Цели:
- повторить и обобщить знания учащихся по правописанию слов с безударными гласными, парными звонкими и глухими согласными, непроизносимыми согласными в корне;
- развивать творческие способности, познавательный интерес, воспитывать любовь к родному краю, умение работать в коллективе.
Оборудование:
- рисунки курганов,
- ребусы,
- сигнальные карточки,
- карточки для групповой и индивидуальной работы,
- карта Башкортостана,
- аудиокассета с записью песни "Ничего на свете лучше нету:",
- магнитофон.
Ход урока
1. Орг. момент. Психологический настрой
- Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Теперь сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной:
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Внимание мое растет.
Я, как разведчик, все замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться,
Я готов к работе
Работаю.
2. Минутка чистописания.
- Ребята, с чего мы начинаем урок русского языка? (с минутки чистописания)
- На прямую палочку
Справа села галочка
Там поныне и сидит -
Буквой К на нас глядит
Дайте характеристику звуку, которым обозначается эта буква
- Рассмотрите цепочки букв. Найдите закономерность. (Строчная буква "К" следует в порядке увеличения на одну букву)
- Напишите, сохраняя закономерность, до конца строчки.
3. Словарная работа
- Прочитайте слова на следующей строчке
В_тер, м_роз, обл_ко, ин_й, курган
- Какое слово "лишнее"? Почему?
(Курган, так как это не словарное слово, а все остальные слова с непроверяемой безударной гласной, обозначающие явления природы)
- Запишите, поставьте ударение, вставьте безударную гласную.
(Ветер - непроверяемая безударная гласная е:)
- А что такое курган? (Возможные ответы детей)
- Послушайте сообщение консультанта
(Курган - это древний могильный холм, а также вообще небольшая возвышенность. На территории нашей республики археологами обнаружены курганы. Например, на территории современного г. Уфы находились крепости - городища Кала-тау (показ на карте Башкортостана). Очень много курганов на Южном Урале. Обнаружен курган на горе Ямантау (Кугарчинский район), курган близ села Исянгулово в Зиянчуринском районе (показ), курган близ села Каранаево (Мечелинский район), курган близ д. Старо-Халилово (Дуванский район) (показ). В настоящее время ведутся раскопки древнего поселения возле села Николаевка Стерлитамакского района.
- Сегодня вы выступите в роли археологов.
- Кто это?
- Вы должны были найти значение этого слова в словаре.
Ученик. Археолог - это специалист, изучающий культуру и быт древних народов по сохранившимся вещественным памятникам.
- Сегодня на уроке вы также будете археологами, добывающими знания по русскому языку. Мы отправляемся на грамматические раскопки курганов.
- Итак, в путь. (Звучит музыка из мультфильма "Бременские музыканты")
4. Повторение:
1-й курган памяти
(Работа в парах)
- Подобрать однокоренные слова к слову раскопки, разобрать его по составу, в родственных словах выделить корень
раскопки - копать, копка, закопать, выкопать:
- Ребята, вы подбирали какие слова
- Да, мы повторили однокоренные слова, разбор слов по составу и подошли к следующему кургану.
- Но его название зашифровано.
- Если вы его расшифруете, то узнаете тему нашего урока
куоркукуфокугкурамкумывкукоркунекускулокукува
5. Сообщение темы. (Орфограммы в корне слова)
- А что такое орфограмма?
- Какие орфограммы в корне слова можно выделить?
- Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне.
- Парные звонкие и глухие согласные в корне.
- Непроизносимые согласные в корне.
- Удвоенные согласные в корне.
- Орфограммы ь и ъ знаки.
6. Работа по теме урока.
- При раскопках этого кургана вы будете работать в группах
- Что нужно для того, чтобы работу выполнить быстро?
1. Соблюдать правило дружной работы: не мешать друг другу, уметь слушать, выслушивать своего товарища.
2. Уметь распределять обязанности в группе.
- I гр. работает по теме "Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова"
- II гр. работает по теме "Парные звонкие и глухие согласные в корне слова"
- III гр. работает по теме "Непроизносимые согласные в корне слова"
У каждой группы карточка с заданиями.
Карточка для I группы
1. Вспомните правило проверки слов с безударными гласными в корне слова.
2. Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова.
в_ч_реет -
р_дной -
г_ра -
ст_р_жить -
л_пата -
3. Составьте из слов и предложение и запишите.
- Учтите: два слова зашифрованы, их нужно разгадать в самом начале
Долгую, белочка, в ю, лесу, зиму, жи т
(Всю долгую зиму белочка живет в лесу).
- Найдите слова с безударными гласными, объясните их правописание
- Подчеркните главные члены предложения
Карточка для II группы
1. Вспомните правило проверки парных звонких и глухих, согласных в корне слова.
2. Прочитайте отрывок из сказки. Вспомните, как она называется и кто автор.
Кня_ь у синя моря ходит,
С синя моря гла_ не сводит,
Лебе_ь белая плывeт
Выпишите слова с пропущенной орфограммой, подберите и запишите проверочные слова
3. Отгадайте ребусы и назовите орфограммы
Карточка для III группы
1. Отгадайте загадки, напишите отгадки. Подберите к ним проверочные слова.
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в окнце,
И зовут тебя все : (Солнце)
День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратиться этот звук (Сердце)
По чему часто ходят и никогда не ездят ? (По лестнице)
2. Как проверить слова с непроизносимыми согласными ?
3. Прочитайте фразеологизмы, объясните их значение. Подчеркните слова с непроизносимыми согласными.
- У меня на сердце камень -
- Этот человек мне по сердцу -
Чувствовать себя не в своей тарелке -
По одному представителю от каждой группы выходят к доске и объясняют задания. Проверка с помощью сигнальных карточек.
- Молодцы, хорошо справились с заданиями, а сейчас привал.
VII. Физминутка.
VIII. Работа по учебнику.
- При изучении русского языка нам помогает учебник, и мы подошли к кургану самостоятельной работы.
- Откройте учебник на 125 странице упражнение 2.
В это время два ученика работают у доски по индивидуальным карточкам.
Карточка №1
Исправь ошибки, напиши правильно, подбери проверочные слова.
:::::::::. - горот
:::::::::. - скаска
:::::::::. - книшка
:::::::::. - глаткая
:::::::::. - здороф
Карточка №2
Прочитай сочетание слов, замени их сходными по значению словами с орфограммой "непроизносимые согласные в корне слова". Обозначать орфограммы.
Правдивый ответ - :::::::::::::::::::.
Занимательная книжка - :::::::::::::::::.
Унылая песня - :::::::::::::::::::::.
Плохая погода - :::::::::::::::::::::.
Большой завод - :::::::::::::::::::::.
Поверка.
9. Итог.
- О каких орфограммах в корне слова мы говорили?
- Ребята, вы сегодня выступали в роли археологов по поиску знаний русского языка. Оцените свою работу.
(На доске маленькие курганы)
- Коричневый цвет - очень хорошо, доволен своей работой.
- Желтый цвет - хорошо.
- Красный цвет - было трудно.
10. Домашнее задание: страница 125 упражнение 3, а) 1 вариант; б) 2 вариант.