Факультативное занятие "Планета загадок"

Разделы: Начальная школа


Цели урока: расширение кругозора детей, интерес к познанию окружающего мира; приобщение к детской научно-художественной и справочной литерату-ре, развитие навыков самостоятельной работы с ней.

Оборудование: музыка со звуками воды (шума волн), рисунок с изображением кита и основных частей тела; кроссворд на доске.

Ход урока

Организационный момент.

Садитесь, ребята! Сейчас у нас факультативное занятие "Планета загадок".

Мотивационное начало урока.

И урок у нас будет необычный. Мы продолжаем погружение в глубины океана. И сегодня мы не просто ученики, а научно - исследовательская экспедиция, которая отправляется в путешествие на глубоководном аппарате - батискаф "Знайка" (открываю рисунок батискафа).

Но вы знаете, что в путешествие могут отправиться самые сильные, выносливые, поэтому проведём испытание.

Кто дольше все может задержать дыхание? Приготовились.

А теперь проверим силу мышц руки, поплыли.

Ещё осталось одно испытание, проверим ваши знания? На прошлом уроке мы говорили об акулах. Оказывается, папа Иры Захаровой служил на флоте и однажды поймал вместе со своими друзьями акулу, Ира, хочет вам её показать. А теперь отгадаем кроссворд.

КРОССВОРД

  1. Самая крупная акула? (Китовая)
  2. Как самец - акула показывает, что заинтересован самкой? (Покусывает)
  3. Какую форму принимает акула, чтобы развернуться на месте? (Подкова)
  4. В какой воде обитают акулы? (Солёной)
  5. Чем дышат акулы? (Жабры)
  6. Из чего состоит скелет акул? (Хрящи)
  7. Каким цветом светятся глаза акул? (Зелёным)
  8. Что мы видим и сразу понимаем, что это акула? (Плавник)

Итак, какое слово зашифровано в кроссворде? Китообразные.

Правильно.

Кто же относится к этой группе животных? Киты и дельфины.

Будьте внимательны, потому что в конце урока вам предстоит дать ответ на вопрос:

Почему дельфинов и китов объединили в одну группу?

И чем акулы отличается от китов и дельфинов?

Чтобы погружение у нас было удачным у нас есть радист, который будет принимать сообщения, а мы будем записывать всё, что узнаем в этом судовом журнале.

Судовой журнал.

Посмотри на меня.

Мой океан.

Как я вижу и слышу.

Что я ем.

Я тоже умный.

Мой детский альбом.

Человек и я.

III. Объяснение нового материала.

Учитель.

Итак, начинаем погружение. А вот и первое сообщение. Радист несёт письмо. Кто хочет прочитать его.

Дорогой друг,

Добро пожаловать в Царство животных! Меня зовут Данил, я дельфин афалина. Мы вместе с моим другом китом - Димой познакомим тебя с удивительным подводным миром. Ты сможешь узнать всё о том, где мы, дельфины и киты живём, что мы едим и как плаваем. Ты узнаешь много нового о нас и встретишься с моей семьёй и друзьями. Ты всегда можешь узнать нас, дельфинов, по нашим весёлым улыбкам! Вот моя фото-графия. Надеюсь, тебе понравиться погружение. Предлагаю вам отгадать загадку.

Данил.

Через море - океан

Плывёт чудо - великан,

Прячет ус во рту,

Растянулся на версту.

Учитель.

Ребята! Давайте улыбнёмся нашему новому другу и помашем ему.

Греки назвали словом кетос какого-то неизвестного огромного морского зверя. Это был кит.

Китообразные - самые крупные и наиболее разумные животные, обитающие в морях. Многие думают, что киты и дельфины не похожи, но на самом деле дельфины - просто вид мелких китов.

По своему внешнему виду китообразные напоминают акул и других рыб, но на самом деле они близкие родственники людей. Киты относятся к группе животных, которые называются млекопитающими. Почему? Они не могут дышать под водой, поэтому выныривают на поверхность за глотком воздуха.

Киты бывают зубатые, у них есть зубы, и беззубые, их ещё называют усатыми. Посмотрите на схемы.

Усатые киты Зубатые киты

полосатики кашалотовые

серые киты клюворылые

гладкие киты дельфины

нарвалы и белухи

речные дельфины

Учитель.

Ребята! Опять радиограмма. Радист несёт первую страницу: "Посмотри на меня!". Ставим в судовой журнал.

