Нравственно-экологическое воспитание учащихся "Лицом к природе"

Разделы: Начальная школа


В.А. Сухомлинский писал: "Маленький человек должен любить все живое, ведь только доброта открывает ребенку и детскому коллективу радость взаимопонимания"

Размышляя о том, с чего необходимо начинать знакомство учащихся с окружающим миром, великий педагог пришел к выводу, что начинать нужно с воспитания гуманности - чувства тревоги за ненакормленного щенка, за не политое деревце.

Считается, что милосердие воспитывается любовью к животным. И я всей душой за родителей, которые позволяют детям привести домой собаку, принести котенка, ухаживать за черепахой или хомячком. Соприкосновение с живым рождает живые чувства. Каждый год в план воспитательной работы я включаю мероприятия под общим названием "Жить теплей, когда с тобою существо живое". При их проведении использую разнообразные формы работы: КВН, викторины, организации фотовыставок о животных, конкурсы стихов, рисунков, инсценировки. Кроме этого учащиеся пишут сочинения о питомцах, сочиняют стихи. Вот одно из них:

Я вчера спасла котенка.
Принесла его домой.
Крошка мокрый и голодный
Весь дрожал - он был больной
Возле печки отогрелся.
Молочка чуть-чуть лакнул.
На коленки мне запрыгнул
И тихонечко заснул.
Котик быстро поправлялся,
Стал игривый и смешной.
По пятам за мной он ходит
Самый лучший Степка мой.
(Королькова Даша)

Общение с природой - прекрасная школа воспитания у детей доброты, отзывчивости, чуткости. Кто глух к природе в детстве и не открыл для себя ее красоты, кого не научили заботиться о животном, как о более слабом существе, у того потом трудно разбудить человеческую доброту. Ведь зерна отзывчивости, сострадания к ближнему закладываются в детстве.

Но воспитать в ребенке чувство доброты, отзывчивости, сострадания невозможно без комплексного подхода к каждой индивидуальной личности. Исходя из собственной педагогической практики, я пришла к убеждению, что результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого из учеников. Поэтому, вот уже на протяжении нескольких лет я использую в своей работе некоторые направления программы Л. П. Смолевой, которая акцентирует внимание на "Я" каждого ученика. Одними из основных направлений этой программы являются: "Я, моя семья, мои друзья", "Я, мы и природа", "Мой край родной", "Я и мое здоровье".

"Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней", - писал В. А. Сухомлинский.

Наша школа находится в сельской местности, в непосредственной близости к природе, являющейся естественной лабораторией для воспитания и обучения детей. На память приходят слова М. М. Пришвина, что лесная тропинка - самая интересная книга. И в самом деле, непосредственный контакт детей с окружающим миром природы позволяет и дает возможность на примерах окружающей действительности расширить интерес и знания учащихся о разнообразии растительного и животного мира, его экологических связях, явлениях природы, влиянии деятельности человека на окружающую его природную среду. Поэтому уже с первого класса я стараюсь прививать детям любовь к природе, бережное отношение к ней, напрямую прикасаясь к самой природе.

Много лет назад ребятами старших классов была проложена экологическая тропа, где проводятся наблюдения и исследования флоры и фауны.

Мои ученики очень любят экскурсии в природу. Каждая новая встреча с ней вызывает у них чувство радости и удивления. Именно здесь прививается интерес к природе, воспитывается любовь к ней. Каждый раз, приходя в лес, читаем стихи известных и неизвестных поэтов, прославляющих красоту родной природы.

Общение детей с природой становится интересней, когда во время прогулок, экскурсий организуются наблюдения, игры, викторины, направленные на расширение кругозора, на воспитание любви и бережного отношения к природе: "Знаешь ли ты природу?", "Зеленый друг", "Остроглаз", Лесная аптека", "Охрана природы", "Бюро погоды", беседы: "Растительный и животный мир наших лесов", "Лес - наш зеленый друг", "Птицы- друзья человека", "Муравьи- враги вредителей леса". Беседуя с детьми, побуждаю их думать и говорить. Задавая вопросы, даю им возможность высказаться. Это позволяет мне понять, о чем они думают, что знают из личного опыта.

