Метод проектов в рамках реализации компетентностного подхода к обучению

Разделы: Начальная школа


Проблема компетентностного подхода в образовании на сегодняшний день является одной из самых актуальных. Тип человека современности и ближайшего будущего - самостоятельный, коммуникабельный, умеющий работать в группе, готовый и способный постоянно учиться новому, самостоятельно добывать и применять нужную информацию.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащихся, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и овладение способами деятельности. Обрести компетентность можно лишь при самостоятельной постановке проблем, поиске необходимых для решения знаний и определения их путем исследования. Способом развития требуемых компетенций становится специально организованная деятельность учащегося, основными направлениями которой становятся: его самостоятельная творческая работа, учебное и научное исследование, проектирование, эксперимент.

Остановимся подробнее на использовании метода творческих проектов в начальной школе и его возможностях в реализации компетентностного подхода к обучению.

Что же такое "проект"? В дидактическом аспекте - это план, замысел. Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов. Он является специфическим методом обучения на сегодняшний день. Надо отметить, что этот метод уже входил в практику отечественной школы, хотя и недолго. Было отмечено недопустимое снижение качества обучения:

  • из-за отсутствия подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами;
  • из-за слабой разработки методики проектной деятельности;
  • из-за доминирования метода проектов в ущерб другим методам обучения;
  • из-за сочетания метода проектов с педагогически неграмотной идеей комплексных программ.

В 1931 году использование метода проектов было запрещено. В практике отечественных школ до 90-х годов прошлого века он не использовался. В начале 90-х годов встала проблема возрождения метода проектов в школьной практике, учитывая его неоспоримую ценность. Современный метод проектов призван скорректировать и обогатить учебный процесс, избегая ошибок прошлого.

Основная цель проектного обучения - создание условий для развития умения школьников учиться на собственном опыте и на опыте других в процессе разработки учебного проекта.

Значение проектной деятельности определяется полнотой реализации ее основных функций:

  • Дидактической, направленной на углубление процесса формирования системы политехнических, общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков;
  • Развивающей творческие способности, психические процессы (восприятие, внимание, память, мышление, речь);
  • Познавательной, проявляющейся в расширении кругозора учащихся, познавательных интересов, формирования мировоззрения;
  • Воспитывающей, связанной со становлением положительных морально-волевых качеств личности ребенка: инициативности, коммуникативности, самостоятельности, широты интересов, предприимчивости и т.д.

Выделяют несколько типов проектов:

  • По числу учащихся (индивидуальный, парный, групповой);
  • По доминирующему методу (игровой, исследовательский, творческий);
  • По предметным областям (монопредметный, межпредметный, надпредметный);
  • По продолжительности (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный).

Конечно, при организации проектной деятельности с младшими школьниками необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности. Вовлекать детей в проектную деятельность рекомендовано уже со 2 класса, но подготовку следует начинать на первом году обучения. В 3-4 классах продолжается обучение школьников видеть и выделять проблемы, пользоваться разными источниками информации. Темы детских работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или близких к ним областей. Проблема проекта или исследования должна быть в области познавательных интересов младших школьников и находиться в зоне их ближайшего развития. Организовывать процесс обучения следует на основе продуктивных методов: частично-поискового, исследовательского.

В целом этапы деятельности школьников при выполнении творческих проектов должны соответствовать общей структуре проектирования и содержать его основные этапы: организационно-подготовительный, технологический, заключительный.

Организационно-подготовительный этап включает в себя поиск проблемы, выбор проекта и его обоснование, выбор и анализ конструкции изделия, материалов, инструментов, анализ этапов предстоящей работы, организацию рабочего места.

На технологическом этапе учащиеся выполняют технологические операции при соблюдении технологической и трудовой дисциплины, культуры труда.

На заключительном этапе происходит контроль над качеством изделия, анализ результата в виде защиты собственного проекта.

Итак, проект, по мнению И.С.Сергеева, - это "пять П": проблема - продукт - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация.

Рассмотрим в качестве примера создание творческого проекта по русскому языку.

В Государственном стандарте определен список умений и навыков, большая часть которых связана с коммуникацией. Коммуникативная компетенция включает разные составляющие. Одна из них - речевая деятельность, совершенствование которой является главной задачей преподавания русского языка и литературы. Но совершенствование речевой деятельности невозможно без знания и соблюдения литературных норм, что составляет лингвистическую компетенцию.

Однако, даже человеку, владеющему языком на высоком уровне, невозможно удержать все необходимые сведения, касающиеся языка и речи, т.к. в условиях быстрого накопления информации язык обогащается с поражающей быстротой. Вместе с языком изменяются и его нормы. Следовательно, нельзя раз и навсегда обучиться нормам литературного языка. Для того чтобы совершенствовать свою речевую культуру, возможен лишь один выход: обращаться за справками к словарям и справочникам. В этой ситуации уместно вспомнить известную мудрость : "Не тот образованный человек, который все знает, а тот, кто знает, где можно найти ответ на поставленный вопрос".

В настоящее время существует целый ряд словарей, созданных специально для начальной школы. Задача учителя не только научить детей пользоваться ими, но и сформировать мотивацию такой работы, привычку искать ответы на возникший вопрос в справочной литературе. А для этого необходима системная работа в данном направлении. Один из видов такой работы - создание проекта, связанного с поиском необходимой информации в словарях. Тематика исследовательских проектов может быть разнообразна. Рассмотрим в качестве примера создание тематического словарика "В помощь начинающему литератору". Литературное творчество детей в настоящее время достаточно популярно как на уроках русского языка и литературы, так и во внеурочной деятельности. Анализируя произведения классиков детской литературы, дети учатся наблюдать над словом, точностью его употребления в тексте и т.д. Они осознают всю сложность литературного творчества, понимают необходимость хорошего владения родным языком, его богатством. Тематический словарик может стать своеобразной языковой копилкой, которой можно воспользоваться при создании текста на заданную тему ( "Дружба", "Осень", "Труд", "Отдых", "Природа" и др.) Например, словарик по теме "Дружба" может включать такие слова как: друг, взаимопомощь, доверие, надежность, преданность, честность, бескорыстие, понимание и т.д).

В соответствии с названными выше классификациями этот проект может быть парным или групповым, исследовательским, краткосрочным, межпредметным (русский язык и литература).

На этапе постановки проблемы дети осознают недостаточность своих знаний для раскрытия темы. Почерпнуть их можно из лингвистических словарей. В каком виде сохранить найденную информацию? Начинается планирование работы, в ходе которого дети определяют необходимый объем информации и источник ее получения. Намечается план будущей словарной статьи:

  1. Прямое и переносное значение слова.
  2. Однокоренные слова.
  3. Синонимы.
  4. Антонимы.
  5. Сочетаемость слова.
  6. Рифма.

Дети сами определяют, в какой виде будет оформлен словарик: традиционная книжка или альбом, раскладушка или блокнот, папка перекидной календарик, а также обсуждается стиль оформления.

Каждая микрогруппа работает с выбранным ими словом, составляя словарную статью по коллективно созданному плану. По окончании работы дети презентуют получившие результаты и оформляют словарик. Но на этом работа с ним не заканчивается, накопленный материал используется на уроках развития речи или на творческих минутках на уроках русского языка.

Подобного вида проекты направлены на формирования таких ключевых компетенций, как способность работать в команде, способность извлекать и анализировать информацию из разных источников, способность принимать решения и планировать собственную деятельность и т.п. Безусловно, в начальной школе закладываются лишь основы названных компетенций, но они необходимы для дальнейшего успешного обучения в современной школе.