Основные цели:
- Сформировать представления о числе 7 с опорой на числовой отрезок, способность к его записи с помощью графической модели и цифрой;
- Сформировать способность к сложению и вычитанию в пределах 7;
- Тренировать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся.
Мыслительные операции: наблюдение, сравнение, аналогия.
Демонстрационный материал
- для учителя: карточки 1 – 7, картинка с изображением Белоснежки и гномов, графическое изображение чисел 1 – 7;
- для учеников: карточки для самостоятельной работы Р - 1, файлы с листом белой бумаги, расчерченной на большие и малые квадраты, квадратные листы бумаги, «домики» для состава числа 7.
Ход урока
1. Самоопределение к учебной деятельности.
Цель:
- Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством игровой ситуации;
- Определить количественные рамки урока: количественные свойства предметов, сложение, вычитание, сравнение.
Организация учебного процесса на этапе 1:
Учитель: Ребята, вы любите сказки? Много сказок вы знаете? Сейчас я прочитаю отрывок, а вы угадайте, из какой он сказки?
Учитель читает отрывок из сказки «Белоснежка»:
«И вот однажды утром королева, как обычно, спросила:
- Свет мой, зеркальце, ответь мне, кто красивей всех на свете?
Но на этот раз зеркало вдруг сказало:
- Принцесса Белоснежка красивей всех на свете…»
(Дети угадывают сказку.)
- Сегодня на урок к нам пришла Белоснежка с гномиками. Они очень хотят посмотреть, чему вы научились: как вы считаете, думаете, решаете. Готовы показать свои умения? Тогда начнем.
2. Актуализиция знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.
Цель:
- Актуализировать вычислительные навыки в пределах 6;
- Зафиксировать индивидуальное затруднение – неизвестный способ обозначения числа 7;
- Тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогия, наблюдение.
Организация учебного процесса на этапе 2:
- Счет по линейке под музыку от 1 до 10 и обратно;
- Логическое задание из учебника с.3 №7*.
- Выбери нужную фигуру из пронумерованных. - Задание №5 на странице 3.
-Решите примеры.
(Ученик, решив правильно пример, записывает ответ и переворачивает карточку с пожеланиями от Белоснежки и гномов.)
- Как связаны между собой примеры каждого столбика?
4 + 2 |
|
|
5 – 1 – 2 |
|
|
3 + 3 – 1 – 4 |
6 – 3 |
|
|
2 + 3 – 4 |
|
|
1 + 5 – 2 + 1 |
3 + 1 |
|
|
1 + 2 – 4 |
|
|
5 – 3 + 4 – 3 |
- Белоснежке и гномам очень понравилось, как вы работали. Что они хотят вам пожелать?
- Желаем успехов в учебе!
- Самостоятельная работа.
- Возьмите листки с самостоятельной работой Р – 1. Решите примеры, используя числовой отрезок.
5 – 1 |
|
|
3 – 2 |
4 – 2 |
|
|
6 + 1 |
При проверке решения примеров учащиеся пользуются числовым отрезком. Они фиксируют, что для обоснования последнего примера числового отрезка не хватает.
3. Постановка проблемы.
Цель:
- Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется причина затруднения – обозначение числа 7 с помощью цифры;
- Согласовать тему и цель урока.
Организация учебного процесса на этапе 3:
- Какое задание выполняли? (Решали примеры, используя числовой отрезок.)
- Выполняли ли раньше аналогичные задания?
- Чем последний пример отличается от тех, которые смогли решить? (Мы не знаем обозначения числа 7.)
- Что нужно сделать, чтобы решить этот пример? (Договориться о том, как будем обозначать число 7, узнать его состав.)
- Какую цель поставим на уроке? ( Договориться о том, как будем обозначать число 7, изучить из каких частей оно состоит.)
- Какая тема урока? (Число и цифра 7. Состав числа 7.)
4. Проектирование и фиксация нового знания.
