Урок музыки "Образы пушкинских сказок в творчестве русских композиторов"

Разделы: Музыка


Цели урока:

  • восприятие образного содержания музыкальных произведений русских композиторов;
  • формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности;
  • освоение знаний об особенностях музыкального языка;
  • о воздействии музыки на человека;
  • о её взаимосвязи с другими видами искусства.

Задачи урока:

Обучающие:

  • привить любовь, уважение, чувство эстетического сопереживания к произведениям искусства;
  • учить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
  • учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Развивающие:

  • развивать творческие способности учащихся, образное и ассоциативное мышление;
  • развивать вокально-хоровые навыки;

Воспитательные:

  • способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к русской поэзии;
  • воспитанию эмоционально-ценностного отношения к музыке; музыкального вкуса учащихся, потребность в общении с музыкой.

Методы:

  • словесно-индуктивный,
  • наглядный,
  • частично-поисковый,
  • творческий,
  • наблюдение,
  • сопоставление,
  • междисциплинарных взаимодействий.

"Эта музыка, подлинно народная русская, бессмертна, как и стихи Пушкина. Она неотделима от певучих пушкинских строф". /К.Паустовский/.

Ход урока

(В начале урока звучит фрагмент увертюры М.И. Глинки к опере "Руслан и Людмила")

Организационный момент. Музыкальное приветствие.

На доске слайд№1 с изображением портрета А.С.Пушкина и темой урока. Приложение1.

У. На предыдущих уроках мы с вами знакомились с творчеством замечательного русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Говорили о музыкальности его стихотворений. Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством А.С.Пушкина. Будем знакомиться с образами сказочных персонажей произведений А.С. Пушкина в музыке.

На доске слайд №2 с портретами композиторов: М.Мусоргский, П.Чайковский, Г.Свиридов, М.Глинка.

У. Посмотрите на портреты композиторов, которые перед вами и ответьте: Как вы думаете, почему портреты этих композиторов мы собрали вместе, говоря на уроке о творчестве А.С.Пушкина?

Д. Эти композиторы написали музыку к произведениям А.С.Пушкина.

У. Назовите фамилии этих композиторов и их произведения, с которыми мы знакомились на уроках музыки. /после ответа детей по щелчку появляются фамилии композиторов/

На доске сигнальные карточки с названиями произведений композиторов, дети выбирают название и называют фамилию композитора.

Д. П.Чайковский романс "Благославляю, вас леса", опера "Евгений Онегин",

Д. М.Мусоргский опера "Борис Годунов"

Д. Г.Свиридов музыкальные иллюстрации к повести "Метель"

Д. М.И.Глинка опера "Руслан и Людмила".

На доске слайд №3 "...Песни, сказки, услышанные мной в ребячестве, были первой причиной того, что я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку" (М.И. Глинка).

У. Давайте вспомним некоторые фрагменты из этой оперы, как нарисовал образы поэмы А.С.Пушкина М.И.Глинка? Какие средства он использовал для раскрытия образа сказочных персонажей?

Слушание: "Ария Руслана" /фрагмент/

У. Каким мы видим этого героя? (мужественным, храбрым, сильным, твердость духа, богатырская сила, верность любви)

Появляется слайд №4 (с изображением Руслана.)

Слушание: "Рондо Фарлафа" /фрагмент/

У. Какой персонаж предстал перед нами теперь?

Д. /хвастливый, трусливый, смешон тем, что считает себя храбрым/.

У. А как композитор помогает нам увидеть это? /Скороговорка, используется форма рондо, подчеркивая слова: " близок уж час торжества моего. Ненавистный соперник уйдет далеко"

По щелчку появляется рисунок на слайде №4 (с изображением Ф.И.Шаляпина в роли Фарлафа.)

Слушание: "Марш Черномора" /фрагмент/

У. Как композитор рисует этого героя?

Д. /злой, сказочный, использует духовые инструменты, ударные инструменты, колокольчики/

У. Происходит ли смена характера музыки?

