Цели:
- Знакомство с творчеством писателя;
- Формирование умения задавать вопросы;
- Формирование умения аргументированно отвечать на вопросы;
- Формирование чувства такта в споре с оппонентами;
- Воспитание чуткости, доброты, неравнодушия к людям, тебя окружающим.
Ход урока
1. Краткие биографические сведения.
(Можно воспользоваться небольшой презентацией.)
Анатолий Алексин (настоящая фамилия Гоберман) – русский прозаик, драматург. Родился 3 августа 1924 года в Москве, в семье активного участника Гражданской войны, репрессированного в 1937. В детстве выступал в пионерской печати со стихами (собраны в книге “Рожок”, 1951; совместно с С. Баруздиным).
После окончания школы (1941 г.) работал литературным сотрудником в газете “Крепость обороны”. В годы Великой Отечественной войны работал на стройке.
После войны (1950 г.) окончил Московский институт востоковедения индийское отделение. В этом же году появилось в печати его первое произведение – повесть “Тридцать один день”. Одноименный сборник повестей был одобрен К.Г.Паустовским и сразу определил Алексина как создателя “юношеской повести”. Тогда же были изданы многочисленные произведения Алексина. Повести “Саша и Шура”, 1956; “Необычные похождения Севы Котлова”, 1958; “Говорит седьмой этаж”, 1959; “Коля пишет Оле, Оля пишет Коле”, 1965; “Поздний ребенок”, 1968; “Звоните и приезжайте!”, 1970; “Третий в пятом ряду”, 1975; “Безумная Евдокия”, 1976; “Сердечная недостаточность”, 1979; “Домашний совет”, “Ивашов”, “Дневник жениха”, все 1980; “Здоровые и больные”, 1982; “Прости меня, мама...”, 1989, и др., а также пьесы, как правило, инсценировки повестей, “Мой брат играет на кларнете”, 1968; “В стране вечных каникул”, 1970; “Обратный адрес”, 1971; “Десятиклассники”, 1974; “Пойдем в кино”, 1977; “Поздний ребенок”, 1983, и др.
Главные герои их – подростки. Автор сумел создать свой неповторимый мир, в котором живут юные и взрослые. Писатель затрагивает проблемы, тревожащие и взрослых, но они очень важны для юношеской поры.
Основной художественной задачей автор ставит раскрытие нравственного конфликта, психологического мира героев, их характеров. Ряд повестей посвящены столкновению с миром взрослых. Большое внимание Алексин уделяет проблеме семьи, ее роли воспитания молодого поколения.
С 1993 писатель живет в Израиле.
2. А.Алексин прожил большую и трудную жизнь, встречался со многими людьми, многому у них научился. Я прочту вам некоторые его воспоминания, а вы попробуйте записать мудрые мысли писателя.
Из воспоминаний А. Алексина.
...Я всегда вспоминаю свою бабушку Соню. Я нечасто встречал на земле таких добрых людей...
Наверное, порой моя упорная проповедь добра для кого-то выглядит сентиментальностью, – пусть так.
В одной из моих повестей подросток то и дело называет любимую собаку лучшим другом человека, а отец ему говорит: "И все же лучшим другом человека должен быть... человек, если я, конечно, не заблуждаюсь". "Зацитированные" слова Достоевского о том, что "красота спасет мир" кажутся мне слишком изысканными, чтобы стать реальностью. Может, верней сказать, что мир способна спасти лишь доброта. Она, однако, не смеет быть безоглядной. С годами я понял: хорошо должно быть не всем подряд – хорошо должно быть людям хорошим...