Рассказывает ученик.

Моя заостренная мордочка называется рострум. На голове у меня есть дыхало - отверстие, через которое я дышу. Глаза расположены по разным сторонам головы. Позволяют мне видеть всё вокруг. Грудные плавники помогают мне поворачиваться и останавливаться. У меня гладкая кожа без шерсти. Гладкое тело помогает мне легко двигаться в воде. Это мой широкий изогнутый спинной плавник. Большой хвостовой плавник помогает мне плавать.

Кто хочет рассказать нам о хвосте подробнее?

Рассказывает ученик.

Хвосты китов.

Самое заметное отличие китов и дельфинов от рыб - форма хвоста. У всех рыб хвост вертикальный. Плывя, они двигают им вправо-влево. У китов же хвост горизонтальный, двигающийся вверх-вниз.

Хвост кита - это ещё его оружие. Они отгоняют нападающих сильными ударами могучих хвостов. Акула - это рыба, она двигает хвостом, как рыба.

(картинки - хвосты, модели хвостов).

Показать движения хвостом: учитель, приготовленными хвостами, а дети руками.

Учитель.

Ребята, а к нам опять поступила радиограмма. Радист несёт листок с надписью "Мой океан". Ставим в судовой журнал.

Ребята, а где живут дельфины и киты?

Правильно, в океане. Океан отличное место для жизни. Дельфины и киты встречаются в морях по всему миру. В поисках пищи они совершают дальние плавания, а самки для того, чтобы дать жизнь потомству. Такие путешествия называются миграциями ( выставить слово).

Ребята! А как вы думаете киты и дельфины хорошие пловцы?

Рассказывает ученик.

Киты - замечательные пловцы. Хвост, плавники, гладкая кожа и обтекаемая форма тела и позволяют им быстро передвигаться в толще воды. Большая скорость необходима китам не только для поиска пищи, но и чтобы избежать встречи с теми животными, которые могут на них напасть.

ЛЮБОПЫТНЫЙ ФАКТ.

Олимпийский чемпион может плыть со скоростью до 9 км\ч, а киты на коротких дистанциях развивают скорость до 56км\ч. (смешной рисунок)

А ещё.

Киты часто выпрыгивают из воды, а потом с сильным всплеском ныряют обратно. До сих пор неизвестно, для чего они это делают. Возможно, таким образом киты подают какие-то сигналы сородичам или ищут, оглядывая водную поверхность. А может, они так играют.

Физминутка.

Ребята! А у нас опять радиограмма. Радист несёт листок, на котором написано "Как я вижу и слышу".

Рассказывают ученики.

Слух.

Как и другие млекопитающие, киты и дельфины слышат звуки - ухом. Но большая часть звуков достигает их ушей через нижнюю челюсть.

Учитель.

Звуки играют важную роль в жизни млекопитающих: они используют их для ориентирования в воде и поиска добычи, а также в общении друг с другом. В воде звук распространяется на большие расстояния и в 5 раз быстрее, чем в воздухе. Это позволяет китам обменивать сигналами, находясь далеко друг от друга. Такая передача звука называется эхолокацией (карточка со словом).

Некоторые учёные считают, что звуки, которые издают киты разносятся на расстояние до 5,5 тыс. км. Пример: зов кита, живущего у побережья Северной Америки может услышать его сородич у берегов Африки.

Учитель.

А как киты и дельфины видят?

Рассказывает ученик.

Зрение.

У большинства китообразных хорошее зрение. А некоторые из них одинаково хорошо видят и в воздухе, и в воде. Они часто высовывают голову над поверхностью воды, чтобы оглядеться вокруг.

ЛЮБОПЫТНЫЙ ФАКТ!

Глаза китов выделяют маслянистые слёзы. Они смывают грязь и предохраняют глаза от инфекций.

Учитель.

Я сейчас тоже узнаю, кто из вас хорошо видит слышит , да ещё и внимание заодно проверю. Игра на внимание "Кто летает?"

Описание игры: дети встают, учитель объясняет: "Я буду говорить: птица летает, бабочка летает и т.д., а вы каждый раз поднимаете руки. Будьте внимательны: я могу назвать неправильное действие (например, кот летает) - тогда руки поднимать не нужно.

Ребята к нам опять радиограмма. Что же на этот раз нам хочет сказать дельфин Данил и его друг Дима. Прочитай радист "Я тоже очень умный". Ставим в судовой журнал.

Как вы думаете, ребята, это так на самом деле?

Рассказывает ученик.

Мозг дельфинов.

Мозг дельфинов велик по отношению к размерам тела. Самый крупный мозг - у бутылконосых дельфинов. Учёные предполагают, что, возможно, они используют его для эхолокации. В природе дельфины применяют интересные способы охоты. Например, те же бутылконосые дельфины иногда целой стаей выгоняют рыбу на берег, где её легко подобрать (рисунок).

В неволе дельфины быстро обучаются слушаться команд дрессировщика, выполнять различные трюки, например, прыгать через обруч и кувыркаться в воздухе.

(показать рисунок в книге)

Рассказывает ученик.

Дельфины разговаривают.

При помощи звуков дельфины сообщают информацию друг другу. Во время эксперимента в неволе один дельфин предавал "инструкции" другому, находившемуся в отдельном бассейне. Он "подсказал" сородичу, какую из двух кнопок нужно нажать чтобы получить пищу.

ЛЮБОПЫТНЫЙ ФАКТ !

Дельфины узнают своё отражение в зеркале. Кроме них на это способны люди и шимпанзе (смешной рисунок).

Учитель.

И снова к нам радиограмма. Радист несёт лист, там написано "Что я ем?". Ставим в судовой журнал.

Рассказывает ученик.

Питание.

Зубатые и усатые киты питаются разной пищей и добывают её различными способами. Большинство зубатых китов охотятся на рыб и кальмаров и ловят их с помощью своих зубов. Усатые киты питаются мелкими животными, процеживая воду сквозь частые роговые пластины китового уса.

Зубы всех видов китов приспособлены для разнообразной добычи. У дельфинов они острые, ими удобно хватать рыбу. У касаток зубы крупные и острые, чтобы откусывать куски от более крупной добычи. У амазонского речного дельфина в пасти с длинным "клювом" 140 зубов.

Любопытный факт.

Чтобы выжить, усатый кит должен очень много есть. Синему киту необходимо до 4 000 кг. пищи в день. Столько же весят почти 12 000 коробок пиццы.

Учитель.

Оказывается, ребята, дельфины прекрасные охотники. Кто расскажет, как они охотятся.

Рассказывает ученик.

Охота на стайных рыб.

Дельфины часто вместе охотятся на рыб, живущих стаями, или косяками. Сначала они снизу подплывают под косяк рыб, оттесняя их к поверхности воды. Затем дельфины плавают вокруг них, пока рыбы не собьются в плотный шар. После этого они проплывают сквозь образовавшееся скопление рыб, поедая их столько, сколько смогут.

Дополняет ученик.

Дельфины применяют интересные способы охоты. Например, те же бутылко-носые дельфины иногда целой стаей выгоняют рыбу на берег, где её легко подобрать. (рисунок в книге).

Учитель.

И вновь к нам радиограмма "Мой детский альбом". Ставим в судовой журнал.

Самки китообразных вынашивают детёнышей несколько месяцев. Малыши рождаются под водой и похожи на уменьшенные копии своих родителей. Обычно они рождаются хвостом вперёд, их дыхало появляется в последнюю очередь. В этом случае детёныш не задохнётся. Мать даёт жизнь детёнышу у поверхности воды, чтобы он мог сразу получить первый глоток воздуха. Уже через несколько часов после родов мать начинает кормить детёныша молоком.

Кто знает, какие на самом деле дельфины - родители?

Рассказывает ученик.

Материнская забота.

Мамы - дельфины постоянно заботятся о своих детёнышах. Они защищают их от хищников, таких как акулы. Если малыш ранен и не может самостоятельно всплыть на поверхность, чтобы подышать, мать поддерживает его столько времени, насколько хватает её сил (показать рисунок).

У зубатых китов есть "детские сады" - группы из малышей и взрослых бездетных самок, их прозвали "тётками". "Тётки" заботятся о детёнышах, когда их матери охотятся.

Учитель.

Снова к нам пришла радиограмма. Что же написано на этот раз "Человек и я". Поставим в судовой журнал.

Киты всегда поражали воображение людей. С древних времён сохранились истории о дружелюбных и ласковых дельфинах, спасавших людей. А более крупных китов боялись, считая чудовищами, поедающими людей. Так ли на самом деле. Расскажите нам ребята.

