Классный час на тему "Чтобы поверить в добро, надо начать делать его"

Разделы: Классное руководство


Цель: формировать у обучающихся ценностную ориентацию, стремление совершать добрые поступки, пробуждать добрые чувства.

Задачи:

  • учить размышлять над нравственной сутью поступка,
  • дать детям почувствовать, что добро – это радость для окружающих и самого себя,
  • воспитывать доброту и милосердие, уважение друг к другу и окружающим, стремление прийти на помощь.

Вид деятельности: ценностно-ориентировочный.

Форма проведения: беседа с элементами тренинга.

Оборудование:

  • мультимедийная аппаратура;
  • словарь С.И.Ожегова,
  • выставка книг,
  • магнитофон с записью песни «Дорогою добра»,
  • раздаточный материал (карточки с пословицами, сигнальные карточки, макеты чашек и цветов, памятки для детей),
  • магниты, скотч.

Ход классного часа

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята.

Я очень рада вновь видеть ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Улыбнитесь!

2. Вступительное слово.

- Ребята, я знаю, что все дети любят сказки. Послушайте одну из них.

Жила-была на Земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет, волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром.

Утром пришла Любовь в установленное место и видит: стоят у сосен 5 прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот, выбирай, - сказал дедушка - волшебник. - Одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Доброта.

На доске представлены имена девушек.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши. И ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.

Задумалась Любовь. Потом подошла к одной из них и протянула руку. Девушка взяла ее руку и повела за собой по дороге, уходящей за горизонт.

- А вот по какой дороге они пошли, попробуйте определить, прослушав куплет из песни.

- По какой дороге пошли девушки?

- Как вы думаете, как звалидевушку?

3. Определение темы классного часа и целей через прослушивание песни.

- Каждый человек хочет быть счастливым и для этого старается выбрать правильную дорогу. Сегодня мы тоже отправимся в путь по такой дороге.

- Это будет дорога добра.

- Тема нашего классного часа такова: «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его».

Это слова великого русского писателя – Льва Николаевича Толстого, который всю свою жизнь старался делать добро людям.

Наша цель:

  • вспомнить, что включает в себя понятие «доброта»;
  • поразмышлять, что значит быть добрым;
  • научиться видеть рядом с собой людей, особенно нуждающихся в доброте;
  • мы постараемся определить, нужно ли ждать просьбы о помощи или делать добро самому. А для этого мы выполним несколько заданий.

- Я прошу вас быть внимательными, активными, помогать мне в работе.

4. Аналитическая беседа.

- Как вы понимаете, что обозначает слово «ДОБРОТА»?

- В русском языке много различных словарей.

Давайте сверим ваше понимание этого слова с тем, как объясняет его «Словарь русского языка» Сергея Ивановича Ожегова.

Доброта – отзывчивое, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

- А что значит «делать добро другим»?

- А знаете ли вы, что в старославянском алфавите буква «Д» - называлась «Добро».

- Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло и эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение.

- Я предлагаю вам задание, которое покажет ваши знания пословиц о доброте.

Работа в парах.

- Вам необходимо соединить линиями начало пословицы с ее окончанием. (2 минуты)

Добрые дела

добрый ответ.

Сделаешь добро -

на добрые дела.

Добрый человек

красят человека.

Кто со злом не повстречался,

тот добра не понимает.

Жизнь дана

несет мир.

На добрый привет -

добро найдешь.

- Итак, давайте проверим, какие пословицы вы составили. Я буду начинать пословицу, а вы заканчивать.

- Чему учат эти пословицы?

- Следуете ли вы этим пословицам в жизни? Расскажите, какие добрые дела вы уже совершили?

5. Проблемный тест.

- Сейчас на мои вопросы вам нужно отвечать только «да» или «нет», используя при этом сигнальные карточки. Красные круги обозначают ответ «нет», зеленые - «да».

- Можно ли назвать добрым человека, который:

  • делает что-то полезное для людей;
  • делает домашнее задание за кого-то;

- Почему?

  • ждет, когда его позовут на помощь;
  • переводит старушку через дорогу;

- Можно ли человека заставить быть добрым?

- Можно ли стать добрым на время? Почему?

- Давайте будем всегда искренними и дарить добро от всего сердца.

6. Упражнение с «Чашкой добра».

- Представьте, что у каждого из вас сейчас в руках оказалась самая любимая чашка. (Учитель показывает модель чашки из бумаги и предлагает каждому взять свою «чашку» в руки.)

- Наполните ее до краев своим любимым напитком. Возьмите карандаш и обозначьте линией границы этого напитка.

- А теперь возьмите чашку в руки и встаньте в круг.

- Мысленно представьте, что рядом с вами человек, с которым вы хотели бы поделиться своим напитком, потому что у него чашка пустая. Отлейте из своей чашки в его – пустую.

- А с кем бы вы хотели поделиться напитком?

- Отливайте! Не жалейте!

- А сейчас посмотрите снова в свою чашку.

- О! Она по-прежнему полна до краев.

- Что же случилось, почему так произошло? …

А потому, что ваша чашка особенная, волшебная! Мы можем отливать из нее, а она всегда будет полной!

- Эта чашка - душа и она наполнена вашей добротой. Чем больше отдаешь добра другим, тем больше доброты получаешь обратно.

- Спокойно и уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка!»

- Давайте проговорим это вместе!

7. Работа с картиной.

- Ребята, а всегда ли вы замечаете вокруг себя тех людей, кто особенно нуждается в человеческой доброте?

- Посмотрите на этот портрет. Это репродукция с картины Александра Шилова «Одна».

- Какие мысли возникают у вас, когда вы вглядываетесь в лицо этой пожилой женщины?

- Какие добрые поступки вы смогли бы совершить для нее?

- А посчастливилось ли вам когда–нибудь оказать помощь таким людям?

- Я не случайно употребила слово «посчастливилось», т.к. тот, кто делает добро, более счастлив, чем тот, кто его получает!

Учитель обращается выставке книг.

- Герои художественных произведений, которые представлены на книжной выставке – ваши ровесники. И они тоже совершают добрые дела.

- Хотите узнать, какие? Прочтите эти книги.

8. Подведение итогов.

- Сегодня мы много говорили о доброте, о добрых делах, поняли, что рядом с нами есть люди, нуждающиеся в поддержке, в добром слове.

- На столах у вас лежат бумажные цветочки. Напишите на одной из сторон, какое доброе дело вы предполагаете совершить в ближайшее время.

Дети выполняют работу.

- Давайте посмотрим, что у нас получилось.

Учитель зачитывает несколько ответов.

- Каждый совершит по одному доброму делу, а вместе у нас получится поляна добрых дел.

- Посмотрите, какая чудесная поляна у нас получилась!

- От добрых дел у людей всегда становится тепло на душе и хочется петь.

Давайте вместе продолжим песню «Дорогою добра».

Слова песни находятся перед каждым учеником.

- В завершение нашего разговора я хотела бы оставить вам памятки, в которых поделилась с вами советами доброты.

- Я думаю, сегодняшний классный час должен запомниться вам и обязательно он запомнится мне.

- Спасибо и всего доброго вам!