Использование информационных технологий в управлении образовательным учреждением

Разделы: Администрирование школы


Значение использования информационных технологий в обучении и воспитании подрастающего поколения с каждым днём возрастает. Использование ТСО различной конфигурации и различного уровня сложности на уроках даёт возможность преподнести изучаемый материал в такой форме, которая может максимально задействовать все возможности ученика при изучении нового материала.

Но, прежде чем проводить уроки с использованием технических средств, учитель должен сам овладеть этими средствами и знать, как лучше преподнести тот или иной изучаемый материал. Необходимо знать особенности техники и досконально изучить основные приёмы и программы, которые необходимы для правильного функционирования аппаратуры.

Но и это ещё не главное. Важно, чтобы учитель не только владел техникой , но и умел творчески её использовать. Каждый педагог - это человек, который постоянно работает над собой, повышает свой уровень квалификации, но не у всех преподавателей есть желание совместить свои знания со знанием техники. Это сложно и нужен запас времени, изучение новых приёмов работы и новых программ.

Примером в данном случае должен служить административный аппарат образовательного учреждения. Для него владение новыми информационными технологиями просто необходимо. Это даёт возможность для проведения различного рода исследований, тестирований, создания баз данных по различным направлениям, быстрого получения результатов и проведения анализа на их основе.

Административный аппарат ОУ владея технологией работы с различными программами, отлично понимает, насколько эффективнее может стать образовательный процесс при использовании техники. Реальность показывает, что быстрее овладевают техническими средствами и стараются активно применять информационные технологии в своей работе педагоги, которые хотят идти в ногу со временем, разрабатывают новые уроки на основе современных учебников. Конечно, часть педагогов работает по-старому, планируя уроки как обычно, применяя одни и те же приёмы для обучения. Но, если учитель хочет проводить преподавание на современном уровне, то он просто обязан научиться работать с техникой и применять информационные технологии для обучения. Задача администрации ОУ показать необходимость применения ТСО на современном этапе развития педагогики и образования в целом. Как это сделать корректно? Каждый педагог - это личность, творческая натура и, очень часто, ранимая. Поэтому нужно правильно объяснить, что совмещение развития творчества и знание техники может дать очень хороший результат как для самого педагога, так и для учебного процесса. Важной задачей административного аппарата ОУ является то, что нужно помочь понять педагогу его важность как специалиста и, в то же время, акцентировать внимание самого учителя на то, что можно сделать ещё больше, ведь человеческий потенциал огромен.

Представленная анкета " Изучение творческого потенциала" даёт возможность оценить уровень своих творческих возможностей, а администрации помогает увидеть творческий потенциал всего коллектива.

Такая анкета была проведена в гимназии № 9 городского округа Химки на педагогическом совете по теме: "Создание системы оценки качества образования".

Основной опросник взят из научных источников (Приложение 1), был разработан бланк для заполнения в бумажном и компьютерном варианте (Приложение 2). Создан компьютерный вариант для обработки данной анкеты в среде прикладной программы MS Excel. (Приложение 3) Данная работа показывает, что на основе простейших программ можно разработать удобную и эффективную форму работы с педагогическими работниками.

Перед анкетированием можно провести вводный инструктаж. (Приложение 4) Анкетирование нужно проводить по группам. Группы определяются по возрастному цензу: до 30 лет, от30 до 40 лет, от 40 до 55 лет и свыше 55 лет.

Преподавателям раздают бланки-опросники и введена кодировка по номерам бланков. Это делается, чтобы не акцентировать внимание на результатах каждого педагога в отдельности.

Результат данной анкеты можно оценить так:

  • каждый учитель задумался над своими возможностями и критично оценил себя, что уже не мало;
  • администрация получила результаты анкеты и ещё раз убедилась, что коллектив педагогов гимназии составляет единую творческую команду, которая умеет, а, главное, хочет работать и развиваться.

Решено провести анкетирование по такому же принципу среди учеников, а затем провести сравнительный анализ результатов, выявить общие точки соприкосновения или основные противоположные позиции.