На формирование и развитие личности оказывают влияние различные субъективные и объективные факторы. Но исходным, определяющим субъектом воспитательной деятельности является семья. Ещё А.С.Макаренко писал: "Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте родители и педагоги". [4]
Семья вскармливает и физически развивает ребенка, создает уникальную атмосферу любви, эмоциональной насыщенности и теплоты индивидуальных отношений, тем самым обеспечивая важнейшие условия гармоничного, полноценного эмоционально-психического созревания личности. Через семейное общение осуществляется речевое, интеллектуальное и нравственное развитие. Семья обеспечивает первичную социализацию, помогает ребенку стать социально-компетентным человеком.
Для успешного выполнения указанных воспитательных функций, семья должна обладать определенным потенциалом, который складывается из таких основных компонентов, как:
Материально-бытовые условия.
Здесь подразумеваются и доходы семьи, и бытовые условия (жилье, обустроенность), занятость родителей, состав семьи.
Семья, испытывающая материальные трудности, очень часто не в состоянии передать ребенку соответствующим образом обычаи, моральные ценности или культурные принципы повседневной жизни. У детей нет возможности посещать платные образовательные группы, спортивные секции, культурные мероприятия. Воспитательная работа в этих семьях часто ориентирована в неправильном направлении, поскольку состояние напряжения и постоянного стресса, страх за будущее членов семьи часто могут провоцировать агрессию взрослых, нервные расстройства или безучастность к проблемам семьи и апатию.
Необходимость поиска источников заработка приводит к тому, что родители не могут посвятить своим детям много времени. Чрезмерная занятость родителей сокращает время общения с ребенком, обедняет его социально-коммуникативные связи, мешает повышению образовательного и культурного уровня родителей.
Жилищные проблемы создают трудности в соблюдении режима для детей. У детей нет своего угла для игр, занятий.
Все это является основными причинами упущения в воспитании детей, снижает воспитательный потенциал семьи.
Эмоционально-нравственный климат.
Ребенок воспитывается в деятельности. Игры, труд, занятия, общения с близкими людьми и сверстниками являются для него своеобразной школой нравственности, благодаря которой он усваивает элементарную культуру поведения.
Усваивая нормы поведения и отношения родителей, ребенок многое перенимает у них, соответственно ведет себя с близкими людьми и за пределами семьи.
Дети и пример родителей: Чем меньше дети, тем большее значение имеет для них пример взрослого. Сила примера - в его наглядности и конкретности.
Родители воспитывают своих детей собственной воспитанностью. Именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.
Семейные и национально-культурные традиции и обычаи.
Для уклада семьи все важно: когда и как встают, как завтракают, о чем говорят, как прощаются, расставаясь на день, как проводят вечера, выходные, праздники и т.д. Здесь нет мелочей, потому, что в укладе отражаются реальные отношения между всеми членами семьи.
В гармоничной семье складываются целые ритуалы, сопровождающие привычные моменты жизни. Ребенок буквально впитывает в себя семейный распорядок, вживается в него, принимает его как должное. Значит, до минимума сведены причины для капризов, упрямства, пререканий с родителями, т.е. для негативных проявлений, которые невротизируют ребенка, а, следовательно, и взрослых.
Уклад родного дома запечатлевается в сознании ребенка, влияет на тот стиль жизни, к которому он будет стремиться и много лет спустя, создавая свою семью.
Педагогическая культура родителей.
Это способность родителей справляться со своими воспитательными функциями, понимать потребности ребенка и создавать условия для их разумного удовлетворения, способность сознательно планировать его образование и вхождение во взрослую жизнь, в соответствии с материальным достатком семьи, способностями ребенка и социальной ситуацией.
Семьи по своему интеллектуальному уровню, нравственному облику, педагогической подготовленности, т.е. по своему воспитательному потенциалу, отличны. Используя различные приемы и методы, я провела диагностику воспитательных возможностей семей воспитанников детского сада по следующим направлениям:
- общее изучение семьи (состав семьи, жилищные и материальные условия проживания, возраст, образовательный и культурный уровень родителей) на основе посещения семей, индивидуальных бесед с родителями воспитанников;
- изучение психолого-педагогической компетентности родителей, используя тестовые методики: "Какие мы родители?", "Какой вы родитель?", "Понимаем ли мы своих детей?" и сочинения родителей "Мой ребенок и его индивидуальные особенности";
- изучение воспитательного уровня родителей с помощью опросников для родителей и тестовых методик: "Какой вы воспитатель?", "Стиль воспитания", а также анкеты "Какие формы и методы воспитания Вы используете?";
- изучение детско-родительских отношений на основе проективных методик "Кинетический рисунок семьи", "Методика незаконченных предложений", анкеты для родителей "Семья.
