Цель: познакомить обучающихся с шахматными фигурами, дать определение фигурам, учить сравнивать и обобщать, развивать интерес к шахматной игре.
Оборудование: шахматные фигуры, наборы чёрных и белых квадратов из бумаги, шапочка "репки", карточки со словами, непрозрачный мешочек.
Ход урока
Повторение пройденного материала.
На прошлом уроке мы познакомились с шахматной доской.
Чтоб играть и побеждать
Надо доску знать на "пять"!
Доску, положив на столик,
Ты представь, что это поле,
Только в поле том не грядки-
Клетки в шахматном порядке.
Этот шахматный порядок
Очень прост как ночь и день.
Видишь: с белой клеткой рядом
Клетка чёрная как тень!
Доску правильно клади,
На углы всегда гляди,
Чтоб у правого угла
Клетка белая была!
Работа в группах:
У каждой группы есть набор из чёрных и белых квадратов.
Составьте из этих квадратов шахматную доску.
Знакомство с шахматными фигурами.
На свете есть много сказочных стран. Некоторые из них называются "королевствами" - в них правят короли. Шахматная страна - тоже королевство. Мы с вами отправляемся в это королевство и поближе познакомимся с его жителями. В шахматной стране есть правитель да не один, а целых два (выходят два мальчика, в руках держат фигуры королей):
На шапке - пика острая,
Завидна моя роль:
Всех выше, выше ростом я
Конечно, я: (Король)
Мы очень похожи друг на друга и отличаемся только цветом.
Жители этой страны тоже делятся на белых и чёрных, смотря по тому, какому королю они служат. Делятся они также на "больших " и "маленьких". "Больших" жителей шахматной страны называют фигурами. Сейчас мы с ними познакомимся.
(дети заранее готовятся, выходят с большими шахматными фигурами)
Ферзи.
Мы главные советники королей. Нас называют ферзями.
Стоим рядом с королём,
Но не путать со Слоном,
И с ладьёй сравнить нельзя
Суперсильного:Ферзя.
Слоны.
У каждого короля нас слонов по два, два белых и два чёрных. Но на обычных слонов мы не похожи.
Очень трудно ошибиться:
Шапка острая на нас
Стоим рядом (не садимся!)
И с ферзём и королём.
Кони.
А нас можно сразу узнать - у нас есть и глаза, и уши, и грива.
Мы ушасты и гривасты,
Смело скачем сквозь огонь
Ну, отгадывай, не хвастай:
Да конечно это :( Конь).
Ладья.
Вот внимательно гляди,
Башня круглая такая,
И бойницы сквозь зубцы.
По краям доски - (Ладьи)
Мы стоим как башенки.
Пешки.
Мы маленькие жители шахматной страны и фигурой не зовёмся. Мы пешки. Сверху - кругленький орешек и воротничок! Нас много - 8 белых и 8 чёрных. Каждая из нас в бою всегда храбро дерётся. И если кто-то из нас отличится в сражении, то может "подрасти" и стать фигурой.
Вот какие замечательные жители живут в этой стране.
Зовётся шахматной страной двухцветная страна,
Ведётся в ней упорный бой, двухцветная война.
Там обе армии смелы, борьбой увлечены.
В одной из них бойцы белы, в другой бойцы черны.
Но разве цвет всего важней?
Выигрывает бой
Тот, кто решительней, умней -
Вот там закон, какой!
3. Игра "Шахматные домики"
(Дети расставляют фигуры на доске - чёрные и белые)
4. Игра. "Поиграем - угадаем"
Один ученик будет загадывать одну из фигур, а мы с помощью наводящих вопросов попытаемся отгадать, какая фигура загадана.
5. Игра - физминутка "Шахматная репка"
(У учеников в руках шахматные фигуры. Впереди стоит ученик - "репка", на голове у него шапочка "репки". Каждый персонаж сказки - определённая фигура.)
Сказку знаем мы, ребята,
Под названьем "Репка".
Дед садил её когда-то
Выросла репка крепка.
Репку мы теперь посадим,
С ней, конечно, же, мы сладим.
Вы вставайте-ка, ребятки,
Друг за другом по порядку.
Дед у нас ведь не простой,
А зовут его "Король".
"Королева" - бабка,
Будет репка сладка.
А за бабкой внучка - "слон",
Он слонятам шлёт поклон.
Жучка лает, Жучка злится,
В коня ей надо превратиться.
Ну, а кошка-то, ха-ха,
Ведь сейчас она "ладья".
Пышечка осталась,
Пешка ей досталась.
Репка славная у нас,
Просто чудо, просто класс!
Шахматную репку
Мы запомним крепко.
6. Работа в группах.
а) блиц - опрос:
- какая фигура похожа на башню? (ладья)
- какая фигура выше: ферзь или король? (король)
- что такое белые? Чёрные? (армия светлых фигур, армия тёмных фигур)
- у какого слона нет хобота? (у шахматного)
- какой король не умеет говорить? ( шахматный)
- что это за чудо-клетка, где тесно мышке, но свободно слону" (шахматное поле)
б) работа с карточками:
на столах два вида карточек со словами.
1 карточка. Какие фигуры спрятались в словах?
- коньки
- заслонка
- спешка
- оладьи
(конь, слон, пешка, ладьи)
2 карточка. Измените одну букву в слове, чтобы получилось название фигур.
- бадья
- печка
- корь
- пушка
(ладья, пешка, конь, пешка)
7. Игра "Волшебный мешочек"
В мешочке находятся все фигуры, ученики на ощупь ищут определённую шахматную фигуру.
Итог урока.
Мы с вами замечательно провели время в шахматной стране. Давайте её жителям подарим рисунки с портретами шахматных фигур. Нарисуйте цветными карандашами полюбившиеся фигуры.
(рисунки с портретами фигур вывешиваются на доску)