Кроме того, с большим интересом ребята принимают участие в конкурсах стихов и рисунков о природе, КВНах, играх: "Что? Где? Когда?", "Счастливый случай", "Поле чудес", "Почемучки"; инсценируют сказки и другие произведения экологического направления, разучивают песни о красоте русской природы.

В 3 классе мы с ребятами занимаемся исследовательской работой "Природа нашей местности". Вместе с детьми собираем материал о растениях и животных нашего края: подбираем стихи, песни, загадки об этих растениях, пишем рассказы-наблюдения, составляем "жалобы" от растений и животных, основанные на наблюдениях, сочиняем добрые сказки.

Большая часть занятий по исследовательской деятельности проводится в природе. Объектами исследования выбираем растения, которые растут в нашей местности, насекомые, обитающие в нашем краю, птицы, живущие и прилетающие к нам весной и зимой. Ребята с удовольствием ведут наблюдения, записывают их в свои дневники. Потом эти наблюдения систематизируем, обобщаем и делаем соответствующие выводы.

Природу любят практически все, но бережно, внимательно относиться к ней могут далеко не все. И перед учителем стоит задача - научить детей общению с природой, воспитать любовь и бережное отношение к ней, формировать умение не только заметить неблагополучие ее объектов, но и найти способ устранения причины. Поэтому в первую очередь проводится работа над правилами поведения в природе.

На занятиях рассматриваются и обсуждаются различные ситуации в природе, например: "Надя и Таня пошли в лес. После утомительной дороги они сели отдохнуть на травку и пообедать. После обеда Надя собрала остатки пищи и бумагу и бросила их под куст. Таня завернула в пакет яичные скорлупки и хлебные крошки и положила пакет в сумку.

- Зачем ты берешь с собой мусор?- спросила Надя. - Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.

Таня тихо ответила подруге: :"

- Что, по-вашему, ответила Таня? Кто поступил правильно?

Решаем экологические задачи, например: "В путешествие отправились 25 человек. Сколько погибнет цветочков, если каждый сорвет по три цветочка?"

После обсуждения подобных ситуаций и решения задач предлагаю детям написать о своих хороших и плохих поступках, допущенных во время прогулок в лесу, нарисовать плакат или составить текст о том, как надо вести себя в природе:

  • когда обнаружишь птичье гнездо;
  • когда встретишь в лесу маленьких детенышей зверей;
  • когда встретишь красиво цветущие растения;
  • когда собираешь ягоды;
  • когда собираешь грибы;
  • когда увидишь в лесу муравейник;
  • когда увидишь поврежденные березы:
  • когда обедаешь на поляне

Предлагаю задания, стимулирующие деятельность учащихся на оказание практической помощи. Например, "Телеграмма из леса" (по В. Бианки)

"- Мы - первая зелень, и за это нас все ломают. Мы даже боимся распускаться первыми в лесу. А чего хорошего? - Все равно сломают. Помогите нам!

Ваши зеленые друзья: Ива, Черемуха, Лесная сирень"

- Какой ответ вы пошлете на эту телеграмму? Какую помощь можете оказать?

После проведенной работы дети сами начинают составлять подобные "жалобы" от растений и животных, складывают в "почтовый ящик", а потом эти жалобы рассматриваются и обсуждаются практические действия по оказанию помощи со стороны детей.

Часто на занятиях предлагаю детям проблемные ситуации, направленные на развитие умений оценивать поступки людей, поиска решений, например: "Под кочкой в сыром болотце заметил мальчик маленького, слабенького лягушонка, пожалел его и взял домой. Хорошо ли жилось лягушонку дома у мальчика ? Почему?

Помогают в воспитании детей сюжетно- ролевые и ролевые игры, которые дают возможность учащимся прочувствовать и оценить состояние героя, ответить на главный вопрос: "А как бы я поступил на его месте?"

Во время экскурсий и исследовательских работ не забываем и о том, что кто-то нуждается в нашей помощи. И каждый раз, общаясь с природой, дети сами отыскивают такие объекты: маленькое деревце, которое надо освободить от сухих веток, мешающих ему расти, муравейник, который надо огородить, иначе его затопчут, повесить кормушку для птиц, чтобы им было не так голодно, очистить поляну от мусора. Все эти практические дела дети выполняют сами, по зову сердца, без напоминания учителя, и во внеурочное время тоже. И я очень рада, что результат проделанной работы очевиден.

