Урок математики в 1-м классе по теме "Число и цифра 7. Состав числа 7"

Разделы: Начальная школа


Основные цели:

  • Сформировать представления о числе 7 с опорой на числовой отрезок, способность к его записи с помощью графической модели и цифрой;
  • Сформировать способность к сложению и вычитанию в пределах 7;
  • Тренировать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся.

Мыслительные операции: наблюдение, сравнение, аналогия.

Демонстрационный материал

  • для учителя: карточки 1 – 7, картинка с изображением Белоснежки и гномов, графическое изображение чисел 1 – 7;
  • для учеников: карточки для самостоятельной работы Р - 1, файлы с листом белой бумаги, расчерченной на большие и малые квадраты, квадратные листы бумаги, «домики» для состава числа 7.

Ход урока

1. Самоопределение к учебной деятельности.

Цель:

  • Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством игровой ситуации;
  • Определить количественные рамки урока: количественные свойства предметов, сложение, вычитание, сравнение.

Организация учебного процесса на этапе 1:

Учитель: Ребята, вы любите сказки? Много сказок вы знаете? Сейчас я прочитаю отрывок, а вы угадайте, из какой он сказки?

Учитель читает отрывок из сказки «Белоснежка»:

«И вот однажды утром королева, как обычно, спросила:

- Свет мой, зеркальце, ответь мне, кто красивей всех на свете?

Но на этот раз зеркало вдруг сказало:

- Принцесса Белоснежка красивей всех на свете…»

(Дети угадывают сказку.)

- Сегодня на урок к нам пришла Белоснежка с гномиками. Они очень хотят посмотреть, чему вы научились: как вы считаете, думаете, решаете. Готовы показать свои умения? Тогда начнем.

2. Актуализиция знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

Цель:

  • Актуализировать вычислительные навыки в пределах 6;
  • Зафиксировать индивидуальное затруднение – неизвестный способ обозначения числа 7;
  • Тренировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогия, наблюдение.

Организация учебного процесса на этапе 2:

  1. Счет по линейке под музыку от 1 до 10 и обратно;
  2. Логическое задание из учебника с.3 №7*.
    - Выбери нужную фигуру из пронумерованных.
  3. Задание №5 на странице 3.
    -Решите примеры.

(Ученик, решив правильно пример, записывает ответ и переворачивает карточку с пожеланиями от Белоснежки и гномов.)

- Как связаны между собой примеры каждого столбика?

4 + 2

 

 

5 – 1 – 2

 

 

3 + 3 – 1 – 4

6 – 3

 

 

2 + 3 – 4

 

 

1 + 5 – 2 + 1

3 + 1

 

 

1 + 2 – 4

 

 

5 – 3 + 4 – 3

- Белоснежке и гномам очень понравилось, как вы работали. Что они хотят вам пожелать?

 - Желаем успехов в учебе!

  1. Самостоятельная работа.

- Возьмите листки с самостоятельной работой Р – 1. Решите примеры, используя числовой отрезок.

5 – 1

 

 

3 – 2

4 – 2

 

 

6 + 1

При проверке решения примеров учащиеся пользуются числовым отрезком. Они фиксируют, что для обоснования последнего примера числового отрезка не хватает.

3. Постановка проблемы.

Цель:

  • Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется причина затруднения – обозначение числа 7 с помощью цифры;
  •  Согласовать тему и цель урока.

Организация учебного процесса на этапе 3:

- Какое задание выполняли? (Решали примеры, используя числовой отрезок.)

- Выполняли ли раньше аналогичные задания?

- Чем последний пример отличается от тех, которые смогли решить? (Мы не знаем обозначения числа 7.)

- Что нужно сделать, чтобы решить этот пример? (Договориться о том, как будем обозначать число 7, узнать его состав.)

- Какую цель поставим на уроке? ( Договориться о том, как будем обозначать число 7, изучить из каких частей оно состоит.)

- Какая тема урока? (Число и цифра 7. Состав числа 7.)

4. Проектирование и фиксация нового знания.

