АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА.
Для современного человеческого общества характерно широкое внедрение прогрессивных технологий во все отрасли производства. Технологический этап развития общества требует изменения содержания образования, позволяющего более качественно подготовить школьников к жизни. В связи с этим изменения технологии является объективным и закономерным процессом. Программа предмета технология строится по модульному принципу, благодаря чему и обеспечивается интеграция различных видов деятельности, необходимых для достижения учащихся целей обучения. Каждый из модулей, как независимая единица содержания, представляет собой технологический процесс обработки материала либо группу работ, которые объединены смысловым и логическим единством и направлены на достижения комплексов дидактической цели.
Модулем охвачены основные стороны современного производства (техника, технология, экономика и организация) во взаимосвязи с природными (экологическими) и социальными факторами трудовой деятельности.
Набор модулей не является строго обязательным, отдельные модули могут быть исключены, введены новые модули, изменена последовательность их прохождения с тем, чтобы максимально учитывались индивидуальные потребности и возможности учащихся, местные производственно-трудовые традиции, подготовленность учителя к проведению отдельных видов работ, материально-техническое обеспечение школы.
Таким образом, перспективность заключается в том, что блочно модульные технологии позволяют адаптировать модули в связи с потребностями времени, запросами родителей и детей, местных производственно-трудовых традиций и особенностями.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА.
Для осуществления поставленной задачи я применяю блочно-модульную технологию и технологию проектной деятельности, которая подробно изложена в работах:
- Симоненко В. Д., Тихонова А. С. (Методика обучения учащихся Технологии),
- Тхоржевского Д. А., Гетто В. Г. (Основы проблемного обучения на уроках труда),
- Тихонов А. С., Сидоров О. В. (Творческий потенциал учебного проектирования),
- Павлова М. Б., Питти Д. (Образовательная область "Технология". Теоретические подходы и методические рекомендации - Йорк: Технологическое и предпринимательское образование в России), Сопельняк А. П. (Психология творчества // Изобретатель и рационализатор).
В этих работах приводятся конкретные примеры следующих технологий:
- Технология проблемного обучения.
- Технология проектной деятельности.
- Дифференцированный подход к обучению.
- Личностно-ориентированный подход к обучению.
НОВИЗНА ОПЫТА.
Введение блочно-модульной технологии обусловлено объективно существующей в обществе потребностью в трудовом становлении подрастающего поколения. Она имеет особое значение для полноценного развития личности обучающихся, призвана привить им трудолюбие, ввести в мир созидательного труда. В тоже время метод проектов как основной связующий элемент программы позволяет учителю качественно выверить содержание и правильность распределения часов на изучения тех или иных разделов, оптимально отобрать, скомплектовать нужный учебный материал с учетом возрастных особенностей обучающихся и местных особых потребностей производства.
ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ.
При реализации личностно-ориентированного обучения я координирую учебный процесс, наблюдаю, косвенно руковожу деятельностью учащихся, помогаю в выборе решений, активизирую самостоятельную деятельность учащихся, диагностирую развитие личности учащихся.
Учащиеся объединяются в группы по интересам, планируют свою деятельность, применяют задания из других образовательных областей, включаются в исследовательскую работу, осуществляют самоконтроль и самоанализ, ищут и выбирают пути исследования.
Среди форм организации учебной деятельности использую самостоятельную исследовательскую работу на уроке и вне урока, дискуссии, "мозговой штурм", интервью, консультации, конкурсы, защиты проектов.
В основу обучения положен проектный подход, стимулирующий более полному и прочному усвоению учениками жизненно необходимых обще-трудовых знаний и умений, воспитанию трудолюбия, обязательности, ответственности и порядочности, формированию навыков бесконфликтного общения, культуры поведения и разумного обращения с природой.
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА.
Уроки строю по следующей структуре учебной деятельности:
1 этап - учебно-познавательный мотив, мотив собственного роста, собственного усовершенствования.