Некоторые ребята одновременно работают над проектом "Мое дерево". Важной задачей работы в рамках проекта - эмоциональное отношение к деревьям, общение с ними на равных. Поскольку дерево - друг, ребенок сам выбирает ему имя. Родители помогают детям в выборе деревьев, многие из которых были посажены самими родителями или их предками в честь какого-то события в их жизни. Например, рябина, за которой наблюдает Саша Смирнова, была посажена её дядей, когда он уходил в армию. Клен, за которым ведет наблюдение Андрей Назаров, был посажен его мамой и папой, когда родился Андрей. А вот Танина березка была посажена ей самой, когда она пошла в 1 класс. Исследование дерева проводится по определенному плану, данному учащимся:

1. Знакомство с деревом;

2. Изучение кроны и листьев;

3. Изучение коры дерева;

4. Изучение плодов, семян;

5. Изучение животных, связанных с деревом.

Во время наблюдений дети определяли и "настроение" своего дерева, когда оно бывает веселое, счастливое, жизнерадостное, а когда грустное, печальное, задумчивое. О своих наблюдениях и размышлениях они пишут в сочинениях. "Под моим окном растет моя любимая березка. Она очень красивая, мы с ней дружим. По утрам она будит меня своим нежным шелестом листьев, как бы говоря: "Вставай, подруга!" Я открываю глаза и улыбаюсь ей, а она мне. От этого у меня поднимается настроение. А осенью, когда дуют сильные ветры, срывая листья с деревьев, моя березка плачет, мне ее очень жалко".

Во время проведения исследований дети участвуют и в практической деятельности по уходу за своими и другими деревьями, защищают их от "вредителей-хулиганов", сажают рядом со своим "питомцем" другие деревья или кустарники, чтобы ему не было одиноко и скучно, вешают кормушки и скворечники. Об этом они так же пишут в своих рассказах: "В нашем дворе недалеко от моей рябинки растет березка. Весной мальчишки решили подрубить эту березу, чтобы набрать сока. Но я вступился за неё и не позволил загубить дерево, ведь оно могло бы совсем погибнуть".

В конце работы над проектом ребята пишут сочинения о своих наблюдениях за деревом, рисуют портрет своего дерева, находят энциклопедические данные о нем, сочиняют или подбирают стихи, песни, загадки. Приведу пример сочинения Саши Смирновой: "У нас под окном растет рябина. Я её называю ласково Рябинушка. О ней я и хочу рассказать. Её посадил мой дядя. Когда уходил в армию. Сейчас она выросла и стала высотой с дом. Такой красивой рябины нет ни у кого в нашей деревне. Я очень подружилась с этим деревом. Для меня оно как живое существо. С весны и до самой зимы радует нас рябинка своей красотой. Я наблюдаю за изменениями, которые происходят с моей Рябинушкой в разные времена года. Зацветает рябина обычно в конце мая. Гроздья цветов благоухают так, что запах стоит на всю улицу. На этот запах слетаются различные насекомые: и бабочки, и пчелы, и шмели. Всех рада накормить моя Рябинушка. А летом под нашей рябиной всегда тень и очень приятно посидеть в жаркий день под её ветвями .Когда наступает осень дерево постепенно начинает краснеть и становится настоящей красавицей. Листья и ягоды горят на ней ярким огнем. Любят нашу рябинку и птицы. Кто только к ней не прилетает: и воробьи целый день на ней вьются, и свиристели, и зяблики! А когда выпадает снег и начинаются морозы, прилетают снегири. Всех их кормит рябина и никого не обижает. Наблюдая за Рябинушкой я заметила, что у неё тоже, как у человека, может меняться настроение. В пасмурные дождливые дни она грустная, я это вижу: веточки опущены, будто плачет, а в теплые солнечные деньки и ей радостно, она и веточками машет весело и цвет её как будто ярче. Я часто разговариваю со своей подружкой и она доверяет мне свои тайны. Из энциклопедии я узнала, что рябина живет до 100-200 лет. Я этому очень рада, потому что она ещё будет помогать птицам и зверятам и людям будет помогать, так как плоды рябины обладают лечебным свойствами и содержат большое количество витаминов. Я буду оберегать свое дерево, и призываю всех ребят любить и охранять нашу природу.

