дома придумайте, пожалуйста, примеры своих границ и областей.

– Закройте глазки! Вспомните наше путешествие от начала до конца, свою работу. Оцените! Если все отлично- приклейте кружок- точку внутри границы, если были затруднения- на границе, если что- то не понял и требуется помощь- снаружи границы.

(Дети работают в группах, 7 групп, у каждой на листе нарисована объемная буква, наклеив кружки, прикрепляют лист на доску. В результате на доске получается слово “МОЛОДЕЦ”. )

– Как же мы поработали сегодня на уроке?

– Путешествию – конец, кто с нами был, тот – МОЛОДЕЦ!