Coвременная образовательная ситуация в нашей стране характеризуется возрастающим интересом педагогической общественности к исследованию условий реализации личностно ориентированного подхода в общеобразовательной школе. Требования к разработке содержания личностно ориентированного процесса предполагают выявление содержания субъектного опыта ученика, включая его опыт предшествующего обучения. Это может быть реализовано в том случае, когда изложение знаний направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого учащегося.
Одной из лучших возможностей соотнесения нового и наличного опыта учащихся является опора на использование регионального компонента содержания образования. Поэтому обращение к знаниям особенностей географии, истории и культуры региона проживания детей и использования их для построения новой картины мира будет оправданным и целесообразным.
Регионоведение в настоящий момент является обязательной вариативной частью языковой подготовки учащихся. Принят федеральный компонент государственного стандарта по иностранным языкам, который включает ряд требований, отражающих соизучение культур стран родного и изучаемого языков. (Приложение к приказу Минобразования России от 9 марта 2004 г. №1312).
Цели курса: создать условия для развития и совершенствования коммуникативной компетенции старшеклассников, а также для расширения содержательной основы обучения иностранному языку за счет овладения учащимися определенным объемом региональных знаний.
Для достижения поставленных целей предполагается решение следующих задач:
- дать основы знаний о регионе;
- раскрыть значимость окружающего мира для жизнедеятельности человека;
- пробудить познавательный интерес к родному краю;
- сформировать культурологический потенциал;
- сформировать адаптивный тип жизнедеятельности.
В связи с тем, что основной задачей курса является коммуникативная направленность, каждое занятие строится на использовании разнообразных видов учебно-познавательной деятельности, самостоятельности. При организации занятии целесообразно использовать интерактивную методику работы (создавать ситуации, в которых каждый ученик сможет выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы), методику обучения в сотрудничестве, осуществлять личностно-деятельностный и субъект-субъектный подход (равноправное взаимодействие учащегося и учителя ). Ведущее место в обучении отводится методам поискового и исследовательского характера , которые стимулируют познавательную активность учащихся.
Методические принципы: минимизация, учет региональной специфики, отбор регионально значимых предметов речи, последовательное предъявление информации, коммуникативность.
Требования к уровню подготовки учащихся к концу изучения курса :
Языковая компетенция:
Графика и орфография. Написание новой лексики по тематике курса.
Произносительная сторона речи. Беглость речи с использованием разных интонационных структур.
Лексическая сторона речи. Дополнительно к продуктивному лексическому минимуму в объёме основной школы(1000 лексических единиц), 150-200 лексических единиц, обслуживающих реалии региона в рамках отобранных тем.
Грамматическая сторона речи. Согласование времён. Неличные формы глаголов. Наклонение глаголов. Глагольные формы в страдательном залоге в сложных временах.
Предметное содержание речи . Алтай. География ,политическая жизнь, экономика, флора и фауна, города, их культурные особенности и достопримечательности.
Речевая компетенция:
Говорение. Все виды монолога на основе тематики и лексики. Полилог в форме дискуссии и деловой беседы с соблюдением норм речевого этикета. Публичные выступления (в связи с увиденным/прочитанным). Представление результатов выполнения проекта. Представление социокультурного портрета региона. Оценка или характеристика событий, фактов современной жизни в регионе.
Аудирование. Понимание основного содержания аудио/видео текстов; вычленение значимой информации из звучащих текстов.
Чтение текстов с использованием различных стратегий/видов чтения (ознакомительного, просмотрового, поискового, изучающего). Элементарный лингвистический анализ текста (нахождение лексико-грамматических явлений с целью определения их функций).
Письмо. Изложение полученных сведений о регионе в форме тезисов (устного/письменного сообщения), в том числе на основе выписок из текста. Составление конспекта, реферата. Перевод текстов с иностранного языка на родной и с родного на иностранный.
Социокультурная компетенция. Социокультурный портрет региона. Знаменитые деятели, учёные, писатели, художники, актёры, режиссёры. Их вклад в развитие культуры региона.
По окончании курса ребятам предлагается самостоятельно разработать проект, посвященный определенному аспекту жизни, деятельности и культурному наследию своего региона. Кроме того, ребятам предлагается принять участие в конкурсе сочинений "Мой край родной" на английском языке.
Курс "Регионоведение на английском языке" внедрен в учебный процесс(объем-1час в неделю) за счет увеличения количества часов иностранного языка в 10-11ых классах (с2х до 3х) в учебном плане с 2006 года (в связи с переходом школы на профильное обучение, универсальный профиль), в то время как учебник Кузовлева В. П. рассчитан на 2часа в неделю. Тематика курса полностью совместима с программой учебника Кузовлева В. П. т. к. темы регионоведения рассматриваются параллельно циклам учебника.
Тематическое планирование курса "Регионоведение на английском языке" 10-11 классы
Тематика курса | Кол-во часов | Формы обучения, Творческие задания |
Цикл учебника |
1. Введение в Регионоведение: цели и задачи курса. | 1 час | Лекция | цикл 1 |
2. Географические характиристики региона: расположение, ресурсы, природа, климат, города, районы, известные люди. | 5 часов | Практические занятия,
мультимедийный урок. Проект, сообщение, письмо. |
цикл 1 |
3. Политическое устройство региона.
Символы края(герб, флаг). Органы власти. |
5 часов | Практические занятия, проверочная
работа, ролевая игра. Таблица, проект изменений системы ПУ государства, тест. |
цикл 2 |
4. Социальная сфера. Молодежные организации. Варианты стилей жизни. | 4 часа | Практические занятия. Опрос общественного мнения, проект молодежной субкультуры, рисунок "Современный портрет молодого человека" |
цикл 3 цикл4 |
5. Образование, учебные заведения. Реализация права на образование. | 3 часа | Практические занятия, общение со
студентами вузов, заполнение анкеты. Опрос общественного мнения, проект "Права и обязанности ученика", тест. |
цикл 4 |
6. Система социальной защиты граждан в регионе. Социальные службы. Здравоохранение. | 4 часа | Практические занятия. Опрос общественного мнения, проект "Улучшения системы СО". | цикл 5 |
7. Художественная культура региона: мир региональной поэзии, прозы. Вклад региона в развитие кинематографа. Театральная жизнь региона. | 4 часа | Лекция, практические занятия, обзор
театральных афиш. Конкурс на перевод стихотворений алтайских поэтов, отзыв о просмотренном спектакле. |
цикл 6 |
8. Технологический и научный потенциал
региона. Ученые. Научные учреждения. |
2 часа | Практические занятия, экскурсия на
предприятие. Проект "Мой вклад в технологический потенциал региона", доклад тест. |
цикл 7 |
9. Региональный большой и малый бизнес. 10. Итоговый урок. |
2 часа 1 час |
Лекция, встреча с представителями
бизнеса. Сочинение "Как я участвовал в бизнесе". Проект. Конкурсное сочинение. |
цикл 7 |
Средства обучения: