Урок разработан и проведён для учащихся 6 класса, в форме – конференции и направлен на повышение мотивации к обучению. Время проведения – 2 часа. Работа на конференции проводится в два этапа:
- Исследовательский.
- Практический.
Класс делится на две группы:
- Российская делегация школьников;
- Британская делегация школьников.
Преподаватели русского языка и английского языка – ведущие конференции, работают со своей делегацией. Вопросы, задания и комментарии учащихся даются на русском и английском языках. Ученики старших классов (журналисты, репортёры) освещают работу конференции.
На уроке использованы методы: частично-поисковый, исследовательский, проблемный. Формы обучения: коллективная, фронтальная, групповая, индивидуальная.
На занятии создана атмосфера сотрудничества в позиции «учитель-ученик», «ученик-ученик», и как следствие – преобладание положительных эмоций учащихся и учителя.
Цель урока: сопоставить способы образования и случаи употребления в речи степени сравнения имени прилагательного в русском и английском языках.
Задачи:
Образовательные:
- Систематизировать знания учащихся о степени сравнения прилагательного.
- Сравнить способы образования сравнительной и превосходной степени имени прилагательного в русском и английском языках.
- Закрепить орфографические навыки написания имени прилагательного.
Развивающие:
- Развивать надпредметные умения учащихся: анализа, сравнения, обобщения.
- Развивать самостоятельность и креативность мышления.
- Обеспечить развитие монологической речи.
Воспитательные:
- Содействовать формированию бережного отношения к языку.
- Осуществлять воспитание патриотизма и интернационализма.
- Воспитывать чувство коллективизма.
Оборудование: флаги России и Великобритании, таблички, карточки с заданиями, тексты сказок А.С.Пушкина, бейджики, фотоаппараты, видеокамера.
Ход урока
I. Организационный момент.
Постановка цели и задач урока.
II. Первый этап конференции – исследовательский.
Слово учителя. В жизни человека сравнение играет огромную роль. Оно является важнейшим приёмом мышления. Всё познаётся в сравнении: не зная плохого, нельзя оценить хорошее; не узнаешь трудного – без лёгкого, скорого – без медленного; белого – без черного. Это наблюдение народ выразил в пословице: не узнав горя, не узнаешь и радости.
Сравнивать можно всё: людей, животных, характеры, лица, предметы, дома, города явления природы и др. Предметы можно сравнивать по разным качествам: по вкусу, цвету, размеру, температуре, возрасту и т.д.
Для выражения сравнения с помощью имен прилагательных в языках существуют специальные формы.
1. - Как называются эти формы?
- Какие степени сравнения есть у прилагательного в русском языке? (таблички крепятся на доску).
- Как они называются в английском языке?
- Дайте определение сравнительной степени. Примеры.
- Дайте определение превосходной степени. Примеры.
- Как образуется форма сравнительной степени в русском языке?
- Как образуется форма сравнительной степени в английском языке?
- А, что это за слова, которые указаны в таблице? (хорошо, лучше, наилучший, плохо, хуже, наихудший).
- А, как они произносятся в английском языке?
2. Слово учителя. Ученики Вашего класса проводили исследовательскую работу в России и Британии по вопросу: чем отличаются сравнительная и превосходная степени имени прилагательного. Своими наблюдениями и наработками поделятся с участниками конференции.
Выступление учащихся и их собственные умозаключения.
Вывод: превосходная степень употребляется для сравнения только себе подобных предметов и действий. А у сравнительной степени прилагательного более широкий круг общения, что позволяет разные предметы и действия.
Второй этап конференции – практический.
Задания.
1. Фронтальные задания.
Записать в тетради (на доске) возможные формы сравнения прилагательных на русском и английском языках (берется несколько любых имен прилагательных).
2. Индивидуальные задания.
а) Учитель предлагает начало сочинения, а ученик по данному началу должен написать сочинение с использованием неправильных форм степени сравнения прилагательных.
б) Исправить речевые ошибки в тексте. Учащимся предлагается текст с речевыми ошибками в употреблении сравнительной степени прилагательного.
3. Групповые задания.
Работа в парах (русский и британский школьник). Написать пословицы и поговорки, где встречаются сравнительные формы прилагательных и выделить в них суффиксы.
4. Работа учащихся с литературными произведениями.
Учащиеся находят в сказках А.С, Пушкина сравнительные формы прилагательного и делают вывод о частотности использования данных форм и их значения для раскрытия образа героев.
III. Итоги урока.
1. У участников конференции журналисты берут интервью по вопросам урока:
- Что нового изучили на уроке?
- В чем сходство образования и употребления в речи степени сравнения прилагательного в русском и английском языках?
- В чем различие образования и употребления в речи степени сравнения прилагательного в русском и английском языках? и другие вопросы.
Ученики отвечают на вопросы журналистов и делают выводы по уроку.
2. Учитель подводит итоги урока, сообщает оценки учащимся за урок
IV. Рефлексия «Поляна мнений».
Учащиеся выбирают лепесток цветка определенного цвета, соответствующего настроению и степени удовлетворенности проведенным уроком. На заранее приготовленном ватмане, где изображена сердцевина цветка, каждый ученик наклеивает свой лепесток. Таким образом, зацветает поляна мнений учащихся по проведенному уроку.