Цель:
- Согласовать способ обозначения числа 7 и способ записи цифры 7, зафиксировать его на эталоне;
- Определить состав числа 7 и зафиксировать на эталоне.
Организация учебного процесса на этапе 4:
- - Как мы можем записать число 7? (С помощью точек.)
- Изобразите графически число 7.
Учащиеся выполняют работу у себя за партами на квадратиках желтого цвета. Выбирается графический вариант обозначения числа 7. - - Что нам еще необходимо для обозначения числа 7? (Знак- цифра.)
- Какой знак выберем?
- Чтобы нас быстро могли понять другие люди, где нужно посмотреть, какой они договорились использовать знак для обозначения семи точек? (В учебнике.) - Работа по учебнику на страницах 2,3:
- За каким числом стоит 7 на числовом отрезке?
- Как получить число 7?
- Теперь вы догадались, почему Белоснежка и гномы пришли на урок сегодня?
- Где можно встретить число 7?
(Презентация: радуга, сказки и мифология, пословицы и поговорки,7 чудес света, возраст, неделя – Приложение 1.)
- Сколько цветов в радуге? Назовите сказки, в названиях которых есть число 7? Какие вы знаете пословицы и поговорки, в которых есть число 7? Встаньте, пожалуйста, те дети, которым 7 лет. Сколько дней в неделе?
Физминутка. Игра «Гномики – великаны».
- Работа над согласованием образца написания цифры 7.
- Теперь научимся писать цифру 7.
Работаем на файлах.
- Где ставим точку? Какой первый элемент? Следующий?
Работа в тетрадях.
Выписывание цифры 7, подчеркивание самой красивой цифры.
5. Первичное закрепление.
Цель:
- Зафиксировать во внешней речи способы обозначения числа 7, различие между числом и цифрой 7;
- Тренировать способность к сложению и вычитанию в пределах 7.
Организация учебного процесса на этапе 5:
- Возвращение к пробному действию.
- Теперь можем решить пример из самостоятельной работы?
- Сняли свое затруднение?
- Докажите, что получится 7.
- Можем ли проверить результат на числовом луче? (Нет.)
- Почему? (Наш отрезок заканчивается числом 6.)
- Что будем делать? (Добавим еще один единичный отрезок.)
- Достройте числовой отрезок. Теперь можем выполнить проверку?
- Какое число предшествует числу 7?
- Какое число больше и почему? - Работа в прописи:
- Найдите закономерность и продолжите ряд чисел, фигур.
11, 12, 13, … ,…, …, …
6.Самоконтроль с самопроверкой по образцу.
Цель:
- Тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
- Проверить сформированность способности считать до 7 в прямом и обратном порядке.
Организация учебного процесса на этапе 6:
Выполнение задания №6.
- Что нужно сделать? (Проставить стрелки сначала в прямом порядке - от 1 до 7, потом в обратном порядке – от 7 до 1.)
- Проверьте работу по образцу. У кого не так, исправьте ошибки зеленым цветом.
- Кто допустил ошибки? В чем причина?
7. Включение систему знаний и повторение.
Цель:
- Тренировать способность к устным вычислениям на основе знания состава чисел в пределах 7;
- Тренировать мелкую моторику рук.
Организация учебного процесса на этапе 7.
Выполнение номеров из учебника №1, №2.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
- Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
- Оценить свою работу на уроке;
- Обсудить домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 8.
- Какова тема сегодняшнего урока?
- Какую ставили цель на уроке?
- Достигли цели на уроке?
- Чему учились на уроке?
- Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов:
Зеленый - все получилось, доволен своей работой,
Желтый - были ошибки, что – то не получалось, но удалось исправить,
Красный – ничего не понял, все плохо получалось, не научился писать цифру 7.
Домашнее задание.
- Заселить числа и графические обозначения чисел в «домик», где живет число 7;
- Выполнить по желанию задание №4 в учебнике.