Любой урок включает в себя объединение нескольких технологий. В настоящий момент мы называем этот процесс интеграцией. Интегрировать на уроке можно как педагогические технологии, так и предметные области. Особое значение имеет предметное содержание деятельности и подбор соответствующих ему способов и средств деятельности учителя и ученика. Представлю вашему вниманию вариант обобщающего урока по теме «Изготовление фартука», проводимого в 5 классе. В классе учатся дети с разными интеллектуальными, психофизическими и социальными возможностями. Поэтому важно найти мотивацию урока для каждого ученика. Как повысить интерес к уроку, предмету, данной теме? Прежде всего, строить деятельностный компонент на интегративной основе. Межпредметные связи позволяют заинтересовать учащихся с разноуровневыми знаниями, умениями и навыками. Например, детей с техническим или гуманитарным складом ума.
Учащиеся на предварительных уроках изучают правила построения чертежа, технологии раскроя и пошива изделия. И, в заключении, подводятся итоги проделанной работы.
Цель учителя: Создать благоприятную среду для раскрытия и развития личного потенциала учащихся, активировать умственную деятельность.
Цель учащихся: Интегрировать полученные ранее знания с личными творческими возможностями.
Весь урок построен на основе моделирующего обучения, так как представлены игровые моменты. Например, перед началом урока в класс входит директор ресторана, который просит сделать заказ на партию спецодежды для поваров. На данном этапе урока можно включить региональный компонент и воспроизвести исторические справки, присущие одежде, традициям и обычаям вашего региона.
Затем вступает в силу технология дифференцированного подхода в обучении, которая является одной из моделей современных педагогических технологий. Как мы знаем, difference – разделение целого на части. Предварительно проводится подготовительная часть: класс делится на группы с учётом наличия различных типов мышления и области интересов. Можно ввести демократическую форму и предоставить детям возможность самим выбрать группу, в которой они будут чувствовать себя наиболее комфортно. Затем идёт непосредственно групповая работа по схеме: знакомство с материалом → распределение заданий между участниками группы → индивидуальное выполнение заданий → обсуждение общего результата → подведение итогов внутри группы.
Первая группа – ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ. Цель его работы – подготовить информацию о технологии изготовления чертежа фартука. Перед учащимися ставится проблема, работа сопровождается выполнением практических заданий (из каких деталей состоит фартук, какими линиями чертежа выполняются чертежи деталей и т.д.).
Вторая группа – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ. Основная задача – рассчитать себестоимость готового изделия, необходимое количество ткани и другие материальные затраты. В работе этой группы важно отметить интеграцию с математикой и экономикой.
Третья группа – РЕКЛАМНЫЙ ОТДЕЛ. Цель – разработать рекламный проспект фартука по правилам изготовления рекламы. Обычно, в данной группе проявляют свои креативные способности наиболее творческие ребята. Сценки, стихи, частушки, сочинённые за короткий промежуток времени, заслуживают внимания и очень забавляют. Вот пример некоторых рекламных частушек.
На уроке технологии |
|
|
Очень умный дядя Зингер |
Решила фартук сшить. |
|
|
Основал свою фирму. |
Бабушка всю ночь строчила, |
|
|
Только как машинка строчит |
Чтоб пятёрку получить. |
|
|
Всё равно я не пойму. |
|
|
|
|
На урок труда сказали |
|
|
На уроке фартук шила, |
Принести мне лоскуты. |
|
|
Чтоб проблему разрешить. |
Мама десять дней не может |
|
|
Сто карманов я пришила |
Платье новое найти. |
|
|
Буду всё с собой носить. |
Заключительным этапом является сообщение результатов работы каждой группы. Все этапы работы отделовсвязаны центральной идеей, отслеживается логическое единство урока, что является основой квест-технологии. Идёт активная рефлексивная деятельность учащихся, развитие у детей навыков учебного труда, происходит заинтересованность к различным предметам. А также заметно применение технологии интегративного подхода в обучении, так как происходит интеграция предметных областей «психология», «экономика», «история», «черчение», «искусство».
Выполнение заданий не только способствует развитию творческих способностей учащихся, но и проявлению инициативы, логического мышления, улучшает эстетический вкус.
Цель урока с применением современных технологий достигается в полном объёме, так как очень активно работает поисково-творческая деятельность учащихся. Применение выше названных технологий обучения стимулирует учебную и познавательную деятельность учащихся, способствует приобретению знаний, а также формированию и развитию навыков.