Цели:
- Формирование умения раскрывать тему и главную мысль при передаче содержания текста.
- Формирование умения устанавливать последовательность слов в предложении, предложений в тексте.
- Формирование умения отбирать материал в соответствии с темой текста.
Ход урока
1. Актуализация знаний, сообщение темы урока.
На доске: …- ложь, да в ней намек.
У: Какое слово, связанное с темой нашего урока, пропущено?
У: Как называют тех, кто придумывает, рассказывает, пишет сказки?
У: Сегодня на уроке вы попробуете себя в этой роли, т.е. будете сказочниками.
2. Работа с 1 частью.
На доске:
У: Что записано?
У: По какому принципу слова распределены по группам?
У: На какие группы могли бы разбить данные слова, предложите свои варианты?
У: Какое задание могли бы предложить?
У: Составьте из данных слов два предложения.
У: А у сказочника получилось вот что.
На доске:
Зайцы построили на лесной поляне домик. Всё вокруг подмели. |
У. добавляет в последнее предложение союз а.
На доске:
Зайцы построили на лесной поляне домик. Всё вокруг подмели а |
У: Что изменилось? Закончите это предложение.
У: Автор рассказывает вот о чём:
На доске:
Зайцы построили на лесной поляне домик. Всё вокруг подмели а большой камень с дороги не убрали. |
3. Орфографическая подготовка.
У: Что написано? Всё ли устраивает в записи предложений? Какой знак пропущен? Докажите.
У: Выберете схему, соответствующую данному предложению:
У: Какие опасные места спрятались в этих предложениях? Расставьте графические символы над соответствующими орфограммами.
4. Запись 1 части по памяти.
У: Запишите эту часть по памяти. О чём необходимо помнить при записи частей текста?
5. Работа над 2-й частью текста.
У: Как вы думаете, что было дальше?
У: А сказочник (автор) рассказывает вот о чём.
На доске:
Налетела на камень, пролила щи. Упал косой, разбил нос. Потом зайчиха несла кастрюлю с горячими щами. Бежал заяц с огорода, забыл про камень на дороге. |
У: Всё ли понятно? Объясните.
У: Что необходимо сделать, чтобы текст получился? Как развивались события? О ком необходимо рассказать сначала? А потом? Какое слово указало на такую последовательность событий?
6. Орфографическая подготовка.
У: На что необходимо обратить внимание при записи этой части, предложений. Объясните постановку запятых. Какие это однородные члены?
У: По графическому символу найдите в этой части слово с соответствующей орфограммой.
7. Запись 2-й части.
8. Работа над 3-й частью.
У: На этом сказка могла бы и закончиться, но…
На доске:
Упрямый заяц не захотел убрать камень с дороги. |
У: Закончите эту часть самостоятельно, кто испытывает трудности, может использовать помощь.
Необходимо выписать только те предложения, которые являются продолжением сказки:
Карточка-помощь:
Вдруг из чащи вышел медведь. Однажды к зайцам пожаловал Михайло Иванович с большой кадкой мёда. Он шёл на задних лапах и ревел, пчёлы жалили медведя. Встречали зайцы дорогого гостя на крылечке. Он разорил пчельник. Заяц сломал лапу. Налетел медведь по дороге на камень. Перекатился Топтыгин через голову, сломал заячий домик. Кто виноват? |
У: Что необходимо помнить при записи данной части.
9. Самостоятельная запись части.
10. Работа над названием.
У: Перечитайте сказку, что отсутствует в нашем тексте?
У: Придумайте. О чём необходимо помнить при выборе названия?
На доске:
Упрямый заяц. |
У: Какое название подошло бы к данному тексту? В каком выражена главная мысль, в каком – тема?
11. Подведение итогов.
У: Давайте послушаем, что у вас получилось.
У: Что написали? Докажите, что это текст.
У: Прочитайте пословицу, с которой мы начали наш урок. Так в чём намёк, в чём урок сказки?
Примерный текст.
Кто виноват?
Зайцы построили на лесной поляне домик. Всё вокруг подмели, а большой камень с дороги не убрали.
Бежал заяц с огорода, забыл про камень на дороге. Упал косой, разбил нос. Потом зайчиха несла кастрюлю с горячими щами. Налетела на камень, пролила щи.
Упрямый заяц не захотел убрать камень с дороги.
Однажды к зайцам пожаловал Михайло Иванович с большой кадкой мёда. Встречали зайцы дорогого гостя на крылечке. Налетел медведь по дороге на камень, перекатился Топтыгин через голову, сломал заячий домик. Кто виноват?
(По С. Михалкову)