Преподавание математики в 1-м классе по учебнику Э.И. Александровой

Разделы: Начальная школа


Каждый ребенок, поступающий в первый класс, испытывает если не страх, то тревогу. Снять эти негативные проявления помогает учебная программа, позволяющая опираться на жизненный опыт ребенка, где его дошкольный опыт встроен в логику построения курса, где поддерживается желание ребенка продемонстрировать свои старания через такие задания, когда каждый школьник, независимо от богатства или бедности своего опыта, может быть равноправным участником процесса, где довольны все.

Работать по учебнику математики Э.И.Александровой в системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова интересно. Он построен с учетом реальной психологической ситуации вхождения ребенка в школьную жизнь. Взрослый прочитает задание, если ребенку трудно это сделать, поможет уточнить условие. А по мере овладения навыком работы с учебным материалом ребенку постепенно переходят функции взрослого: он учится вести диалог с самим собой. Общение с одноклассниками – еще один учебный мотив, который теряет свою силу по мере формирования интереса к содержанию математических заданий. Дети приходят в школу разные: по способностям, темпераменту, интересам, поэтому материал учебника осваивается без определенного дозирования.

Открыв учебник первый раз, ребенок попадает в сказку Николая Николаевича Носова “Приключения Незнайки и его друзей”. Перед детьми ставится проблемный вопрос: “А ты хотел бы отправиться в путешествие на воздушном шаре?” И дети заинтригованы. Они стали рассуждать, с чего надо начать для изготовления шара. Как и весь материал учебника, сказки используются для рефлексии изученного материала. Дети любят загадки, поэтому все заголовки в учебнике – это вопросы: “Как сравнивать по длине?”; “Как сравнивать по площади?”; “Как сравнивать по объему?” и т. д.

Чтобы у детей формировалась способность к самоконтролю, в учебник включена рубрика “Проверь себя” и задания с “ловушками”, которые позволяют систематически организовать рефлексию собственных действий, ставить новые исследовательские задачи, подключать эмоции ребенка, строить общение детей. Такие задания, как “Найди ловушку”, “Придумай ловушку”, “Научи других придумывать ловушки”, являются эффективным средством воспитания, а так же диагностикой качества знаний учащихся.

Для самоконтроля дети используют задания с ответами–“перевертышами”.

Например, на вопрос, с чего бы дети начали строить воздушный шар, дан ответ–“перевертыш”: “Лучше начать с изготовления сетки, ее легче всего сделать, затем корзину, потом бочку, а после этого подобрать подходящий шар”. Ученики могут сопоставить свой ответ с ответом учебника.

Есть задания для девочек и задания для мальчиков. Например:

  1. “Вот ленточка для бантика Синеглазки. Подбери две такие же ленточки. Раскрась их в тетради и вырежи. Докажи, что они одинаковые”.
  2. “Подбери из любого конструктора две одинаковые детали”.
  3. “Придумай задание для девочек”.
  4. “Придумай задание для мальчиков”.

Для детей есть возможность выбрать задание “по душе”:

“Найди из двух заданий “свое”:

  1. Как налить всем куклам чай поровну, если чашки у всех разные?
  2. Как налить в лейки поровну воды, если они разной формы и размера?”

А далее приводится система вопросов, ориентированных не на результат, а на способ его получения:

  1. “Есть ли среди этих сосудов одинаковые по объему?
  2. Как подобрать одинаковые по объему сосуды?”

В учебник включены и такие нетрадиционные задания:

“Это интересно”, “Задачи на смекалку”, игры, сказки.

В каждой главе учебника есть задания для родителей, где материал “проигрывается” в семье. Например:

“Предложите детям задание с “ловушкой”. Возьмите два сосуда разной формы (например, банку и бутылку) и налейте воды столько, чтобы уровень в них был одинаков. Утверждайте, что налили воды поровну в оба сосуда. Ребенок должен доказать ошибочность вашего решения. Вот тут–то вы увидите, какой он молодец! Похвалите его, порадуйтесь вместе с ним!”

Эта форма работы с детьми так же прибавляет в них ощущение успеха, уверенности в себе, внутреннего удовлетворения.

Математика нравится моим первоклассникам. Такие восклицания учеников после урока “Не урок, а сказка!” вселяют в меня надежду, что я на правильном пути. Те советы учителям и родителям, которые дала автор учебника Э.И.Александрова, являются большими помощниками в обучении и воспитании детей. Действительно, надо “просто любить детей и не бояться показать им это”.

Привожу два конспекта уроков математики в 1–м классе к главе “Как сравнивать группы предметов”.

1–й урок

Тема: Тренировочные задания

Цель:

  • формирование понятия величины через логические операции,
  • знаково–символические умения и простейшие математические отношения и зависимости.

Задачи:

  • учить изображать и описывать те связи и отношения, которые характерны для величин;
  • воспитывать ответственность за свой труд, взаимопомощь при работе в группах;
  • развивать творческие способности у учащихся.

Ход урока

1. Организация с регуляцией психического состояния

– Нам радостно, нам весело!
Смеемся мы с утра
Но вот пришло мгновение,
Серьезным быть пора.
Глазки прикрыли, ручки сложили,
Головки опустили, ротик закрыли.
И затихли на минутку,
Чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не видеть никого,
А себя лишь одного.

