ЧАСТЬ I.
Сегодня Россия, как и всё человечество, находится в поисках новых форм своего бытия. Таких форм бытия, которые будут наиболее адекватны современному динамическому состоянию мировой эволюции и особенностям российской цивилизации, российской духовности и культуры. Отрадно признание мировым сообществом особой роли образования в решении глобальных проблем выживания человечества и разумного развития цивилизации. Официальным признанием этой роли стало законодательное провозглашение сферы образования в России в качестве приоритетной.
Участие в конкурсах "Лучшая школа России", "Лучший учитель Российской Федерации", разработка программ развития, составление публичных отчётов заставили задуматься над рядом вопросов.
Что мы умеем делать хорошо и даже лучше других? В чём заключаются наши достижения, сильные стороны, которые послужат основой для дальнейшего развития гимназии. Что у нас пока не получается? Какие свои способности, умения, навыки гимназия должна развивать в ближайшее время? Какой должна стать в новых условиях педагогическая деятельность?
(Приложение 1, слайд № 1)
Мы предлагаем Вам сегодня задуматься о теоретических и практических основах развития педагогической деятельности в условиях реализации концепции модернизации образования.
Школа - это система.
Система - целостность, состоящая из разного рода компонентов и связей, которая остается устойчивой при разного рода воздействиях. Попытка воздействовать на систему всегда затрагивает все множество ее компонентов.
Поясню сущность сказанного схемой.
(Приложение 1, слайд № 2)
Точками на схеме изображены отдельные элементы системы. Они объединены замкнутой линией. Так в совокупности можно представить любую систему.
Произведем некое внешнее воздействие на эту систему. Мы хотим, чтобы этот фактор подействовал на один из элементов системы, однако сделать это не удается, так как все элементы связаны между собой. Поэтому воздействовать мы можем только на всю систему целиком.
Через внутренние связи системы это воздействие передается каким-то образом в той или иной степени всем элементам системы - волнистые стрелки. В какой степени наше воздействие затронет элементы системы, сказать заранее часто не представляется возможным. На схеме также показано, что наше воздействие, будучи преобразованным внутри системы, может привести к непредсказуемому, неожиданному результату - волнистая стрелка, выходящая из системы.
Возникает аллегория. Систему хорошо представляет детская игрушка "погремушка". Хочешь затронуть один из шариков "погремушки" - загремят все.
Вывод. Невозможно воздействовать на один из элементов, объединенных в систему. Непредсказуемым будет не только конечный результат такого воздействия, но и возможный отклик этого воздействия на другие элементы системы.
Поэтому, говоря о реализации концепции модернизации образования, нужно помнить, что изменениям подвергаются абсолютно все составляющие образовательного процесса.
Модернизация образования - это политическая и общенациональная задача.
(Приложение 1, слайд № 3)
Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования.
(Приложение 1, слайд № 4)
Для достижения указанной цели будут решаться в первоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи:
(Приложение 1, слайд № 5)
- обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;
- достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;
- формирование в системе образования нормативно-правовых и орга-низационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;
- повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;
- развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения
Хочу обратить Ваше внимание на выражение "современное качество образования"
(Приложение 1, слайд № 6)
Каковы же пути решения задачи достижения современного качества образования?
(Приложение 1, слайд № 7)
Модернизация институтов образования.
Формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг.
Обеспечение инновационного характера базового образования.
Создание современной системы непрерывного образования
Прежде чем мы вернёмся к обсуждению понятия "качество образования", прошу Вас запомнить ещё одно ключевое понятие: механизм оценки качества образовательных услуг.
Качество образования - это понятие ёмкое, многоаспектное и очень важное. Именно качество образования определяет экономический, интеллектуальный и нравственный потенциал любой страны. Качество образования - это итог деятельности школы по обучению и воспитанию школьников, итог методической работы, самореализации всех участников образовательного процесса. Это итог всей нашей педагогической деятельности.
(Приложение 1, слайды №№ 8, 9)
Педагогическая деятельность - это самостоятельный вид человеческой деятельности, в которой реализуется от поколения к поколению передача социального опыта, материальной и духовной культуры.
Виды педагогической деятельности: диагностическую, проектировочную, конструктивную, коммуникативную, организаторскую, аналитическую, корректирующую, результативную.
Я не буду напоминать, что такое педагогическая деятельность, какие различают виды педагогической деятельности. Обращу лишь Ваше внимание на два утверждения. Утверждения, которые можно считать педагогическими аксиомами.
В педагогической деятельности главными действующими лицами являются педагог и ребенок.