2 этап - учебное задание, направленное на овладение необходимыми знаниями и умениями. Эти задания включают в себя проведение исследований, анализ, самостоятельное изучение определенных явлений, построение способов изучения и фиксацию результатов изучения.
3 этап - учебные действия, с помощью которых ученики решают учебные задания.
К ним относятся:
- выделение проблемы из поставленной целью учебного задания.
- выявление способа решения проблемы.
- моделирование способов решения учебных проблем.
- конкретизация и обогащение способов действий.
- контроль за ходом и результатом учебной деятельности.
Принципы которыми я руководствуюсь при обучении.
- Принцип наглядности;
- Принцип систематичности и последовательности знаний;
- Принцип доступности и посильности;
- Принцип сознательного и активного участия учащихся в процессе обучения;
- Принцип прочности знаний учащихся;
- Принцип связи теории с практикой, обучения с жизнью;
- Принцип научности обучения.
В содержании обучения включаю учащихся в процессы проектирования, конструирования, моделирования и исследования проекта в деятельности. Обеспечиваю интегративную основу обучения и синтез знаний учащимися в процессе выполнения проектов. Среди форм организации учебной деятельности использую самостоятельную исследовательскую работу на уроке и вне урока, дискуссии, мозговой штурм, интервью, консультации, конкурсы, защиты проектов.
При этом использую три основные формы организации учащихся:
- фронтальная;
- групповая;
- индивидуальная.
Для развития умственных способностей и интереса к знаниям использую на практике следующие методы обучения:
Объяснительно-наглядный (репродуктивный) метод. Этот метод охватывает: демонстрацию, лекцию, изучение литературы, телевизионные передачи.
Проблемный метод. Благодаря этому методу учащиеся приобретают навыки логического и критического мышления.
Частично-поисковый метод. При этом методе учащиеся получают возможность ознакомиться с определенными моментами научно-исследовательской работы, при самостоятельной работе в процессе проектирования.
Исследовательский метод, благодаря которому учащиеся постепенно познают принципы и этапы научного исследования, изучают литературу, проверяют гипотезы и оценивают полученные результаты.
Выполнение проектов целесообразно совмещать с предварительным обучением обучающихся необходимых теоретических сведений, что заложено в метод проектов.
Метод проектов - это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса. Проектность - это определяющая черта современного мышления, это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде. Проектное образование - это образование предполагающее, с одной стороны, освоение знаний в форме проектов, а с другой - обучение использованию старых и производству новых знаний в форме новых проектов. Метод проектов способствует формированию учащихся адекватной самооценке, поднятию их имиджа в окружающей среде, усилению "я сам", "я сделаю", "я умею". Сохранение и преумножение врожденной "самостоятельности" ребенка это важнейшая задача образования подрастающего поколения, которую я стараюсь решать на своих уроках. Для этого я использую различные виды наглядности: естественную, картинную, объемную и звуковую, символическую и графическую.
Под словесной наглядностью использую яркую, образную, живую речь, вызывающую у учащихся конкретные представления. По этой технологии работаю девять лет.
В методической копилке:
Блоки-модули.
- Модуль первый. Личная гигиена и гигиена жилища.
- Модуль второй. Элементы кулинарии.
- Модуль третий. Цветы в доме.
- Модуль четвертый. Семейные праздники.
- Модуль пятый. Плетение и ткачество.
- Модуль шестой. Обработка тканей.
- Модуль седьмой. Элементы машиноведения.
- Модуль восьмой. Элементы домашней экономики.
- Модуль девятый. Основы предпринимательства.
Тематические и поурочные планы.
Темы урока:
Элементы материаловедения.
Элементы машиноведения. Работа на швейной машине.
Проектирование и изготовление плечевого изделия на основе чертежа ночной сорочки.
Конструирование ночной сорочки и моделирование плечевого изделия на ее основе.
Дидактический материал:
Инструкционная карта. Построение чертежа цельнокройного фартука.
Инструкционная карта. Раскрой фартука.
Инструкционная карта. Изготовление нагрудного накладного кармана.
Инструкционная карта. Притачивание пояса к юбке.