Д. Да.

Д /Композитор высмеивает, показывает Черномора, как комичный персонаж, т.к. потом он будет шутом при дворе князя./

Появляется слайд №5 (с изображением Черномора.)

У. Ребята, что нам помогло увидеть эти разные образы в музыке? Определить их характер?

Д /средства музыкальной выразительности/

У. Сегодня на уроке мы с вами будем продолжать знакомиться со сказочными образами А.С.Пушкина в музыке, на примере оперы замечательного русского композитора - сказочника. Кто же это? И почему его так называли?

На доске слайд №6 (с изображением портрета Н.А.Римского - Корсакова с вопросом и эпиграфом: "Мой род - это сказка, былина... и непременно русские", - говорил Н.А. Римский-Корсаков.

Д. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Он написал 9 опер на сказочные сюжеты.

У. Какие оперы были написаны композитором Н.А.Римским - Корсаковым на сюжеты сказок А.С.Пушкина?

Д. Н.А.Римский Корсаков написал две оперы на сюжеты сказок А.С.Пушкина: "Сказка о золотом петушке" и "Сказка о царе Салтане".

На доске слайд №7 .

У. Мы остановимся на опере "Сказка о царе Салтане. С чего обычно начинается оперный спектакль? (если дети затрудняются ответить, можно предложить вспомнить с чего начался урок - фрагмент увертюры "Руслан и Людмила" М.Глинки?)

Д. С увертюры.

У. А вот в опере "Сказка о царе Салтане" Н.А.Римского - Корсакова нет увертюры. Как пролог, так и все четыре действия начинает короткое вступление. Слушайте и смотрите! Сказка начинается!

Послушай: музыка вокруг
Она во всем, в самой природе.
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
Ей служит ветер, всплеск воды
Раскаты грома, звон капели,
Птиц несмолкаемые трели
И сказки тоже рядом с ней.

Слушание: вступление ко 2 действию.

У. Чем же открывается опера?

Д. /Опера-сказка открывается праздничными фанфарами. Как они звучат?

Д. /Звонко, празднично и радостно/ На доске слайд №8.

У. А какой инструмент исполняет фанфары? Как вы думаете, почему именно этот инструмент использует композитор.

Д. /Труба со своим звонким голосом, как будто призывает к чему-то/

У. Сам Римский-Корсаков говорил: "...этот трубный сигнал призывает к слушанию".

Не только композиторы обращались к сказочным сюжетам, но и художники создавали свои живописные полотна к произведениям А.С.Пушкина. Посмотрите, на стр. 49 учебника, как с помощью красок художник И.Билибин создал образ бушующего моря.

Созвучен ли он с образом поэтического текста? На доске слайд №9.

В синем небе звёзды блещут.
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.

У. А как вы думаете, можно ли этот образ передать в музыке? Если бы вы были композиторами, какую картину нарисовали? Что бы использовали для этого?

Д. / музыкальные средства выразительности/.

У. Хорошо. Давайте закрепим наши знания и решим кроссворд: "Средства музыкальной выразительности":Приложение 5

/У детей на столах лежат карточки с заданиями и вопросами./

Учитель зачитывает вопросы, дети отвечают и записывают ответы.

У. Молодцы вы справились с заданием.Вы хорошо потрудились, теперь немного отдохнем.

Проводится физкультминутка. Исполнение песни: "Хлопай-топай" с ритмическими движениями. /Приложение 2/

У. В каждой сказке есть чудо. Сказочное чудо стихов А.С. Пушкина композитор Н.А. Римский-Корсаков передал в музыке. Послушайте вступление ко второму действию оперы.

Слушание: "Три чуда" из 2 действия.

У. Какую картину нам нарисовали поэт, художник и композитор?

Д. /Картину морской стихии/Созвучна ли она с музыкой?Что изобразила музыка? Что мы увидели в начале картины?

Д. /Музыка изображает движение волн, блеск звёзд на небе, плывущую по волнам бочку и даже плач царицы./

У. А какие инструменты подчёркивают изобразительность музыкальных образов?

