Раздел. Звуки и буквы.
Урок № 41. Форма нестандартная.
Тема. "Правописание парных согласных на конце слова".
Задачи.
- Обучать учащихся правописанию слов с парными согласными на конце.
- Развивать речь, обогащая словарный запас.
- Воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: карточки, на которых напечатаны б, п, в, ф, г, к, д, т, ж, ш, з, с. Каточка, на которой написано слово ярмарка. Карточки, на которых напечатаны непарные согласные: р, м, н, л, ч, щ, ц, й. Картинки, на которых нарисованы дуб, пруд, стриж, сапог, глаз, год, сугроб, гараж (рисунок год можно заменить карточкой со словами во мне 12 месяцев). Фонограмма песни "Улыбка" (музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского).
Ход урока
I. Подготовка к уроку.
Как хорошо начинать день с музыки. Давайте и мы начнем урок с песни. Подумайте, кто пел эту песню. А пока она звучит, запишите число, "классная работа". А в это время на доске появляется карточка на которой написано слово "Ярмарка".
- Кто пел эту песню? Какой вы видели мультфильм?
- А кто объяснит значение слова "ярмарка"?
- Давайте прочитаем в словаре. Дети работают по словарю Ожегова.
II. Игра "ярмарка".
- Ой, а кто стучится к нам в дверь? (Входит ребенок, на груди у него на ленте коробка, наполненная карточками, а на голове корона, на ней написано "Ено:..").
- Ребята, кто к нам пришел?
- Что ты, енот, "принес"? (Мальчик объясняет, что он принес в коробке много карточек с различными знаками, обозначающими буквы, "условно" он их продает. Буква считается проданной при условии, если получен правильный ответ ученика или ученицы.
Проданная буква крепится с помощью магнита на доску, а ответивший получает кружок из цветной бумаги. (условные деньги).
- Ребята, в слове ено: (показывают на корону) нет буквы, давайте напишем, какую? (звучат ответы разные и - т, -д, хотя звук слышим [т]
- Давайте не будем спешить, а немного поработаем.
Задание 1. Выбираем по очереди из коробки и крепим на доску карточки с буквами. Условие: в 1 ряд любые звонкие согласные. Во 2 ряд только парные к ним глухие согласные. (Ученики быстро выполняют задание. За правильную работу "Енот дает кружочек из цветной бумаги).
Определяется ряд парных согласных
- б в г д ж з
- п ф к т ш с
Выбирается буква, которую надо написать на короне. Подходят буквы д и т, а какую же написать? Вот задача!
Ученики называют правило проверки парной согласной на конце слова. Задача решена. Это буква д.
Нельзя кое-как положить на удачу,
Усвоить тему, решить задачу,
Правильно сшить костюм без примерки.
Каждое дело просит проверки.
(Подводится итог проведенной игры. Пишется в тетради енот - еноты. Выигрывают дети, набравшие большее количество кружков, ставятся оценки).
III. Практическая работа.
А вот и карандаш со своими рисунками. (Выходит мальчик, на голове корона. На ней написано слово каранда:. Он крепит рисунки на доску. А учитель задает вопрос). Карандаш: В этом слове потеряна буква. Помогите её восстановить.
(Дети называют правило. Буква записывается).
Посмотрите на доску. Картинки не подписаны. Давайте их подпишем, называя предмет, который изображен на картинке. Слова записываем в столбик.
д у б - д у б ы г о д - г о д а г а р а ж - г а р а ж ы г л а з - г л а з а п р у д - п р у д ы с а п о г - с а п о г и с у г р о б - с у г р о б ы с т р и ж - с т р и ж ы
Объясните правописание согласной на конце слов. Назовите правило. Допишите проверочные слова.
IV. Турнир смекалистых.
Учись составлять кроссворд сам. Учитель читает загадки, а ученики, отгадывая, чертят клетки, вписывают слова).
Словно царскую корону
Носит он свои рога
Ест лишайник, мох зеленый,
Любит снежные луга. (Олень)На овчарку он похож:
Что ни зуб - то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)Посмотрите - те какая -
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой. (Лиса)Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)Меньше тигра, больше кошки,
На ушах - кисточки - рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь. (Рысь)
(Дети работая в группах, сами строят кроссворд, у всех он разный).
Вопросы, требующие логического обоснования.
Разделите слова на две группы.
Обоснуйте.
- 1 группа: волк, медведь, рысь - правописание парного согласного на конце слова.
- 2 группа: олень, лиса, на конце слова другие буквы, отличные от парных согласных.
V. Подведение итогов.
Выявление "Грамматика", самого активного ученика или ученицу, этот титул ребёнок носит до следующего "веселого умного урока".
VI. Творческое чтение четверостишей, где есть слова с парными согласными на конце слов. (Во время ведения урока проводится 2 физкультминутки любой формы).
Дополнительный материал к уроку. Чтение четверостишей из стихотворения А.Л. Барто "В школу".
Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.Он теперь не просто мальчик,
А теперь он новичок,
У него на новой куртке
Отложной воротничок.Он проснулся ночью тёмной,
Было только три часа.
Он ужасно испугался,
Что урок уж начался.Он оделся в две минуты,
Со стола схватил пенал,
Папа бросился вдогонку,
У дверей его догнал.Разбудил он всю квартиру,
До утра заснуть не мог.
Даже бабушке приснилось,
Что она твердит урок: