Цели:
- Образовательная: научить решать логарифмические уравнения трех видов, добиться осознания необходимости проверки корней на наличие посторонних; научить выбирать преобразования, не приводящие к потере корней.
- Воспитательная: развить внимание, аккуратность, инициативу, творчество в труде.
- Развивающая: развить мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение), культуру устной и письменной речи, навыки самоконтроля и самооценки.
Ученик проходит в несколько лет
дорогу, на которую человечество
употребило тысячелетие.
Однако его следует вести к цели
не с завязанными глазами, а
зрячим: он должен воспринимать
истину, не как готовый результат,
а должен её открывать.
Учитель должен руководить этой
экспедицией открытий, следовательно,
также присутствовать не только в качестве
простого зрителя.
Но ученик должен напрягать свои силы; ему ничто
не должно
доставаться даром. Даётся только тому, кто
стремится.
(А. Дистервег)
Сегодня следуя этим словам мы с вами отправляемся в экспедицию за знаниями и навыками решения логарифмических уравнений. Как вы думаете, что это за уравнения?
Предполагаемый ответ: уравнения содержащие логарифм.
Где и как? Рассмотрим 3 вида уравнений:
I. a x = b
II. loga x=b
III. logx a=b
В каждом из этих уравнений, левая часть является функцией, которая либо возрастает либо убывает, а значит на её области определения каждому значению аргумента соответствует одно значение функции, поэтому каждое из уравнений будет иметь решение (по теореме о корне).
I. 2 x =3 => 2 x =2log23 => x=log23
II. log2 x=4 => x=24, => x=16
III. log24=2 => x?=4 => x=2, т.к. x>0; x?1
На ЭГЕ предлагаются задания на распознание графиков функций. Сейчас мы устно проверим ваше домашнее задание, а заодно подготовимся к решению логарифмических уравнений. Внимание на экран.
Какие из следующих графиков не могут быть графиком функции y=logax?
Вычислите:
а) log3 9
б) log927
в) log3264
(Приведите свои примеры)
Решим уравнения № 512 (а, б), вспомнив определение логарифма, любое число b можно представить b=a .
(К доске выходят два ученика.)
а) 9x=0,7 => 9 x =9log90,7 => x=log9 0,7
б) 0,3 x =7 => 0,3x=0,3log 0,37 => x=log0,37
№ 513
а) log5 x=2 => x=52 => x=25
б) log0,4 x=-1 => x=(0,4)-1 => x=5/2 => x=2,5
№ 514
а) log0,5 (2x-4)=-2 => 2x-4=(0,5)-2 => 2x-4= 4 => 2x=8 => x=4
б) logп(x2+2x+3)=logп6 => x2+2x+3=6 => x2+2x-3=0; x1=1; x2=-3;
Выполнив проверку, убеждаемся, что числа 1 и -3 корни уравнения.
№ 515
а) 0,24 -x=3 => 0,24 -x=0,2log0,2 3 => 4-x=log0,23 => x=4- log0,23; x= log0,20,24- log0,23;
x= log0,21/625:3 => x= log0,21/1875; x= log51875
б) 5x?=7 => 5x?=5log57 => x2=log57 => x=+v log57
№ 518
а) loga x=2loga3+ loga5 б) lg(x-9)+ lg(2x-1)=2
loga x=2loga3+ loga5 lg(x-9)*(2x-1)= lg100
loga x=2loga9+ loga5 2x2-19x+9=100
loga x=loga45 2x2-19x-91=0
x=45 Д=361+482+91=361+725=1089
x1;2=19+33/4
x1=13 x2=-3,5-посторонний корень.
Самостоятельно решите уравнение:
log2 x2=2
просматривая работы, проходя между рядами, обнаруживается два разных решения:
I. log2 x2=2,
II. log2 x2=2,
2log2 x =2, x2=22,
log2 x =1, x2=4,
x=2 x=+2,
какое же решение является верным? В первом случае произошла потеря корня, поэтому, решая логарифмические уравнения нужно следить за преобразованиями. Кто сможет исправить первое решение? log2 x2=2 => 2log2 |x|=2 => log2 |x|=1 => |x|=2; x1=2 x2=-2 если никто не решит, то это решение появится на экране.
Задание на дом прочитать № 39, решить № 512, 513, 515, 518 (в, г), а также в дополнительной литературе или с помощью Интернет ресурсов постарайтесь найти другие способы решения уравнений.
Внимание на экран.
Рефлексия
На уроке я работал | активно / пассивно |
Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
Урок для меня показался | коротким / длинным |
За урок я | не устал / устал |
Моё настроение | стало лучше / стало хуже |
Материал урока мне был | понятен / не понятен |
полезен / бесполезен | |
интересен / скучен | |
Домашнее задание мне кажется | лёгким / трудным |
интересно / не интересно |
Если вы ответили на три вопроса вариантами из 1 категории, вы провели урок не зря, если их 5-6, то вы провели его весьма хорошо, если их более 6, вы провели время урока отлично!
Сейчас подумайте и поставьте себе оценку за урок (была проведена самооценка).
"5"-1
"4"-12
"3"-4
Подведите итоги урока. Что вы узнали на этом уроке? Чему научились?
Литература:
- Алгебра и начала анализа 10-11 под редакцией А.Н. Колгоморова.
- Сборник упражнений по алгебре В.Я. Солодухин.