Тема урока: «Жуки и бабочки».
Цель урока: познакомить учащихся с разнообразием жуков и бабочек.
Задачи урока:
- учить выделять существенные признаки у насекомых;
- учить распознавать насекомых среди других животных;
- развивать творческие способности;
- развивать речь;
- воспитывать бережное отношение к насекомым.
Оборудование и средства:
- учебник-тетрадь
- ноутбук (DVD-проигрыватель)
- проектор
- экран
- видеофильм (носитель – DVD диск)
- бумага, шаблон
- ножницы
- клей
- карта (план) страны
- ватман (поляна)
- таблички с названиями городов
- аудиозапись песни «Маленькая страна»
План урока:
I. Оргмомент
II. Путешествие по городам
1. Вспоминай-ка
2. Узнавай-ка (работа с учебником)
3. Отдыхай-ка (физминутка)
4. Посмотри-ка (просмотр видеофрагментов, слайдов)
5. Отдыхай-ка (физминутка)
6. Смастери-ка
III. Закрепление
IV. Подведение итогов.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
– Здравствуйте, ребята, садитесь. Проверьте
свою готовность к уроку. Сегодня у нас с вами не
простой урок, а урок-путешествие. И чтобы наше
путешествие ещё немного и позволило вам
посоревноваться друг с другом, вы будете
разделены на 2 команды. Но что же за команды без
названия? Сейчас каждой команде я загадаю по
загадке, а вы должны отгадать её, отгадка и будет
названием вашей команды.
– Молодцы, теперь у нас есть 2 команды: команда
«Жуки» и команда «Бабочки». Во время путешествия
я буду задавать вам много вопросов, а на
правильные ответы вы будете получать жетончики:
жуки и бабочки.
В конце урока мы посчитаем, кто же больше набрал
жетончиков. Сегодня мы отправляемся в страну
«Маленьких непосед». Но так как это неизведанная
для нас страна, то нам необходимо
воспользоваться картой, чтобы не заблудиться.
(Карта на доске «Страна Маленьких непосед»)
1. И первая наша остановка будет в городе: «Вспоминай-ка»
– В этом городке необходимо вспоминать и
отвечать на вопросы, приготовленные для вас.
– О ком мы говорили на прошлых уроках? (О
насекомых)
– Почему их так назвали – насекомые? (Потому
что у любого насекомого тело разделено на
части-насечки, поэтому и назвали насекомые)
– На какие части делиться тело насекомого? (Голова,
грудь, брюшко)
– Почему насекомые получили такие названия? Жук?
Сверчок? Светлячок? (Потому что жук-жужжит,
сверчок издает звук «свирь-свьрь», светлячок –
конец брюшка светится зеленоватым холодным
огоньком)
– Теперь давайте отправимся в следующий город.
2. Посмотрим на карте, как он будет называться: «Узнавай-ка»
– Как вы думаете, что же мы будем делать в этом
городе?
– А что узнавать?
– Откуда на уроке мы можем узнать что-либо новое? (Из
учебника)
– Правильно, откройте учебник на странице 24 и
прочитайте наверху страницы, о ком же будем
узнавать? (О бабочках, о жуках)
– Правильно, а сейчас послушайте внимательно, я
прочитаю сообщения автора для вас.
Учитель читает.
– О чем вы узнали? Давайте, выполним задание
№1. Посмотрите внимательно на картинки, кого вы
там видите? Почему так назвали? (Жук-могильщик,
красотел пахучий, колорадский жук, божья коровка,
мышь, тля, гусеница, картошка.)
– Автор вам задаёт вопросы:
– Чем сходны жуки? (6 ног, крылья – жесткие,
твердые, жужжат, летают)
– Чем различаются?
– Какие жуки полезны? Чем?
– Возьмите простой карандаш и соедините жука с
тем, с кем или чем он связан. (Колорадский жук –
ест картошку, жук-могильщик – закапывает мертвых
животных, божья коровка – ест тлю, красотел
пахучий – уничтожает гусениц)
– Кто из них полезен?
В природе всё взаимосвязано и те, и другие
существуют друг для друга.
Но это ещё не всё, что мы можем узнать с вами в
этом городе. Природа устроена очень интересно,
давайте послушаем, что же авторы приготовили вам:
Учитель читает:
«В наших лесах обитает крупный жук-олень. Его
длина вместе с рогами достигает восьми
сантиметров – это исчезающий вид жуков. Почему
так назвали? Дубовый усач знаменит своими
длинными усами. Почему так назвали? Жук-носорог
защищает свои владения большим «рогом». Длина
жука-голиафа достигает 11 см. Жук-геркулес – один
из самых крупных жуков. Его длина бывает 18 см.
Половина его приходится на рог». (Для сравнения,
по ходу беседы, учитель прикрепляет полоски
равные длине насекомых)
– Посмотрите и скажите, какой самый большой жук?
Что же мы знаем о жуках? Какие крылья? Как
передвигаются?
3. Надо немного отдохнуть и отправиться в города «Отдыхай-ка».
Встаньте и повторяйте за мной движения:
Поднимайте плечики, раз, два, раз, два.
Прыгайте кузнечики
Прыг-скок, прыг-скок,
Сели, травушку покушали,
Тишину послушали,
Тиши, тише высоко,
Прыгай на носках легко.
– Отдохнули? Помимо нового о жуках, надо узнать
и про бабочек. Переверните страницу учебника
(стр.26). Послушайте интересное сообщение про
бабочек.
Учитель читает стр. 26.
– Чем покрыты крылья? (Чешуйками) Поэтому
бабочек относят к классу чешуекрылых. Чем
питаются? (Нектаром) При помощи чего? (Хоботка)
А как нужно обращаться с бабочками, кто знает?
Почему нельзя их трогать?
– Что мы теперь знаем о бабочках? Какие они по
цвету? (Яркие, разноцветные)
По размеру крыльев? (Большие) При помощи чего
осязают? (Усики, хоботок)
Как передвигаются? (Летают, ползают)
4. – Всё верно, а так как вы теперь
знаете много нового, то мы с вами можем
отправиться в следующий город, который
называется «Посмотри-ка».
– Какое странное название. Как вы думаете, что же
здесь мы будем делать?
(Cмотреть кино, слайды)
– Чтобы вы могли увидеть насекомых не только на
картинке, но и в действии, давайте посмотрим
небольшие фрагменты о жизни насекомых. (Приложение 1)
5. Город «Отдыхай-ка»
– Посмотрели, глазки наши устали, ножки устали, встанем немного отдохнём.
Физминутка для плечевого пояса и для глаз
6. И последняя наша остановка в городе «Смастери-ка».
– И пришло время самим смастерить свою бабочку. Каждый из вас получает лист бумаги, который вы подготовили на уроке ИЗО, шаблон. Сложите лист бумаги пополам, к линии сгиба приложить шаблон, обведите простым карандашом, придерживая шаблон рукой. Возьмите ножницы, вырежьте бабочку, разверните и посадите на свою полянку, а мы потом проверим, чья же полянка получилась лучше.
(Включить музыку «Маленькая страна»)
III. Закрепление
– Ну, вот мы и вернулись в наш класс. Теперь вы
уже знаете больше о насекомых, чем знали до этого
урока. И я бы хотела услышать от вас:
– О каких насекомых мы сегодня говорили? На какие
группы делятся жуки? Как передвигаются жуки?
Бабочки? Чем питаются? Чем покрыты крылья
бабочек? Чем питаются бабочки? А что вам
понравилось больше всего?
IV. Подведение итогов