На доске слайд №10 и №11.

Д. Рокот волн - мелодия струнных, то вздымается вверх, то снова падает.

Мерцание, блеск звёзд - звуки флейты, арфы, челесты(в переводе небесная)

Плывущая по волнам бочка - неуклюжая тема струнных, как будто "ворочается".

Стон и плач царицы - резкое звучание струнных и деревянных духовых инструментов. Постепенно море утихает.

У. В каждой сказке есть чудеса, а в сказке Пушкина их целых три. Какие это чудеса?

Д. Чудо первое - белочка, чудо второе - тридцать три богатыря, чудо третье - Царевна - Лебедь.

У. Композитор изобразил их в такой же последовательности, как они появляются в сказке.

У каждого чуда есть своя музыкальная тема - яркая картина, только написанная не красками, а музыкальными звуками и с помощью музыкальных инструментов. Какие музыкальные инструменты нам раскрывают образ Белочки?

Д. / мы слышим мелодию русской народной песни "Во саду ли:", флейта-пикколо и ксилофон изображают, как Белочка грызет орешки./

Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом:
Белка в нём живёт ручная,
Да затейница, какая!
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт;
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра - чистый изумруд;

На доске слайд №12.

У. А.С.Пушкина в сказке сказано: "...С присвисточкой поёт, при честном при всём народе: "Во саду ли в огороде", а Н.А.Римский-Корсаков использует интонацию этой народной песни в показе первого чуда - образа белочки. На доске слайд №13.

У. Ребята, что вы представили, слушая музыку дальше. Каков характер? Как композитор изобразил богатырей? На доске слайд №14.

Там ещё другое диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснётся в скором беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.

Д. В оркестровом сопровождении слышен грозный шум морского, прибоя и на его фоне появляется чеканный богатырский марш.

У. Какие музыкальные инструменты нарисовали образы богатырей? На доске слайд №15.

Д. Тембры труб и тромбонов, что придает мужественный характер.

На доске слайд №16.

За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть,
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.

У. Тембры, каких музыкальных инструментов нам изобразили Царевну-Лебедь?Каков характер музыки? На доске слайд №17.

Д. Сначала звучит гобой, т.к. его голос похож на голос птицы, а затем мы слышим струнные инструменты: скрипку, голос этого инструмента можно сравнить с голосом человека. Оркестр и арфа передают журчание воды.

У. Музыка рисует чудесное превращение Лебедь-птицы в красавицу царевну. Фантастические узоры мелодии, сменяются напевной темой, похожей на русскую протяжную песню. В данном отрывке звучали струнные инструменты, напоминая человеческий голос: флейты, кларнеты, арфа. Тема Царевны-Лебедя создана из интонаций русских народных песен.

Тема моря проходит через всю оперу, и никто из композиторов так красочно не раскрывал эту тему, как Римский-Корсаков. Вы уже знаете, что он был морским офицером, и удивительные картины океана во время кругосветного плавания остались в памяти у него навсегда. С образом безбрежно-широкого "моря синего" мы встречались и в другой опере Н.А.Римского - Корсакова, что же это за опера?

Д. Опера "Садко"

У. Чему же посвящён был наш урок?

Д. Сказкам А.С.Пушкина и их воплощение в музыке русских композиторов.

У. В музыке, каких композиторов с творчеством которых мы знакомились на уроках музыки, сказки А.С. Пушкина получили вторую жизнь?

Д. В опере "Руслан и Людмила" Михаила Ивановича Глинки и в опере "Сказка о царе Салтане" композитора Н.А. Римского-Корсакова.

У. Помогла ли музыка нам почувствовать красоту пушкинской сказки?

Д. Да, симфонический оркестр рассказал нам сказку, передал все события ярко и понятно, очень красочно, образно воссоздавая незабываемые строки сказок А.С.Пушкина.

У. А закончим мы наш урок песней А.Ермолова "Добрые сказки".

Приложение 3.

Приложение 4