Интегрированный урок по теме "Изопроцессы"

Разделы: Физика


Ум заключается не только
в знании, но и в умении
прилагать знание на деле.
Аристотель

Форма урока: обобщение и систематизация знаний.

Цели:

  • Создать условия для закрепления, обобщения и углубления знаний по теме: "Уравнение идеального газа. Изопроцессы." Научить применять полученные знания, как язык науки, имеющий огромные возможности.
  • Развивать исследовательские экспериментальные умения, восприятие, память, речь, воображение; умение объяснять явления, навыки работы на компьютере в текстовом, графическом редакторах, а также использования электронных таблиц при решении физических задач; интерес к предмету.
  • Дать возможность почувствовать свой потенциал каждому учащемуся, чтобы показать значимость полученных знаний, побудить к активной работе. Воспитывать эстетическое восприятие мира через демонстрацию и наглядность, формировать научное мировоззрение, представления о роли физики в жизни общества и его технических достижений.

Оборудование: компьютер:

  • программа PowerPoint
  • Microsoft Word
  • Microsoft Excel
  • мультимедиа-проектор

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Повторение пройденного материала.
  3. Домашнее задание.
  4. Подведение итогов урока.

Организационный момент. (Приложение 1)

"Путь к знанию": мы сегодня вместе с вами будем размышлять, думать, считать, не боясь ошибиться.

"Дорога к знанию? Ну что ж, её легко понять. Ответить можно сразу: вы ошибаетесь, и ошибаетесь, и ошибаетесь опять, но меньше, и меньше, и меньше с каждым разом". "Весь путь человеческого познания - это серия ошибок, причём всё меньших и меньших". Не бойтесь ошибиться, ведь не ошибается лишь тот, кто ничего не делает! За дело, друзья!

Эпиграфом сегодняшнего урока, я взяла слова древнегреческого философа Аристотеля: ведь сегодня мы с вами будем применять полученные ранее знания, как из области физики, по теме: "Идеальный газ. Изопроцессы", так и из области информатики совершенствуя навыки работы за компьютером.

Для оценки своих знаний предлагаю воспользоваться "Картой - контроля" в которую вы в течение урока на каждом этапе будите самостоятельно выставлять заработанные баллы, поможет вам в этом шкала на карте, а в конце урока мы подведём итог.

Повторение пройденного материала.

Этап "ПОВТОРЕНИЕ - МАТЬ УЧЕНИЯ!"

Предлагаю тестирование (Приложение 2) на компьютере по теоретическому материалу.

(10 человек)

Таблица - шифровка, работа на листочках, на знание буквенных обозначений и единиц измерения. (10 человек)

P   1 0С
T   1 г/моль
V   1 кг
m   1 м3
M   1 К
?   1,38*10-3Дж/К
R   6,02*1023моль-1
NA   8,31 Дж/(моль*К)
k   1 моль-1
t   1 Па
P   1 моль-1
T   1 кг
V   1 м3
m   1,38*10-3Дж/К
M   1 Па
?   1 0С
R   1 К
NA   6,02*1023моль-1
k   8,31 Дж/(моль*К)
t   1 г/моль

Затем учащиеся меняются местами и проделывают вновь работу.

Этап "ТЫ БОЙЛЕМ МОЖЕШЬ И НЕ БЫТЬ, НО ЗНАТЬ ИЗОПРОЦЕСС ОБЯЗАН!"

Демонстрация презентации "ИЗОПРОЦЕССЫ" (Приложение 3) составленной учителем, устные ответы учащихся.

В конце демонстрация трёх работ выполненных учащимися дома.

Этап "КАК ТЫ ПОНИМАЕШЬ ГРАФИКИ?"

Учащиеся рассаживаются парами за компьютер. Выбирают уровень сложности задания (1 уровень (Приложение 4), 2 уровень (Приложение 5), 3 уровень (Приложение 6)). В текстовом редакторе необходимо расположить графики изопроцессов в определённом порядке и построить самостоятельно график одного, заданного изопроцесса.

Этап "РЕШИ ЗАДАЧУ." (Приложение 7)

Предлагаю решить задачу одним приемлемым для вас способом:

1 - в рабочих тетрадях по физике, только с физической точки зрения;

2 - на компьютере с помощью электронной таблицы Execl.

Каким может быть наименьший объём баллона, вмещающего 6,4 кг кислорода, если его стенки при температуре Т выдерживает давление р?

Т (К)= 273 285 294 300 315
р (Па)= 1,3*107 1,8*107 2*107 2,4*107 2,7*107

Подведение итогов.

Подсчёт личного рейтингового балла и выставление оценок.

Домашнее задание.

Повторить параграфы 50-53,

  • задачи № 4 (после параграфа 52) и № 3 (после параграфа 53) - 1 уровень
  • задачи № 5 (после параграфа 52) и № 5 (после параграфа 53) - 2 уровень

Заключительные слова учителя:

Науки юношей питают,
Отраду старцам подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай - берегут.
М.В. Ломоносов

"КАРТОЧКА - КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ"
Вид деятельности Количество баллов в задании Твои баллы
1 Тестирование Количество баллов выставляет машина (от 0 до 10)  
2 Таблица - шифровка. За каждый правильный ответ

1 балл (максимальное количество баллов 10)

 
3 Ты Бойлем можешь и не быть, но знать изопроцесс обязан. За каждый правильный ответ 1 балл (учитель контролирует)

(максимальное количество баллов не ограничено)

 
4 Как ты понимаешь графики? 1 балл за каждый правильно расположенный график, 3 балла за построенный правильно график (учитель контролирует)

Максимальное количество - 9 баллов

 
5 Реши задачу. За верно выполненную задачу на компьютере ставим по максимуму. Максимальное количество баллов - 5 баллов (учитель контролирует)  
6 Общее кол-во баллов:
  • "5"- свыше 35 баллов,
  • "4"- от 34 до 30б,
  • "3"- от 29 до 25б,
  • "2"- менее 24 баллов
 
ТВОЯ ОЦЕНКА -