Рассказывают дети.

Дельфины спасатели.

Многие люди рассказывали о том, как дельфины защищали их от акул. Например, в 1992 году у побережья Тонго в Тихом океане купалась женщина, как вдруг появилась акула. Через мгновение женщину окружили дельфины, остававшиеся с ней до тех пор, пока хищница не уплыла прочь.

Современная угроза.

В наше время люди наносят вред китообразным. Ядовитые отходы, сбрасываемые в море, попадают в организм китов и вредят их здоровью. Но самый большой ущерб эти животные получают от рыболовных сетей: в них ежегодно погибают тысячи дельфинов.

ЛЮБОПЫТНЫЙ ФАКТ!

ДРЕВНИЕ ГРЕКИ ВЕРИЛИ, ЧТО УБИВАТЬ ДЕЛЬФИНОВ ТАК ЖЕ НЕДОПУСТИМО, КАК УБИВАТЬ ЛЮДЕЙ.

УЧИТЕЛЬ.

Вот и закончилось наше погружение. Понравилось? Теперь необходимо нам подняться из морских глубин.

Игра на релаксацию (снятие напряжения): давайте сделаем глубокий вдох, задержим дыхание и поплывём в верх, плавательные движения, выныриваем из воды , привстанем со стула, и делаем глубокий вдох. Подышите ровно и глубоко. Помашите на прощание рукой дельфину Данилу и его другу Диме. Сядьте.

А теперь мы посмотрим, какие вы слушатели?

Мы проведём викторину, а самые активные получат по ракушке.

Почему дельфинов и китов объединили в одну группу?

Викторина.

Как называется отверстие, через которое киты дышат? Дыхало.

Почему дельфинов и китов объединили в одну группу? Хвост.

Как отличить хвост акулы и дельфина?

Зачем киты выпрыгивают из воды? (сигналы или так играют)

Как киты предохраняют себе зрение? Маслянистые слёзы.

Какие дельфины разговаривают друг с другом.

Что такое зхолокация? Передача звуков.

Что едят киты? Кальмаров, рыб.

Сколько зубов у амазонского речного дельфина?

Как мать опекает детёныша при ранении?

Как называются путешествия китов?

Кто такие тётки?

Что угрожает дельфинам?

Учитель.

Подведём итоги! Молодцы!

Домашнее задание.

Написать сочинение "Если бы я был дельфином".

как жил;

чем питался;

место обитания;

и др.

Нарисовать рисунок.

Заключение.

Ребята, а какие рисунки или загадки вы приготовили?

Дополнительный материал.

Как киты дышат?

Рассказывают ученики.

Киты, как и люди, дышать кислородом, получая его, вдыхая воздух. Для этого они поднимаются к поверхности воды, там они открывают дыхало и вдыхают как можно больше воздуха. Чем больше лёгкие получат кислорода, тем дольше киты могут оставаться под водой. Перед погружением на глубину кит закрывает дыхало, чтобы в лёгкие не попала вода. После чего опускаются на глубину и проводят там от нескольких минут до часа.

Когда кит делает выдох, из дыхала в виде фонтана вырывается вверх "отработанный" воздух и брызги воды, хорошо заметные в холодном воздухе. В морозный день ты тоже видишь пар от своего дыхания. Форма фонтана у разных китов не одинакова, поэтому по ней можно определить вид всплывшего к поверхности кита. (картинка)

ЛЮБОПЫТНЫЙ ФАКТ!

Самые высокие фонтаны выпускают синие киты. Они достигают 12 метров; это высота трёхэтажного дома.

На какую глубину могут опуститься китообразные?

На предыдущем уроке мы говорили о том, на какую глубину может опускаться человек под воду. Чем глубже ныряешь, тем большее количество воды давит на тебя сверху. Это называется водным давлением. Если человек ныряет глубже, чем на 1550 метров, он не выдержит давления воды и погибнет. Киты способны погружаться гораздо глубже, потому что у них гибкие рёбра, а лёгкие могут сжиматься , затем вновь возвращаются к нормальному объёму. Например:

человек может погружаться только на поверхности воды, на 2 минуты.

Дельфин - белобочка на 15 минут у поверхности воды.

Кит - полосатик на 20 минут и на глубину до 600 метров.

Клюворылы - на 40 минут, на глубину до 1800 метров.

Кашалот на целый час и на глубину до 2400 метров.

Приложение.