Анализ результатов полученной информации позволил выделить 4 типа семей с различным уровнем воспитательного потенциала и составить диаграмму по социальному благополучию семей воспитанников МДОУ. Это дало мне возможность более эффективно и результативно проводить работу с родителями каждого типа по становлению и формированию их педагогической культуры, повышению эмоционально-нравственных взаимоотношений в семье, а, значит, повышению воспитательного потенциала.
Семьи, в которых отмечается позитивный, стабильный уклад семейной жизни, где в целях воспитания учитываются семейные традиции, весьма низкий уровень конфликтности, эмоционально-нравственные взаимоотношения родителей и детей; семьи, в которых воспитание осуществляется целенаправленно, а также, исходя из интересов ребенка, учитываются цели и задачи образовательной работы современного детского сада, относятся к I типу - благополучные семьи с высоким уровнем воспитательных возможностей.
Работа с такими родителями заключается в дальнейшем совершенствовании умений и знаний в вопросах воспитания.
Родители уверены, что их образовательный уровень играет решающую роль в семейном воспитании. Поэтому, семинары и консультации, связанные с просвещением, с участием специалистов разного профиля, они воспринимают как средство повышения их педагогических знаний и легко идут на контакт.
Опыт таких семей мы изучаем, пропагандируем. С этой целью были организованы встречи за круглым столом - "Трудные дети и трудные взрослые", "Родители и дети: властвовать или сотрудничать", вечера вопросов и ответов - "Турнир знатоков этикета", "Правильно ли мы общаемся с детьми", тренинги. В ходе совместных встреч родители дают оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему, выбирают более удачные.
Однако семьи данного типа нуждаются в социальной поддержке в ситуациях ненормативного стресса, при возникновении опасных, но естественных ситуаций, таких как несчастный случай, серьезное заболевание, несчастье, вызванное внешними факторами. В случае возникновения проблем им достаточно разовой однократной помощи в рамках краткосрочных моделей работы.
Ко II типу относятся семьи со средним уровнем психолого-педагогической культуры для подготовки детей к жизни в социуме. Родители осознают цели воспитания, но для их достижения не учитывают возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Уклад семьи, как правило, противоречивый. Нравственная и трудовая атмосфера семьи являются позитивными, имеют место семейные традиции. Но вследствие занятости, перегрузок, неуравновешенности характеров, недостаточно высокой степени образования родителей возникают конфликты, ссоры, что отрицательно влияет на семейный микроклимат. Большинство родителей готовы взаимодействовать с педагогами дошкольного учреждения для того, чтобы скорректировать воспитание детей.
В работе с родителями, обладающими средней степенью результативности воспитательной деятельности, акцент делаю на расширение и углубление у них недостающих знаний и умений. Отдельные проблемы выносятся на обсуждение круглого стола с привлечением опытных родителей. В ходе бесед обсуждаются вопросы на воспроизведение каких-либо фактов и явлений, сравнение и анализ конкретных форм поведения детей. Провожу практикумы по решению педагогических задач, где для решения предлагаются примерные проблемные ситуации, побуждающие родителей к поиску наиболее подходящих форм поведения.
Очень важно помочь родителям установить более стабильные взаимоотношения в семье. Эту задачу помогают решить индивидуальные беседы, групповые консультации.
Знакомлю родителей с возрастными особенностями детей. Анализ родителями поведения ребенка помогает им понять мотивы его поступков, психические и возрастные потребности.
Семьи III типа характеризуются отсутствием условий по тем или иным причинам для целенаправленного воспитания детей. Нет организации жизни членов семьи. Даже при наличии благоприятных исходных супружеских взаимоотношений в таких семьях постепенно формируются конфликты с детским садом, супругов друг с другом по поводу воспитания. У родителей нет достаточных знаний по педагогике и психологии. В семьях III типа отсутствуют добрые семейные традиции, нередко царит дух авторитаризма. Авторитаризм взрослых выражается в стремлении утвердить свою власть над ребенком, не считаясь с их интересами, потребностями, личностными и индивидуальными особенностями.
Таким родителям показываю на примерах необходимость единства взглядов, равного участия отца и матери в воспитании. Эта работа проводится в форме беседы или консультации с обоими родителями и каждым индивидуально - "Значение семейных отношений в воспитании. Необходимость равного участия отца и матери в воспитании ребенка", "Жестокое обращение с детьми. Что это такое?", "Роль матери (отца) в воспитании ребенка".
В ходе консультирования помогаю осознать причины семейного неблагополучия, характер воспитательных ошибок, корректирую взаимоотношения родителей и детей. Тематика консультирования подсказывается жизненными ситуациями, зависит от результативности воспитательной деятельности родителей. Одну семью необходимо побудить отказаться от суровых наказаний, строгого мелочного контроля за поведением ребенка. Других родителей, напротив, предстоит убедить в пагубности бесконтрольности и вседозволенности в воспитании.
Родителей, относящихся к III типу семей, стараюсь вовлекать в обсуждение проблем воспитания детей, советую им, как руководить процессом воспитания в семье, задаю детям на дом практические задания, сообщая родителям об этих заданиях.
Взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.) способствует приобретению опыта партнерских отношений, предоставляет родителям возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке, их взгляд на воспитательную проблему расширяется. Они могут даже поставить под сомнение свое прежнее представление о проблеме.
После проведенного тренинга "Родителям нельзя быть "пугалом", многие родители начали понимать, что нельзя сея в душе ребенка семена негативных эмоций (злость, гнев, отчуждение), получать взамен его улыбку и любовь.
Педагогически слабые семьи, с низким уровнем воспитательных возможностей, где уклад семейной жизни неустойчивый, неблагоприятный, уровень психолого-педагогической культуры низкий - семьи IV типа, или проблемные семьи. Эта группа родителей очень неоднородна. В семейном укладе чаще всего встречаются такие негативные явления, как пьянство, разлады, жестокость, грубость, насилие и др. Отношения между членами семьи неурегулированные, имеют место нарушения правил поведения в быту, высокий уровень конфликтности. Для родителей характерно безответственное отношение к своим детям. Они не занимаются организацией жизни детей, их игр, занятий, не чувствуют ответственности за воспитание детей.
На начальном этапе работа носит в основном индивидуальный характер в форме доверительной беседы, где отцов и матерей убеждаю в необходимости изменения уклада жизни, других - в важности приобретения психолого-педагогических знаний и умений для воспитания детей, стараюсь пробудить интерес к вопросам воспитания. Такие семьи, прежде всего, нуждаются в психолого-педагогической коррекции стиля семейного воспитания и характера взаимоотношений родителей с детьми.
С этой целью совместно с психологом был проведен цикл занятий по психологии общения, а также работа практического характера "Как вести себя с ребенком", помогающая осваивать приемы воспитательного воздействия.
Для оказания помощи в проведении консультаций привлекаю опытных родителей.
Наряду с перечисленными выше формами работы с родителями по каждому типу, мы, совместно с воспитателями детского сада, практикуем и коллективные формы работы по повышению педагогической культуры родителей. В них принимают участие родители всех типов семей:
- родительские собрания - "Защита прав и достоинств маленького ребенка", "Заповеди семейного воспитания";
- лекции "Как подготовить ребенка к школе", "О вас и для вас, родители";
- родительские конференции - "Семья сегодня";
- семинары-практикумы - "Особенности общения родителей и детей";
- родительские гостиные - "Что мешает нашим детям быть воспитанными"; "Искусство быть родителем";
- устный журнал для родителей "Золотые искорки любви";
- наглядная информация в виде стендов, уголков;
- выставка новой литературы с краткой аннотацией.
В нашем детском саду проводятся также мероприятия, в которых, кроме родителей, принимают участие дети и педагоги. Ценность таких форм работы заключается в том, что они оказывают непосредственное влияние на содержание досуга семьи, помогают родителям глубже понять образовательную работу педагогов дошкольного учреждения с детьми, перенять некоторые методы и приемы этой работы, увидеть собственного ребенка в иной, чем домашняя, среде, системе взаимоотношений. Это:
- спортивные мероприятия - "День Здоровья", "Папа, мама, я - спортивная семья";
- совместные праздники - "Новый год - семейный праздник", "Масленица", "День матери", Моя дружная семья", "Папы - Защитники Отечества";
- спектакли - "Волк и семеро козлят", "Приключение Буратино";
- дни открытых дверей;
- концерты, развлечения, чаепития.
Активность, творчество и заинтересованность проявляют родители воспитанников при выполнении заданий для участия в конкурсе семейных проектов, организации совместного с детьми труда:
- изготовление герба семьи или генеалогического древа "Твои корни, малыш", "История семьи";
- оформление выставки поделок "Умелые руки не знают скуки";
- труд по благоустройству дошкольного учреждения и прилегающих территорий.
Использование данных форм и методов работы с родителями воспитанников позволяет повысить у них интерес к воспитанию своих детей, даёт возможность родителям приобщиться к делам детского сада. Родители стремятся понимать ребенка, анализировать свои достижения и ошибки в вопросах воспитания. Приобретают опыт сотрудничества, как со своим ребёнком, так и со специалистами дошкольного учреждения.
Список использованной литературы и адреса Интернет-сайтов:
- Гребенников И.В. Семья: воспитательные возможности. М, 1985.
Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства. М., 2003.
- Семья и личность /Под ред. профессора Е.И. Сермяжко. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2003.
- http://nkozlov.ru/library/s41/s277/d1972/