Урок русского языка в 3-м классе по теме "Орфограммы в корне слова"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • повторить и обобщить знания учащихся по правописанию слов с безударными гласными, парными звонкими и глухими согласными, непроизносимыми согласными в корне;
  • развивать творческие способности, познавательный интерес, воспитывать любовь к родному краю, умение работать в коллективе.

Оборудование:

  • рисунки курганов,
  • ребусы,
  • сигнальные карточки,
  • карточки для групповой и индивидуальной работы,
  • карта Башкортостана,
  • аудиокассета с записью песни "Ничего на свете лучше нету:",
  • магнитофон.

Ход урока

1. Орг. момент. Психологический настрой

- Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Теперь сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной:

Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Внимание мое растет.
Я, как разведчик, все замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться,
Я готов к работе
Работаю.

2. Минутка чистописания.

- Ребята, с чего мы начинаем урок русского языка? (с минутки чистописания)

- На прямую палочку
Справа села галочка
Там поныне и сидит -
Буквой К на нас глядит

Дайте характеристику звуку, которым обозначается эта буква

- Рассмотрите цепочки букв. Найдите закономерность. (Строчная буква "К" следует в порядке увеличения на одну букву)

- Напишите, сохраняя закономерность, до конца строчки.

3. Словарная работа

- Прочитайте слова на следующей строчке

В_тер, м_роз, обл_ко, ин_й, курган

- Какое слово "лишнее"? Почему?

(Курган, так как это не словарное слово, а все остальные слова с непроверяемой безударной гласной, обозначающие явления природы)

- Запишите, поставьте ударение, вставьте безударную гласную.

(Ветер - непроверяемая безударная гласная е:)

- А что такое курган? (Возможные ответы детей)

- Послушайте сообщение консультанта

(Курган - это древний могильный холм, а также вообще небольшая возвышенность. На территории нашей республики археологами обнаружены курганы. Например, на территории современного г. Уфы находились крепости - городища Кала-тау (показ на карте Башкортостана). Очень много курганов на Южном Урале. Обнаружен курган на горе Ямантау (Кугарчинский район), курган близ села Исянгулово в Зиянчуринском районе (показ), курган близ села Каранаево (Мечелинский район), курган близ д. Старо-Халилово (Дуванский район) (показ). В настоящее время ведутся раскопки древнего поселения возле села Николаевка Стерлитамакского района.

- Сегодня вы выступите в роли археологов.

- Кто это?

- Вы должны были найти значение этого слова в словаре.

Ученик. Археолог - это специалист, изучающий культуру и быт древних народов по сохранившимся вещественным памятникам.

- Сегодня на уроке вы также будете археологами, добывающими знания по русскому языку. Мы отправляемся на грамматические раскопки курганов.

- Итак, в путь. (Звучит музыка из мультфильма "Бременские музыканты")

4. Повторение:

1-й курган памяти

(Работа в парах)

- Подобрать однокоренные слова к слову раскопки, разобрать его по составу, в родственных словах выделить корень

раскопки - копать, копка, закопать, выкопать:

- Ребята, вы подбирали какие слова

- Да, мы повторили однокоренные слова, разбор слов по составу и подошли к следующему кургану.

- Но его название зашифровано.

- Если вы его расшифруете, то узнаете тему нашего урока

куоркукуфокугкурамкумывкукоркунекускулокукува

5. Сообщение темы. (Орфограммы в корне слова)

- А что такое орфограмма?

- Какие орфограммы в корне слова можно выделить?

  • Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне.
  • Парные звонкие и глухие согласные в корне.
  • Непроизносимые согласные в корне.
  • Удвоенные согласные в корне.
  • Орфограммы ь и ъ знаки.

6. Работа по теме урока.

- При раскопках этого кургана вы будете работать в группах

- Что нужно для того, чтобы работу выполнить быстро?

1. Соблюдать правило дружной работы: не мешать друг другу, уметь слушать, выслушивать своего товарища.

2. Уметь распределять обязанности в группе.

  • I гр. работает по теме "Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова"
  • II гр. работает по теме "Парные звонкие и глухие согласные в корне слова"
  • III гр. работает по теме "Непроизносимые согласные в корне слова"

У каждой группы карточка с заданиями.


Карточка для I группы

1. Вспомните правило проверки слов с безударными гласными в корне слова.

2. Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова.

в_ч_реет -

р_дной -

г_ра -

ст_р_жить -

л_пата -

3. Составьте из слов и предложение и запишите.

- Учтите: два слова зашифрованы, их нужно разгадать в самом начале

Долгую, белочка, в ю, лесу, зиму, жи т

(Всю долгую зиму белочка живет в лесу).

- Найдите слова с безударными гласными, объясните их правописание

- Подчеркните главные члены предложения


Карточка для II группы

1. Вспомните правило проверки парных звонких и глухих, согласных в корне слова.

2. Прочитайте отрывок из сказки. Вспомните, как она называется и кто автор.

Кня_ь у синя моря ходит,
С синя моря гла_ не сводит,
Лебе_ь белая плывeт

Выпишите слова с пропущенной орфограммой, подберите и запишите проверочные слова

3. Отгадайте ребусы и назовите орфограммы


Карточка для III группы

1. Отгадайте загадки, напишите отгадки. Подберите к ним проверочные слова.

Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в окнце,
И зовут тебя все : (Солнце)

День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратиться этот звук (Сердце)

По чему часто ходят и никогда не ездят ? (По лестнице)

2. Как проверить слова с непроизносимыми согласными ?

3. Прочитайте фразеологизмы, объясните их значение. Подчеркните слова с непроизносимыми согласными.

- У меня на сердце камень -
- Этот человек мне по сердцу -
Чувствовать себя не в своей тарелке -


По одному представителю от каждой группы выходят к доске и объясняют задания. Проверка с помощью сигнальных карточек.

- Молодцы, хорошо справились с заданиями, а сейчас привал.

VII. Физминутка.

VIII. Работа по учебнику.

- При изучении русского языка нам помогает учебник, и мы подошли к кургану самостоятельной работы.

- Откройте учебник на 125 странице упражнение 2.

В это время два ученика работают у доски по индивидуальным карточкам.


Карточка №1

Исправь ошибки, напиши правильно, подбери проверочные слова.

:::::::::. - горот

:::::::::. - скаска

:::::::::. - книшка

:::::::::. - глаткая

:::::::::. - здороф


Карточка №2

Прочитай сочетание слов, замени их сходными по значению словами с орфограммой "непроизносимые согласные в корне слова". Обозначать орфограммы.

Правдивый ответ - :::::::::::::::::::.

Занимательная книжка - :::::::::::::::::.

Унылая песня - :::::::::::::::::::::.

Плохая погода - :::::::::::::::::::::.

Большой завод - :::::::::::::::::::::.


Поверка.

9. Итог.

- О каких орфограммах в корне слова мы говорили?

- Ребята, вы сегодня выступали в роли археологов по поиску знаний русского языка. Оцените свою работу.

(На доске маленькие курганы)

  • Коричневый цвет - очень хорошо, доволен своей работой.
  • Желтый цвет - хорошо.
  • Красный цвет - было трудно.

10. Домашнее задание: страница 125 упражнение 3, а) 1 вариант; б) 2 вариант.