Цель:

  • Согласовать способ обозначения числа 7 и способ записи цифры 7, зафиксировать его на эталоне;
  • Определить состав числа 7 и зафиксировать на эталоне.

Организация учебного процесса на этапе 4:

  1. - Как мы можем записать число 7? (С помощью точек.)
    - Изобразите графически число 7.
    Учащиеся выполняют работу у себя за партами на квадратиках желтого цвета. Выбирается графический вариант обозначения числа 7.
  2. - Что нам еще необходимо для обозначения числа 7? (Знак- цифра.)
    - Какой знак выберем?
    - Чтобы нас быстро могли понять другие люди, где нужно посмотреть, какой они договорились использовать знак для обозначения семи точек? (В учебнике.)
  3. Работа по учебнику на страницах 2,3:
    - За каким числом стоит 7 на числовом отрезке?
    - Как получить число 7?
    - Теперь вы догадались, почему Белоснежка и гномы пришли на урок сегодня?
    - Где можно встретить число 7?

(Презентация: радуга, сказки и мифология, пословицы и поговорки,7 чудес света, возраст, неделя – Приложение 1.)

- Сколько цветов в радуге? Назовите сказки, в названиях которых есть число 7? Какие вы знаете пословицы и поговорки, в которых есть число 7? Встаньте, пожалуйста, те дети, которым 7 лет. Сколько дней в неделе?

Физминутка. Игра «Гномики – великаны».

  1. Работа над согласованием образца написания цифры 7.

- Теперь научимся писать цифру 7.

Работаем на файлах.

- Где ставим точку? Какой первый элемент? Следующий?

Работа в тетрадях.

Выписывание цифры 7, подчеркивание самой красивой цифры.

5. Первичное закрепление.

Цель:

  • Зафиксировать во внешней речи способы обозначения числа 7, различие между числом и цифрой 7;
  • Тренировать способность к сложению и вычитанию в пределах 7.

Организация учебного процесса на этапе 5:

  1. Возвращение к пробному действию.
    - Теперь можем решить пример из самостоятельной работы?
    - Сняли свое затруднение?
    - Докажите, что получится 7.
    - Можем ли проверить результат на числовом луче? (Нет.)
    - Почему? (Наш отрезок заканчивается числом 6.)
    - Что будем делать? (Добавим еще один единичный отрезок.)
    - Достройте числовой отрезок. Теперь можем выполнить проверку?
    - Какое число предшествует числу 7?
    - Какое число больше и почему?
  2. Работа в прописи:
    - Найдите закономерность и продолжите ряд чисел, фигур.
    11, 12, 13, … ,…, …, … 

6.Самоконтроль с самопроверкой по образцу.

Цель:

  • Тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
  • Проверить сформированность способности считать до 7 в прямом и обратном порядке.

Организация учебного процесса на этапе 6:

Выполнение задания №6.

- Что нужно сделать? (Проставить стрелки сначала в прямом порядке - от 1 до 7, потом в обратном порядке – от 7 до 1.)

- Проверьте работу по образцу. У кого не так, исправьте ошибки зеленым цветом.

- Кто допустил ошибки? В чем причина?

7. Включение систему знаний и повторение.

Цель:

  • Тренировать способность к устным вычислениям на основе знания состава чисел в пределах 7;
  • Тренировать мелкую моторику рук.

Организация учебного процесса на этапе 7.

Выполнение номеров из учебника №1, №2.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

  • Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
  • Оценить свою работу на уроке;
  • Обсудить домашнее задание.

Организация учебного процесса на этапе 8.

- Какова тема сегодняшнего урока?

- Какую ставили цель на уроке?

- Достигли цели на уроке?

- Чему учились на уроке?

- Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов:

Зеленый - все получилось, доволен своей работой,

Желтый - были ошибки, что – то не получалось, но удалось исправить,

Красный – ничего не понял, все плохо получалось, не научился писать цифру 7.

Домашнее задание.

  1. Заселить числа и графические обозначения чисел в «домик», где живет число 7;
  2. Выполнить по желанию задание №4 в учебнике.