Инструкционная карта. Конструирование и моделирование юбки, фартука, плечевого изделия с цельнокройным рукавом и втачным рукавом.
Инструкционная карта. Конструирование воротников.
Карточки для проверки знаний.
Лекала фартука, юбки, плечевого изделия, воротников.
Муляжи.
Для удобства и наглядности оформлены папки для среднего и старшего звена с 5-го по 11-й класс (профориентационная работа, проектная деятельность, ручная вышивка, аппликация на швейной машине).
Большую помощь в работе оказывает кабинет, где имеются все необходимые наглядности, накоплен и систематизирован дидактический материал включающий:
- таблицы;
- опорные схемы;
- банк учебных проектов.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ.
Проводимая мной работа в данном направлении дает положительные результаты:
- все учащиеся усваивают государственный образовательный стандарт;
- 100% успеваемость;
- процент качества за предыдущий год по всеклассно составляет 100%.
В апреле 2007 года участвовала в городском смотре-конкурсе учебных мастерских муниципальных общеобразовательных учреждений , награждена дипломом за 3-е место. Приняла активное участие в городской выставке учителей технологии посвященной началу 2007-2008 учебного года. В марте месяце участвовала в городской выставке кукол проходившей в школе искусства. Награждена грамотой за подготовку проекта "Школьная газета: содружество участников образовательного процесса" занявшего 3 место в городской акции "Я - гражданин России". Разработала и представила костюмы для участников городского смотра - конкурса "безопасное колесо" заняла 3-е место март 2007года.
В апреле 2007года к проведению школьного семинара подготовила выступление "Блочно модульное преподавание".
За многолетний добросовестный труд и в связи с 10-летием Муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа №7" управления образования- награждена почетной грамотой главы города Губкинского.
В сентябре 2006-2007года назначена руководителем городского МО учителей технологии.
В 2008 году ученица 4-Б класса Морозова Настя заняла 3-е место, в городской выставке -конкурсе коллективно- творческих работ"Семья России". В Мае 2008 года получили дипломы за участие во втором корпоративном фестивале "Факел" г. Ноябрьск, Морозова Настя, Гаврилюк Александра, Гаврилюк О. А. В городском конкурсе молодежных проектов и творческих работ "Радуга профессий" в номинации Декоративно- Прикладное Творчество Гаврилюк Александра награждена дипломом за 1 место.
За сотрудничество в сфере профессиональной ориентации несовершеннолетних граждан и за активное участие в конкурсе молодежных проектов и творческих работ получила благодарственное письмо.
В ноябре месяце 2008 года ученица 9-Б класса Гилемханова Ксения стала призером в городской олимпиаде по технологии.
За участие в окружном конкурсе декоративно-прикладного и художественного искусства "Вселенная детского творчества" посвященного 90-летию государственной системы дополнительного (внешкольного) образования детей награждена дипломом. Салехард 2008 год.
За представление своего педагогического опыта на Всероссийском фестивале "Открытый урок" награждена дипломом в 2007-2008 учебном году.
Считаю большой долей заслуги моей работы выбор профессии учеников нашей школы идет по направлению технологии. Две выпускницы Лешик Ольга и Бондаренко Ирина закончили училище с красным дипломом получив профессию повар-кондитер.
Уделяю огромное внимание здоровьесберегающему направлению.
АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ.
Опыт работы по данной технологии может использоваться учителями трудового обучения в общеобразовательных школах, как в общеобразовательном классе так и в профильном; преподавателями профессионального училища.
ТРУДОЕМКОСТЬ.
Начало освоения нового всегда сложно, а поэтому и трудоемко, как для учителя, так и для учащихся. Сказывается и нехватка литературы как учебной так и методической, что занимает много времени для подборки информации. Все приходит со временем и с опытом. Если начиная с 5-го класса, материал собирается по крохам менее емкий, то к 11-му классу учащиеся успешно справляются с более сложными блоками- модулями.
Они прекрасно ориентируются в подборе литературы, распределяя между членами группы этапы работы.