2. Разминка.

Создание определенного положительного эмоционального фона для эффективности усвоения знаний.

– Попробуйте быстро отвечать на вопрос: Что это у человека?

– У птицы крыло, у человека …(рука)

– У зверя лапа, у человека …(нога)

– У собаки морда, у человека …(лицо)

– У конфеты фантик, у человека …(кожа)

– У льва пасть, у человека …(рот)

– У машины мотор, у человека …(сердце)

– У подводной лодки перископ, у человека…(глаза)

3. Сравнение величин по разным признакам

(На доске изображения малышей и малышек)

– А наши друзья малыши и малышки путешествуют … на воздушном шаре. Они прислали для вас коробку, в которой лежат предметы для сравнения. Им интересно, можно ли сравнить эти предметы не глядя по каким–то признакам? А по каким – с открытыми глазами?

(Ответы детей, из которых следует, что не глядя на предметы можно их сравнить по материалу, по форме, по площади, по высоте и ширине наощупь, а по массе и объему можно сравнить только с открытыми глазами и только проверяя предположения.)

– Попробуйте сравнить величины, которые вам прислали жители Цветочного города:

а) по объему;
б) по площади;
в) по длине;
г) по массе;
д) по количеству предметов (стр. 107, № 82)

  1. Работа в группах.
  2. Отчеты групп о проделанной работе.

(Награждение групп)

4. Работа с учебником, стр. 108, № 83

Задание: выбери два совершенно одинаковых рисунка, девочкам – цветочки, мальчикам – машинки.

Проверка: По каким признакам вы их сравнивали? (По отдельным деталям и по цвету.)

5. Физкультпауза

6. Работа в тетради. (Задание аналогичное, дети раскрашивают совершенно одинаковые предметы.)

– Девочки, какие цветы вы раскрасили? (3 и 4)

– Мальчики, какие машинки раскрасили? (4 и 5)

– По каким признакам сравнивали предметы? (По отдельным деталям и по цвету)

– Придумайте свои задания по выбору одинаковых рисунков

7. Самостоятельная работа

Проверка самостоятельной работы:

– Легко было или трудно?

– Как научить других ребят придумывать такие задания?

(Ответы детей)

8. Итоги урока

– Какие впечатления у вас от урока?

– О чем расскажете дома?

2–й урок (продолжение)

Цель: формирование понятия “волшебный квадрат” через логические операции и зависимости.

Задачи:

  • учить строить “волшебный квадрат”;
  • развивать наблюдательность и творческие способности у учащихся;
  • воспитывать взаимопомощь при работе в парах и группах

Ход урока

1. Организация. Регуляция психического состояния.

2. Создание положительного эмоционального фона для эффективности усвоения знаний. Разминка.

– В течение многих уроков мы строили воздушный шар для малышей и малышек из Цветочного города и многому научились. Но наши герои не знают, что такое зима. У них всегда лето, но к Новому году они готовятся – мастерят игрушки. Поможем им? А они помогут нам узнать тему урока.

3. Актуализация знаний.

(На доске фигуры: зайчики, медведи, куклы, пирамидки.)

– Сравните группы предметов:

1) Работа в группах

2) Проверка работы групп

– Поскольку мы все сравнивали предметы по одному и тому же признаку, послушаем отчет самой быстрой группы, а выводы сделаем вместе.

Дети: по форме и цвету фигурки разные, а по набору частей – одинаковые.

– Пройдемся по Цветочной улице.

3) Работа с учебником, стр. 108.

– Вспомните, как вы сравнивали цветы и машинки на прошлом уроке?

Какие признаки вам помогли их сравнить? (Цвет и отдельные детали.)

4) Работа в тетради. (Аналогична упражнению из учебника.)

– По каким признакам выбрали предметы? (По отдельным деталям.)

На доске появляется запись: “Сравнение предметов по отдельным деталям”.

4. Физкультпауза.

5. Изучение нового материала.

– Наши друзья малыши задание усложнили. Посмотрите на стр. 109, № 84.

1) Работа с учебником

Задание для мальчиков и девочек.

Девочки подобрали кастрюльку № 4 по цвету и ручке.

Мальчики подобрали домик № 4 по цвету и форме крыши.

– Как вы узнали, какой предмет подходит? (В каждой строке и в каждом столбике должны быть разные по цвету предметы и на них – разные детали.)

2) Работа в тетради (аналогична)

– Что у этих фигур разное? (цвет) Что одинаковое? (Детали.)

– Эти квадраты в математике называют “волшебными”

– Как научить других детей выполнять такие задания?

6. Составление алгоритма.

1) Придумать предмет. (Снеговик.)

2) Найти место в квадрате для загадки и поставить в нем знак вопроса.

3) Выбрать цвет (1, 2, 3)

4) Выбрать детали, которые будут отличать предметы. (Ведра.)

5) Нарисовать “волшебный” квадрат. (На доске выкладывает учитель.)

7. Физкультпауза.

8. Реализация продукта. Самостоятельное составление “волшебных” квадратов в парах.

9. Проверка самостоятельной работы.

10. Итоги: чему вы можете научить родителей? Как вы их будете учить?