(Приложение 1, слайд № 10)
Именно они на каждом этапе педагогической деятельности, взаимодействия друг с другом и коллективом в целом, совместно решают задачи воспитания, обучения и развития.
Педагогическая деятельность - это проявление постоянного разностороннего творчества учителя.
(Приложение 1, слайд № 11)
Учителю необходимо обладать совокупностью творческих способностей, качеств, исследовательских умений, среди которых важное место занимают
- инициативность и активность,
- глубокое внимание и наблюдательность,
- искусство нестандартно мыслить,
- богатое воображение и интуиция,
- исследовательский подход к анализу учебно-воспитательных ситуаций, решению педагогических задач,
- самостоятельность суждений и выводов.
Только обладающий этими качествами педагог способен сегодня обеспечить современное качество образования.
Учителю необходимо обладать совокупностью творческих способностей:Чувствуете противоречие? Творческие способности! И: механизм оценки качества образовательных услуг. Как оценить творчество? Как оценить педагогическое творчество, столь необходимое для достижения современного качества образования?
(Приложение 1, слайд № 12)
Мы долго пытались уйти от поиска ответов на эти вопросы, надеялись, что пройдёт время и "всё вернётся на круги своя". Действительность показывает: нам необходимо срочно устранять сложившиеся противоречие, приобретать свой собственный опыт оценки педагогической деятельности.
Об этом свидетельствуют и результаты анкетирования. (Приложение 3) 62% процента опрошенных отметили своё полное удовлетворение общим имиджем гимназии, её статусом, т.е. поставили 5 баллов на 6 вопрос. А отвечая на вопрос о степени возможности для раскрытия своего интеллектуального и творческого потенциала 65 % респондентов остановились на 4-х баллах, т. е. заявили о том, что они в основном удовлетворены и только 33% учителей дали однозначно положительную оценку. Причём 2% заявили о своей однозначно отрицательной оценке предоставляемыми возможностями для раскрытия своего потенциала. Около пятой части учителей отмечают свою неудовлетворённость и предоставляемыми им возможностями для профессионального становления и роста.
Вот именно поэтому мы, администрация, утверждаем: необходимо срочно разработать и внедрить систему оценки качества педагогической деятельности учителей гимназии. Готовясь к педагогическому совету мы обратились за помощью к Вам, уважаемые коллеги. свои предложения по оценке результативности труда учителя Вы изложили. отвечая на вопросы второй анкеты. Кроме того, были созданы две творческие группы. Первая состояла из молодых специалистов, имеющих стаж до 5 лет. Вторая - из опытных, закалённых учителей - бойцов, руководителей методических объединений.
Итак, слово руководителям творческих групп.
ЧАСТЬ II.
Архисложные вопросы мы сегодня поднимаем. Механизм оценки качества образования, результативности труда учителя пытаются создать и вышестоящие органы. Изменение критериев оценки качества труда педагога - ключевое звено в решении многих современных проблем. Вы помните, как год назад нам предложили для обсужления проект, разработанный в крае. Вот основные параметры, по которым предполагается производить оценку результативности труда учителя.
(Приложение 2)
Результативность труда учителя понимается только как достижения его учеников. Мы с этим не согласны. Не согласны, ибо в концепции модернизации заявлено, что должны произойти значительные кадровые изменения, должна повыситься конкурентноспособность квалифицированного учителя. заявлено о повышении заработной платы за счёт селективных инструментов и за счёт нарастания давления на непрофессиональных работников.
Сегодня совершенно очевидно, что оцениваться качество образования, а результативность труда учителя одна из составляющих этого качества, должно не только с помощью промежуточных собственно педагогических параметров, критериев, но и с помощью критериев, находящихся вне сферы образования.
Представляем Вашему вниманию проект оценки качества образования и результативности труда учителя, разработанный творческой группой.
Напоминаем: "Жизнь можно представить в виде скрипучей пластинки. Но одни люди всё время слышат только скрип, а другие всё - таки умудряются расслышать музыку." Призываем Вас уловить в наших трудах подлинную музыку жизни, расценить обнародованные результаты как стимул к развитию своей педагогической деятельности. Помните, если ты не знаешь, куда плыть, никакой ветер не будет попутным.
Проект решения педагогического совета:
Продолжить работу по созданию в гимназии механизма оценки качества образования, результативности труда учителя.
Инициативной группе обобщить рабочие предложения по формированию внутренних механизмов оценки качества образования в гимназии, разработать проект оценки результативности труда учителя.
Провести семинар - практикум для руководителей методических объединений "Теоретические основы и практические приёмы оценки деятельности методических объединений учителей - предметников".
Начать подготовку по созданию единой добровольной цифровой системы учёта образовательных достижений школьников.