Урок-путешествие в 1-м классе по окружающему миру по теме "Жуки и бабочки"

Разделы: Начальная школа


Тема урока: «Жуки и бабочки».

Цель урока: познакомить учащихся с разнообразием жуков и бабочек.

Задачи урока:

  • учить выделять существенные признаки у насекомых;
  • учить распознавать насекомых среди других животных;
  • развивать творческие способности;
  • развивать речь;
  • воспитывать бережное отношение к насекомым.

Оборудование и средства:

  • учебник-тетрадь
  • ноутбук (DVD-проигрыватель)
  • проектор
  • экран
  • видеофильм (носитель – DVD диск)
  • бумага, шаблон
  • ножницы
  • клей
  • карта (план) страны
  • ватман (поляна)
  • таблички с названиями городов
  • аудиозапись песни «Маленькая страна»

План урока:

I. Оргмомент
II. Путешествие по городам
1. Вспоминай-ка
2. Узнавай-ка (работа с учебником)
3. Отдыхай-ка (физминутка)
4. Посмотри-ка (просмотр видеофрагментов, слайдов)
5. Отдыхай-ка (физминутка)
6. Смастери-ка
III. Закрепление
IV. Подведение итогов.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

– Здравствуйте, ребята, садитесь. Проверьте свою готовность к уроку. Сегодня у нас с вами не простой урок, а урок-путешествие. И чтобы наше путешествие ещё немного и позволило вам посоревноваться друг с другом, вы будете разделены на 2 команды. Но что же за команды без названия? Сейчас каждой команде я загадаю по загадке, а вы должны отгадать её, отгадка и будет названием вашей команды.
– Молодцы, теперь у нас есть 2 команды: команда «Жуки» и команда «Бабочки». Во время путешествия я буду задавать вам много вопросов, а на правильные ответы вы будете получать жетончики: жуки и бабочки.
В конце урока мы посчитаем, кто же больше набрал жетончиков. Сегодня мы отправляемся в страну «Маленьких непосед». Но так как это неизведанная для нас страна, то нам необходимо воспользоваться картой, чтобы не заблудиться.
(Карта на доске «Страна Маленьких непосед»)

1. И первая наша остановка будет в городе: «Вспоминай-ка»

– В этом городке необходимо вспоминать и отвечать на вопросы, приготовленные для вас.
– О ком мы говорили на прошлых уроках? (О насекомых)
– Почему их так назвали – насекомые? (Потому что у любого насекомого тело разделено на части-насечки, поэтому и назвали насекомые)
– На какие части делиться тело насекомого? (Голова, грудь, брюшко)
– Почему насекомые получили такие названия? Жук? Сверчок? Светлячок? (Потому что жук-жужжит, сверчок издает звук «свирь-свьрь», светлячок – конец брюшка светится зеленоватым холодным огоньком)
– Теперь давайте отправимся в следующий город.

2. Посмотрим на карте, как он будет называться: «Узнавай-ка»

– Как вы думаете, что же мы будем делать в этом городе?
– А что узнавать?
– Откуда на уроке мы можем узнать что-либо новое? (Из учебника)
– Правильно, откройте учебник на странице 24 и прочитайте наверху страницы, о ком же будем узнавать? (О бабочках, о жуках)
– Правильно, а сейчас послушайте внимательно, я прочитаю сообщения автора для вас.
Учитель читает.
О чем вы узнали? Давайте, выполним задание №1. Посмотрите внимательно на картинки, кого вы там видите? Почему так назвали? (Жук-могильщик, красотел пахучий, колорадский жук, божья коровка, мышь, тля, гусеница, картошка.)
– Автор вам задаёт вопросы:
– Чем сходны жуки? (6 ног, крылья – жесткие, твердые, жужжат, летают)
– Чем различаются?
– Какие жуки полезны? Чем?
– Возьмите простой карандаш и соедините жука с тем, с кем или чем он связан. (Колорадский жук – ест картошку, жук-могильщик – закапывает мертвых животных, божья коровка – ест тлю, красотел пахучий – уничтожает гусениц)
– Кто из них полезен?
В природе всё взаимосвязано и те, и другие существуют друг для друга.
Но это ещё не всё, что мы можем узнать с вами в этом городе. Природа устроена очень интересно, давайте послушаем, что же авторы приготовили вам:
Учитель читает:
«В наших лесах обитает крупный жук-олень. Его длина вместе с рогами достигает восьми сантиметров – это исчезающий вид жуков. Почему так назвали? Дубовый усач знаменит своими длинными усами. Почему так назвали? Жук-носорог защищает свои владения большим «рогом». Длина жука-голиафа достигает 11 см. Жук-геркулес – один из самых крупных жуков. Его длина бывает 18 см. Половина его приходится на рог». (Для сравнения, по ходу беседы, учитель прикрепляет полоски равные длине насекомых)
– Посмотрите и скажите, какой самый большой жук? Что же мы знаем о жуках? Какие крылья? Как передвигаются?

3. Надо немного отдохнуть и отправиться в города «Отдыхай-ка».

Встаньте и повторяйте за мной движения:

Поднимайте плечики, раз, два, раз, два.
Прыгайте кузнечики
Прыг-скок, прыг-скок,
Сели, травушку покушали,
Тишину послушали,
Тиши, тише высоко,
Прыгай на носках легко.

– Отдохнули? Помимо нового о жуках, надо узнать и про бабочек. Переверните страницу учебника (стр.26). Послушайте интересное сообщение про бабочек.
Учитель читает стр. 26.
– Чем покрыты крылья? (Чешуйками) Поэтому бабочек относят к классу чешуекрылых. Чем питаются? (Нектаром) При помощи чего? (Хоботка) А как нужно обращаться с бабочками, кто знает? Почему нельзя их трогать?
– Что мы теперь знаем о бабочках? Какие они по цвету? (Яркие, разноцветные)
По размеру крыльев? (Большие) При помощи чего осязают? (Усики, хоботок)
Как передвигаются? (Летают, ползают)

4. – Всё верно, а так как вы теперь знаете много нового, то мы с вами можем отправиться в следующий город, который называется «Посмотри-ка».
– Какое странное название. Как вы думаете, что же здесь мы будем делать?
(Cмотреть кино, слайды)
– Чтобы вы могли увидеть насекомых не только на картинке, но и в действии, давайте посмотрим небольшие фрагменты о жизни насекомых. (Приложение 1)

5. Город «Отдыхай-ка»

– Посмотрели, глазки наши устали, ножки устали, встанем немного отдохнём.

Физминутка для плечевого пояса и для глаз

6. И последняя наша остановка в городе «Смастери-ка».

– И пришло время самим смастерить свою бабочку. Каждый из вас получает лист бумаги, который вы подготовили на уроке ИЗО, шаблон. Сложите лист бумаги пополам, к линии сгиба приложить шаблон, обведите простым карандашом, придерживая шаблон рукой. Возьмите ножницы, вырежьте бабочку, разверните и посадите на свою полянку, а мы потом проверим, чья же полянка получилась лучше.

(Включить музыку «Маленькая страна»)

III. Закрепление

– Ну, вот мы и вернулись в наш класс. Теперь вы уже знаете больше о насекомых, чем знали до этого урока. И я бы хотела услышать от вас:
– О каких насекомых мы сегодня говорили? На какие группы делятся жуки? Как передвигаются жуки? Бабочки? Чем питаются? Чем покрыты крылья бабочек? Чем питаются бабочки? А что вам понравилось больше всего?

IV. Подведение итогов