Цель:
- закрепить навык пунктуационного оформления на письме однородных членов с бессоюзной, союзной связью и обобщающим словом;
- проводить работу по устранению стилистически неуместного употребления обобщающих слов;
- повторить синтаксический, морфемный, фонетический, орфографический разборы;
воспитывать патриотизм, чувство «лицейского братства».
Оборудование: иллюстрация «Памятник Пушкину в Ленинграде», таблицы «Пунктуация при однородных членах», «Обобщающие слова при однородных членах», словари, карточки.
Ход урока
I. Объявление темы и цели урока.
- Сегодня у нас урок, обобщающий знания об однородных членах и пунктуации при них. Поскольку он проходит в феврале, именно в том месяце, когда в далеком 1837 году раздался роковой выстрел на Черной речке, оборвавший жизнь великого русского поэта – Александра Сергеевича Пушкина, то сегодня мы будем использовать бессмертные творения самого гения или строки о нем.
II. Вступление в тему урока.
- Чтение учителем стихотворения «19 октября 1827», написанного на доске.
Бог помочь вам, друзья мои,
В заботах жизни, царской службы,
И на пирах разгульной дружбы,
И в сладких таинствах любви!Бог помочь вам, друзья мои,
И в бурях, и в житейском горе,
В краю чужом, в пустынном море,
И в мрачных пропастях земли.
А.Пушкин
- Кому посвящает это послание поэт?
- Обратите внимание на дату, вынесенную в заглавии? О чем она вам говорит?
- Помня о теме урока, скажите, почему именно эти строки я взяла? (Это дружеское послание насыщено однородными членами).
- Какие члены предложения называются однородными? Найдите однородные члены.
- Изобразим их графически.
- Но прежде обратите внимание на первые строчки послания. Какая риторическая фигура здесь использована? (Рефрен).
1. Рефрен |
|
|
1. Рефрен |
2. О, О, |
|
|
2. И О, и О, |
3. И О, |
|
|
3. О, О, |
4. И О! |
|
|
4. И О! |
- Обратите внимание на начало некоторых строк. (Они начинаются с союза «и»).
- Какая риторическая фигура в данном случае использована? (Анафора - единоначатие).
- Что придают эти риторические фигуры в сочетании с однородными членами стихотворению? (Они усиливают эмоциональность, выразительность, экспрессию).
- А теперь обратимся к однородным членам, использованным в пушкинском послании. Как они связаны между собой? (Союзной и бессоюзной связью).
III. Обобщение знания правил пунктуации при однородных членах. (Таблица составлена к §186 УМК под ред. В.Бабайцевой).
Пунктуация при однородных членах предложения
Запятая ставится: |
Запятая не ставится: |
1) О, но О. |
1) О и О. |
2) не только О, но и О. |
2) О и О, О и О. |
3) и О, и О, и О. |
3) устойчивые словосочетания: |
Повторение правил пунктуации в предложениях с обобщающим словом. (Учитель показывает неозаглавленную таблицу по теме «Обобщающие слова при однородных членах» и задает вопрос: «Как можно озаглавить эту таблицу?». Таблица составлена к §187 УМК под ред. В.Бабайцевой).
- Все теоретические знания мы подкрепим примерами из текста домашних карточек.
Карточка.
Объясните пунктуацию при однородных членах предложения и начертите их схемы.
- Мы читаем, любим, заучиваем наизусть А.С.Пушкина.
- Он близок и дорог нам.
- Имя Пушкина известно не только в нашей стране, но и далеко за её пределами.
- Как русский, так и зарубежный читатель ценит творчество гениального поэта.
- Ни время, ни расстояния не властны над ним.
- А.С.Пушкин оставил нам стихотворения и поэмы, повести и драмы.
- В течение своей короткой, но плодотворной жизни он написал около тысячи лирических стихотворений.
- Они необычайно богаты по своему содержанию и разнообразны по форме.
- Поэт говорит в них о многом: о своей любви к родине, глубоко скорбит о судьбе порабощенного народа, бичует жестоких владык, зовет к борьбе за свободу.
- Стихи ли это о душевном мире поэта, картины ли природы – все волнует читателя, задевая трепетные струны сердца, подчиняя власти высоких чувств и помыслов.
- Лирические чувства поэта выливаются в самую разнообразную форму: дружеские послания, оды, баллады, поэмы, романсы.