Бабушка Соня всю свою жизнь старалась, чтобы хорошо было решительно всем. У нее были собственные дети, близкие, бабушкиным душевным теплом одаренные сполна, но она вечно сидела ночами еще и у постелей больных, иногда почти посторонних для нее людей. Поскольку любимый внук был довольно далеко, – я жил в Москве, – она с особой нежностью относилась к детям соседа-дворника. Возилась с двумя прелестными мальчишками, подкармливала их, помогала овладевать иностранным языком... Когда в Одессу пришли немцы, бабушку выдал именно этот дворник. Фашисты самостоятельно не опознали в бабушке Соне еврейку: она была курносой, русоволосой... Не этих ли дворников имел в виду Данте, когда написал, что в девятом круге ада мучаются предатели своих благодетелей?.. Леонид Утесов, Лёдя, как называли его близкие, когда услышал эту историю, пообещал мне любой ценой разыскать негодяя. И действительно поставил на голову все соответствующие учреждения, добыл из архивов необходимые документы, а потом позвонил: "Анатолий, его найти невозможно: дворник удрал с немцами". Когда я приезжал в Одессу, всегда приходил не только к тому дому, где жила бабушка Соня, но и к дому, где родился и жил Утесов...
…Судьба всегда была ко мне невероятно щедра, даря встречи с уникальными людьми. Ландау, Маршак, Кассиль, Райкин – все они были личностями. Доступными, простыми, даже застенчивыми художниками, которым не нужно было доказывать, как они талантливы и знамениты...
Никогда не забуду один из московских международных кинофестивалей, где главного приза удостоили картину Федерико Феллини "Интервью". Вдруг великий режиссер начал уверять председателя жюри, что фильм-то его – не очень: "Вы мне уже дали премию за "Восемь с половиной" – и хватит. Мы с Мазиной приехали, посмотрели Москву, отдохнули – и прекрасно". Гран При Феллини все-таки всучили, так он и со сцены сказал, что фильм этой премии не заслуживает – есть куда более достойные претенденты. Герой одной моей повести говорит: "Не воспринимайте чужой успех как большое личное горе", – чрезвычайно важная для меня фраза.
Люди, о которых я вспоминаю, всегда воспринимали чужой успех как свой собственный. Многие были очень скромны. Фаина Раневская говорила: "Анатолий, не надо меня звать гениальной актрисой. Для такого маленького города, как Таганрог, двух гениев многовато. Один уже есть – Антон Павлович Чехов"...
…У меня характер довольно мягкий, иногда – даже слишком: часто хвалил тех, кто подобных похвал не заслуживал, выполнял просьбы, которые выполнять не следовало. Но когда речь шла о моих произведениях – тут-то я проявлял стойкость. По моим повестям поставлено немало прекрасных спектаклей и фильмов (то были заслуги актеров и режиссеров), но однажды меня пригласили на просмотр спектакля в Центральный детский театр. Я увидел: это не моя повесть. И воспротивился тому, чтобы премьера состоялась, хотя спектакль был готов к выпуску.
Начался актерский бунт, директор театра заявил, что они вообще не будут ставить мои пьесы, я ответил: "Не ставьте". Моя жена, мнением которой я дорожу более всех на свете, удивилась: "У тебя, оказывается, есть характер – я как-то раньше этого не замечала"...
После премьеры телефильма "Поздний ребенок" у меня создалось ощущение, будто подсунули чужого ребенка: мне показалось, что в фильме ничего не осталось от моей стилистики и интонации. Я сказал об этом вслух, что сильно ударило и по самолюбию, и по материальному положению молодого режиссера Кости Ершова. Но после того как картину показали по телевидению, вдруг позвонил Ираклий Андронников. Поздравлял меня, говорил, что получилось поразительное, совершенно новое кино. Я удивился: "Вам это понравилось?". В ответ услышал: "Как это может не понравиться?".
Вслед за этим появилась огромная восторженная статья Анатолия Эфроса, который вспоминал Дега и Достоевского, сравнивая с ними не меня, а режиссера. Фильм часто транслировали по телевидению, и, чем больше его смотрел, тем тверже убеждался: я картину попросту не понял и по достоинству не оценил. И я решил принести извинение Ершову. Позвонил ему домой, в Киев, чтобы согласовать сроки своего приезда. Женский голос ответил, что Кости нет. Я спросил, когда он появится, и услышал в ответ: "Никогда, он умер". Тогда я в очередной раз понял: с покаянием и добром надо спешить, чтобы они не остались без адресата...
