Разработка урока по алгебре и началам анализа по теме "Решение логарифмических уравнений"

Разделы: Математика


Цели:

  • Образовательная: научить решать логарифмические уравнения трех видов, добиться осознания необходимости проверки корней на наличие посторонних; научить выбирать преобразования, не приводящие к потере корней.
  • Воспитательная: развить внимание, аккуратность, инициативу, творчество в труде.
  • Развивающая: развить мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение), культуру устной и письменной речи, навыки самоконтроля и самооценки.

Ученик проходит в несколько лет
дорогу, на которую человечество
употребило тысячелетие.
Однако его следует вести к цели
не с завязанными глазами, а
зрячим: он должен воспринимать
истину, не как готовый  результат,
а должен её открывать.
Учитель должен руководить этой
 экспедицией открытий, следовательно,
также присутствовать не только в качестве простого зрителя.
Но ученик должен напрягать свои силы; ему ничто не должно
доставаться даром. Даётся  только тому, кто стремится.
(А. Дистервег)

Сегодня следуя этим словам мы с вами отправляемся в экспедицию за знаниями и навыками решения логарифмических уравнений. Как вы думаете, что это за уравнения?

Предполагаемый ответ: уравнения содержащие логарифм.

Где и как? Рассмотрим 3 вида уравнений:

I. a x = b

II. loga x=b

III. logx a=b

В каждом из этих уравнений, левая часть является функцией, которая либо возрастает либо убывает, а значит на её области определения каждому значению аргумента соответствует одно значение функции, поэтому каждое из уравнений будет иметь решение (по теореме о корне).

I. 2 x =3 => 2 x =2log23 => x=log23

II. log2 x=4 => x=24, => x=16

III. log24=2 => x?=4 => x=2, т.к. x>0; x?1

На ЭГЕ предлагаются задания на распознание графиков функций. Сейчас мы устно проверим ваше домашнее задание, а заодно подготовимся к решению логарифмических уравнений. Внимание на экран.

Какие из следующих графиков не могут быть графиком функции y=logax?

 

Вычислите:

а) log3 9

б) log927

в) log3264

(Приведите свои примеры)

Решим уравнения № 512 (а, б), вспомнив определение логарифма, любое число b можно представить b=a .

(К доске выходят два ученика.)

а) 9x=0,7 => 9 x =9log90,7 => x=log9 0,7

б) 0,3 x =7 => 0,3x=0,3log 0,37 => x=log0,37

№ 513

а) log5 x=2 => x=52 => x=25

б) log0,4 x=-1 => x=(0,4)-1 => x=5/2 => x=2,5

№ 514

а) log0,5 (2x-4)=-2 => 2x-4=(0,5)-2 => 2x-4= 4 => 2x=8 => x=4

б) logп(x2+2x+3)=logп6 => x2+2x+3=6 => x2+2x-3=0; x1=1; x2=-3;

Выполнив проверку, убеждаемся, что числа 1 и -3 корни уравнения.

№ 515

а) 0,24 -x=3 => 0,24 -x=0,2log0,2 3 => 4-x=log0,23 => x=4- log0,23; x= log0,20,24- log0,23;

x= log0,21/625:3 => x= log0,21/1875; x= log51875

б) 5x?=7 => 5x?=5log57 => x2=log57 => x=+v log57

№ 518

а) loga x=2loga3+ loga5 б) lg(x-9)+ lg(2x-1)=2

loga x=2loga3+ loga5 lg(x-9)*(2x-1)= lg100

loga x=2loga9+ loga5 2x2-19x+9=100

loga x=loga45 2x2-19x-91=0

x=45 Д=361+482+91=361+725=1089

x1;2=19+33/4

x1=13 x2=-3,5-посторонний корень.

Самостоятельно решите уравнение:

log2 x2=2

просматривая работы, проходя между рядами, обнаруживается два разных решения:

I. log2 x2=2,

II. log2 x2=2,

2log2 x =2, x2=22,

log2 x =1, x2=4,

x=2 x=+2,

какое же решение является верным? В первом случае произошла потеря корня, поэтому, решая логарифмические уравнения нужно следить за преобразованиями. Кто сможет исправить первое решение? log2 x2=2 => 2log2 |x|=2 => log2 |x|=1 => |x|=2; x1=2 x2=-2 если никто не решит, то это решение появится на экране.

Задание на дом прочитать № 39, решить № 512, 513, 515, 518 (в, г), а также в дополнительной литературе или с помощью Интернет ресурсов постарайтесь найти другие способы решения уравнений.

Внимание на экран.

Рефлексия

На уроке я работал активно / пассивно
Своей работой на уроке я доволен / не доволен
Урок для меня показался коротким / длинным
За урок я не устал / устал
Моё настроение стало лучше / стало хуже
Материал урока мне был понятен / не понятен
  полезен / бесполезен
  интересен / скучен
Домашнее задание мне кажется лёгким / трудным
  интересно / не интересно

Если вы ответили на три вопроса вариантами из 1 категории, вы провели урок не зря, если их 5-6, то вы провели его весьма хорошо, если их более 6, вы провели время урока отлично!

Сейчас подумайте и поставьте себе оценку за урок (была проведена самооценка).

"5"-1

"4"-12

"3"-4

Подведите итоги урока. Что вы узнали на этом уроке? Чему научились?

Литература:

  1. Алгебра и начала анализа 10-11 под редакцией А.Н. Колгоморова.
  2. Сборник упражнений по алгебре В.Я. Солодухин.