Большую роль в воспитании бережного отношения к природе имеют походы. По традиции каждый год в начале сентября мы всей школой ходим в поход за речку. Готовясь к нему, мы в классе говорим не только о том, как вести себя в лесу, но и почему. Для усвоения правил поведения в природе, использую природоохранительные знаки, которые изготовили с детьми на уроках труда и изобразительного искусства. Обсуждаем, какие ветки и сучья можно использовать для костра, где и как его можно разжечь. В походе мы проводим различные спортивные игры и соревнования, конкурсы поделок из природного материала, конкурсы на лучшего знатока природы, предлагаются экологические задачи и ситуации по возрастам. Родители готовят для своих детей обед, который тоже является конкурсным. А в конце мероприятия проводится главный конкурс бивуаков. Задача каждого класса - оставить после себя место пребывания в хорошем состоянии, чтобы не навредить природе.

"Если человека учат добру - учат умело, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так) в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать" (В. А. Сухомлинский). И над этим вопросом мы работаем вместе с родителями в течение всех 4-х лет обучения и воспитания детей. Много интересных дел, способствующих гармоничному формированию детской души проводится вместе с ними. Это и изготовление кормушек и скворечников, совместная посадка деревьев и уход за ними, уход за домашними животными, экскурсии, совместные мероприятия. Все это формирует в душе ребенка чувство ответственности, сопереживания, стремление прийти на помощь, гордость за добрый поступок.

Кроме совместных практических дел помогают в вопросе нравственного воспитания детей статьи С. Соловейчика разных лет под общим название "Младший мир", адресованные именно родителям ("Воспитание похвалой", "Воспитание общением", "Заботливые дети", "Трактат о милосердии", "Воспитание добротой" и др.)

Общение детей с природой, работа по изучению природы и бережного отношения к ней не заканчивается в начальной школе. Она продолжается и в среднем и старшем звене. Ребята, уже повзрослевшие, снова с удовольствием выходят на экологическую тропу, более основательно изучают и исследуют растительный и животный мир нашей местности. И те зерна доброты и великодушия, которые были посеяны природой в начальной школе, дают свои плоды. Ученики нашей школы участвуют в районных экологических слетах и конференциях, являются участниками международной экологической конференции "ЭКО-2008", работы наших детей опубликованы в сборнике статей 13 международной экологической конференции "ЭКО- 2007"

Природа облагораживает душу человека, обогащает его духовную культуру, воспитывает в нем доброту, вызывает чувство гордости за родной край. В своей воспитательной работе педагог должен стремиться привить ребенку любовь к природе, воспитать в его сердце чувство ответственности за её судьбу. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский в своей книге "Сердце отдаю детям" справедливо отмечал, что природа является одним из благодатных источников нравственного воспитания молодого поколения.

И мелочей здесь не бывает. Через изучение правил поведения в обществе и природе, через деятельность детской организации "Радуга" я стараюсь использовать разнообразные формы работы по воспитанию доброты и отзывчивости не только по отношению к природе, но и к окружающему миру. Это и этические беседы, и чтение художественных произведений таких писателей, как В.Осеевой, С.Баруздина, Е. Пермяка с последующим обсуждением, мероприятия, посвященные 8 Марта, Дню защитника Отечества, Дню пожилого человека, Дню матери, изучение родословной и проведение праздника, посвященного Дню семьи, дни именинников, различные инсценировки, организации фотовыставок: "Моя семья", "Мой дом, мой двор, моя улица", конкурсы: "Мы с папой - друзья", "Папа, мама, я - спортивная семья", экскурсии на места работы родителей, субботники и многие другие мероприятия, которые побуждают детей на совершение добрых поступков.

С древних времен людям известно Золотое правило этики. Оно гласит: "Поступай по отношению к людям так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе". Примерно так же будет звучать и Золотое правило экологической этики: "Поступай по отношению к природе так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе"

И мне очень хочется, чтобы эти Золотые правила стали законом жизни каждого ребенка и взрослого, живущего на этой земле.