В каждом произведении А.Алексина содержится большое количество мудрых мыслей. Мы их обязательно найдем позже в повести, которую вы прочли к сегодняшнему уроку.
3. Итак, мы приступаем к разговору. Но прежде чем мы начнем обсуждение, задайте, пожалуйста, вопросы, которые непременно у вас возникали в процессе чтения повести “Безумная Евдокия”.
Задай свой вопрос.
Знаю ответ | Не знаю ответа | Сомневаюсь в ответе |
1. Почему Надя сошла с ума? 2. Почему Оля была принята в художественную школу? 3. Как относилась “безумная Евдокия” к Оле? 4. Почему Евдокию назвали “безумной”? 5. Почему повесть называется “Безумная Евдокия”? |
1. Что случилось с Надей позже? 2. Почему такой непонятный конец? 3. Почему Оля избегала общества Евдокии? 4. Почему пропала Оля? |
Почему Евдокия Безумная? Почему Оля ушла из лагеря? Оля врала родителям? Надя умерла? В чем заключалась цель похода? Почему Евдокия себя так вела по отношению к Оле? |
4. Эвристическая беседа.
- От чьего лица ведется повествование? Это рассказ для взрослых? Для детей?
- Кто, по-вашему, является главным героем повести? Почему?
- Каким вам показался герой-рассказчик? Что мы о нем знаем?
- Какая фраза, по мнению главного героя, стала роковой в их жизни? (“Спасибо ей!” после рождения дочери.) Что же в ней (в этой фразе) плохого, неправильного?
- Как композиционно построена повесть? Что это дает для ее понимания?
- При каких обстоятельствах мы впервые познакомились с Евдокией Савельевной? Что мы о ней знаем? О чем нам может рассказать ее портретная характеристика? Чьими глазами мы ее видим? Какие чувства она первоначально вызывает у нас?
- Почему в то утро Евдокия Савельевна, Боря и Люся неожиданно появились на пороге квартиры Нади и главного героя?
- Что Олю и ее родителей не устраивало в Евдокии Савельевне? Кто дал ей кличку? Как вы думаете, почему родители не препятствовали этому, а даже иногда сами так ее называли? Что вкладывалось в смысл клички?
- Что восхищало родителей в дочери?
- За что более всего не любили родители и Оленька классную руководительницу?
- Какие истории, связанные с дочерью, вспоминаются главному герою? На чьей стороне он? Почему, как вы думаете?
- Что же на самом деле произошло в походе?
- Какой трагедией закончилась эта история?
- Закончилась ли эта история для героя?
- Как вдруг меняется восприятие Евдокии Савельевны нами? Почему это происходит? Меняется ли отношения героя к ней?
- Найдите, пожалуйста, в тексте слова безумной Евдокии, которые можно считать афоризмами.
“Она (Оля) просто решила, что любовь отбирает у людей гордость и самолюбие”.
“Жить только собой – это полбеды. Гораздо страшнее, живя только собой, затрагивать походя и чужие судьбы”.
“Тот, кто любой ценой хочет быть первым, обречен на одиночество”.
“Если они будут честными и порядочными людьми, просто честными и порядочными (выпускники Е.С.) , они тоже будут иметь право на внимание к себе. И на память”.
- Еще в начале повести Надя говорит: “Когда слишком бурно ликуешь, не мешало бы вовремя спохватиться подумать о том, что кому-то сейчас впору заплакать. А упиваясь собственным горем, не мешает подумать, что у кого-то в душе праздник, который, может быть, не повторится. Надо считаться с людьми”. Почему же так получилось, что такие хорошие, правильные родители вырастили дочь-эгоистку?
- Есть ли вопросы, на которые мы еще не ответили?
- Пресс-конференция: вопрос-ответ (дети сами задают друг другу вопросы и сами на них отвечают).
- С какими афоризмами, записанными в начале урока, созвучна повесть “Безумная Евдокия”?
5. Домашнее задание: напишите сочинение – миниатюру по одному из афоризмов (тезисов), принадлежащих перу А.Алексина.