Построение учебного процесса на основе интеграции технологий

Разделы: Технология, Общепедагогические технологии


Любой урок включает в себя объединение нескольких технологий. В настоящий момент мы называем этот процесс интеграцией. Интегрировать на уроке можно как педагогические технологии, так и предметные области. Особое значение имеет предметное содержание деятельности и подбор соответствующих ему способов и средств деятельности учителя и ученика. Представлю вашему вниманию вариант обобщающего урока по теме «Изготовление фартука», проводимого в 5 классе. В классе учатся дети с разными интеллектуальными, психофизическими и социальными возможностями. Поэтому важно найти мотивацию урока для каждого ученика. Как повысить интерес к уроку, предмету, данной теме? Прежде всего, строить деятельностный компонент на интегративной основе. Межпредметные связи позволяют заинтересовать учащихся с разноуровневыми знаниями, умениями и навыками. Например, детей с техническим или гуманитарным складом ума.

Учащиеся на предварительных уроках изучают правила построения чертежа, технологии раскроя и пошива изделия. И, в заключении, подводятся итоги проделанной работы.

Цель учителя: Создать благоприятную среду для раскрытия и развития личного потенциала учащихся, активировать умственную деятельность.

Цель учащихся: Интегрировать полученные ранее знания с личными творческими возможностями.

Весь урок построен на основе моделирующего обучения, так как представлены игровые моменты. Например, перед началом урока в класс входит директор ресторана, который просит сделать заказ на партию спецодежды для поваров. На данном этапе урока можно включить региональный компонент и воспроизвести исторические справки, присущие одежде, традициям и обычаям вашего региона.

Затем вступает в силу технология дифференцированного подхода в обучении, которая является одной из моделей современных педагогических технологий. Как мы знаем, difference – разделение целого на части. Предварительно проводится подготовительная часть: класс делится на группы с учётом наличия различных типов мышления и области интересов. Можно ввести демократическую форму и предоставить детям возможность самим выбрать группу, в которой они будут чувствовать себя наиболее комфортно. Затем идёт непосредственно групповая работа по схеме: знакомство с материалом → распределение заданий между участниками группы → индивидуальное выполнение заданий → обсуждение общего результата → подведение итогов внутри группы.

Первая группа – ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ. Цель его работы – подготовить информацию о технологии изготовления чертежа фартука. Перед учащимися ставится проблема, работа сопровождается выполнением практических заданий (из каких деталей состоит фартук, какими линиями чертежа выполняются чертежи деталей и т.д.).

Вторая группа – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ. Основная задача – рассчитать себестоимость готового изделия, необходимое количество ткани и другие материальные затраты. В работе этой группы важно отметить интеграцию с математикой и экономикой.

Третья группа – РЕКЛАМНЫЙ ОТДЕЛ. Цель – разработать рекламный проспект фартука по правилам изготовления рекламы. Обычно, в данной группе проявляют свои креативные способности наиболее творческие ребята. Сценки, стихи, частушки, сочинённые за короткий промежуток времени, заслуживают внимания и очень забавляют. Вот пример некоторых рекламных частушек.

На уроке технологии

 

 

Очень умный дядя Зингер 

Решила фартук сшить.

 

 

Основал свою фирму.

Бабушка всю ночь строчила,

 

 

Только как машинка строчит

Чтоб пятёрку получить.

 

 

Всё равно я не пойму.

 

 

 

 

На урок труда сказали

 

 

На уроке фартук шила,

Принести мне лоскуты.

 

 

Чтоб проблему разрешить.

Мама десять дней не может

 

 

Сто карманов я пришила

Платье новое найти.

 

 

Буду всё с собой носить.

Заключительным этапом является сообщение результатов работы каждой группы. Все этапы работы отделовсвязаны центральной идеей, отслеживается логическое единство урока, что является основой квест-технологии. Идёт активная рефлексивная деятельность учащихся, развитие у детей навыков учебного труда, происходит заинтересованность к различным предметам. А также заметно применение технологии интегративного подхода в обучении, так как происходит интеграция предметных областей «психология», «экономика», «история», «черчение», «искусство».

Выполнение заданий не только способствует развитию творческих способностей учащихся, но и проявлению инициативы, логического мышления, улучшает эстетический вкус.

Цель урока с применением современных технологий достигается в полном объёме, так как очень активно работает поисково-творческая деятельность учащихся. Применение выше названных технологий обучения стимулирует учебную и познавательную деятельность учащихся, способствует приобретению знаний, а также формированию и развитию навыков.