- Не меркнет с годами, а разгорается новым пламенем всенародная любовь к поэту.
Работа с текстом карточки.
- Прочитайте выразительно текст. Определите его тему и идею.
- Озаглавьте текст, употребив для названия строки из самого текста. («Пушкин близок и дорог нам», «Всенародная любовь к поэту»).
- Приведите примеры предложений с бессоюзной связью однородных членов. (№ 1, 12).
- Приведите примеры связи однородных членов с помощью составных союзов. (№ 3, 4).
- Назовите предложения, в которых однородные члены связаны попарно.(№ 6).
- В чем особенность 10 предложения? (В нем три ряда однородных членов).
- Чем выражены в нем однородные обстоятельства? (Деепричастными оборотами).
- Какого из трех случаев употребления обобщающего слова при однородных членах в данном тексте нет? (Когда обобщающее слово стоит перед однородными членами и однородными членами предложение не заканчивается).
- Перестройте 11 предложение, чтобы оно соответствовало данному правилу. (В самую разнообразную форму: дружеские послания, оды, баллады, поэмы, романсы - выливаются лирические чувства поэта).
Синтаксический разбор предложения. Ученик комментирует запись под диктовку учителя предложения (Не меркнет с годами, а разгорается новым пламенем всенародная любовь к поэту ).
Морфемный разбор слова «разгорается». , учитель вводит понятие «постфикс»).
Фонетический разбор слова «любовь». Запись слова в транскрипции: [л ' у б ỏ ф '].
- Какой фонетический процесс происходит на конце данного слова? (Оглушение).
IV. Самостоятельная работа. Пунктуационная задача.
- Почему в данных предложениях при повторяющихся союзах, соединяющих однородные члены, запятая не ставится? Из каких пушкинских произведений данные строки? Вставьте пропущенные орфограммы.
- Я взгл…нул на полати и увидел ч…рную бор…ду и два св…ркающих глаза.
- У лукомор…я дуб з…леный;
Златая цепь на дуб… том:
И днем и ночью кот уч…ный
Все ходит по цепи кругом.
(1 предложение: потому что два ряда однородных членов, «Капитанская дочка»; 2 предложение: потому что «и днем и ночью» - устойчивое словосочетание (фразеологизм), «Руслан и Людмила»).
V. Работа по исправлению речевых ошибок в предложениях с обобщающим словом (карточки на партах).
Карточка.
Устраните лишние, стилистически неуместные обобщающие слова в тех случаях, когда и без них мысль может быть выражена точно, ясно и лаконично.
Все имена существительные, за незначительным исключением, относятся к одному из трех родов: мужскому, женскому и среднему. Имена существительные могут быть двух видов: нарицательные и собственные.
- Прочитайте задание и предложения. Где вы могли бы встретить их (эти предложения)? (В учебниках русского языка).
- К какому стилю относятся они? (К научному).
- Что характерно для научного стиля? (Точность, лаконичность).
- Давайте устраним лишние обобщающие слова.
Имена существительные, за незначительным исключением, относятся к одному из трех родов: мужскому, женскому и среднему. Имена существительные бывают нарицательные и собственные.
- Что означает «незначительное исключение» из трех родов существительных? (Бывают существительные общего рода).
- Приведите примеры. (Егоза, зануда, забияка).
VI. Итог урока.
- Какие пунктуационные правила мы повторили на уроке?
- Какие нравственные уроки мы извлекли из пушкинского посвящения друзьям-лицеистам?
- Две заключительные строки произведения будут вам более понятны, если вы обратите внимание на год написания стихотворения.
- «В краю чужом» - это о лицеистах Ломоносове и Горчакове, которые служили в посольствах Италии и Франции.
- «В пустынном море» - это о Матюшкине.
- «И в мрачных пропастях земли» - это об И.И.Пущине, сосланном в Сибирь за участие в восстании декабристов, это и о В.К.Кюхельбекере, Кюхле, заточенном в крепости, а потом казненном в том же самом восстании на Сенатской площади.
- О лицейском братстве Пушкин помнил всегда, и я надеюсь, что в нашем лицее тоже будет царить дух братства.
VII. Домашнее задание.
§189, упр. 282, 283 или выписать пять предложений с однородными членами из «Капитанской дочки», начертить схемы.