Цель: углубить и расширить филологические знания учащихся о средствах выразительности речи: фигурах речи.
Ход урока
1. Приветствие
2. Запись в тетради даты
3. Настрой на работу
Просмотр слайдов 1-12 (Презентация Power Point – Приложение 3) “Букеты цветов” (музыкальное сопровождение).
Учитель: Что вы видели? Что слышали? Что чувствовали? Вам хотелось бы получить от меня букет? Пожалуйста.
4. Индуктор
Слайд 13 “Букет из геометрических фигур”.
– Чем этот букет необычен? Что в букете вместо цветов? Слайд 16.
- Самоконструкция.
Запишите в тетради слово “фигура” и дайте свое определение (толкование) данному понятию.
- Социоконструкция.
Прочитайте друг другу свои определения, выберите интересные.
- Социализация.
Чтение выбранных определений.
- Самоконструкция.
А какой бывает фигура? Запишите определения.
- Социоконструкция.
Сравните свои записи, пополните свой список определениями других детей.
- Социализация.
Озвучивание записанных согласованных и несогласованных определений к слову “фигура”.
5. Выход на тему урока
Как вы уже догадались, темой нашего урока будет тема “Фигуры речи” (запись темы в тетрадь). Слайд 14.
6. Оглашение целей урока
7. Проблемный вопрос
– Какова роль фигур речи? Слайд 15.
8. Проблемная ситуация
Слайд 17.
– Как я могу узнать фигуру речи? (По синтаксическому построению.)
9. Деконструкция
Работа с материалом, погружение в него, работа в 4 группах (Приложение 1).
- Самоконструкция.
Найдите особые синтаксические построения и запишите эти особенности.
- Социоконструкция.
Поделитесь с другими членами группы своим опытом.
Социализация. Оглашение результатов.
- Самоконструкция.
Все ли фигуры речи вы смогли увидеть зрительно?
Найдите фигуры речи, которые нельзя заметить зрительно.
- Социоконструкция.
Ознакомьте своим открытием других.
- Социализация. Оглашение результатов.
10. Реконструкция
Создание своего мира на основе “разобранных деталей”.
- Самоконструкция.
Вам нужно соотнести ваши записи (правила) с терминами (Приложение 2).
- Социоконструкция.
Обмен мнениями, обсуждение предложенных версий.
- Социализация.
11. Разрыв
Общение с культурным аналогом (учебник “Стилистика русского языка. 10 – 11 кл.” стр.69 – 74.
- Самоконструкция.
Обогащение новыми знаниями. Чтение с пометами:
? – есть вопросы
+ – согласен, знал раньше
! – это интересно
- Социоконструкция.
Поделитесь с другими членами группы своим опытом прочтения статьи.
- Социализация.
От каждой группы заслушиваем по желанию одного участника.
12. Какова роль фигур речи?
13. Работа с тестом
Работа с использованием ноутбуков (музыкальное сопровождение). Слайд 18 (музыкальное сопровождение).
- Самоконструкция.
Проверка знаний, открытых собственными силами.
- Социоконструкция.
Поделитесь своим результатом с соседями по выполнению теста “Фигуры речи”.
16. Промежуточная рефлексия
Я предлагаю вам отдохнуть (звучит музыка). Слайд 19.
17. Творческая работа
А теперь выберите для себя одну фигуру речи из списка и представьте, что вы и есть это явление. Опишите, что значит быть… (создание новых групп по одинаковому термину).
- Самоконструкция.
Создание собственного текста.
- Социоконструкция.
Прочитайте свою работу в группе.
- Социализация.
Самые удачные работы из группы зачитываются по желанию.
17. Рефлексия
Слайд 20.
18. Домашнее задание
- Параграф на стр.310.
- Упражнение 496 или 497(найти и определить фигуры речи).
- Создать портрет семьи “Фигуры речи”.
Использованная литература
- Александров В.Н. Единый государственный экзамен – Челябинск: Взгляд, 2005.
- Горшков А.И. Русская словесность. – М.: Просвещение, 1996.
- Власенков А.И. Русский язык. – М.: Просвещение, 2003.