Задачи урока:
- актуализировать знания учащихся о плотности как характеристике вещества;
- сформировать умения определять плотность вещества по результатам измерений массы и объема тела, а также умение пользоваться табличными данными; проверить усвоение знаний определять нижний и верхний пределы измерения, цену деления, инструментальную погрешность измерительного прибора, записывать результаты измерений в таблицу, переводить единицы измерения плотности, продолжить формирование навыков пользования ПК и Интернетом;
- продолжить формирование интереса к предмету, представлений школьников о целостной картины мира.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, ПК для каждого учащегося, Инновационный Учебный Методический Комплекс «Физика 7 класс».
Ход урока
I. Актуализация знания о плотности вещества.
На экран проецируются слайды презентации PowerPoint (приложение). Учащиеся отвечают на вопросы.
Учитель: Сравним массы двух железных тел, имеющих разные объемы.
Учащийся: Масса большого цилиндра больше массы маленького цилиндра. Следовательно, масса зависит от его объема.
Учитель: Сравним массы двух цилиндров, имеющих равные объемы, но изготовленные из разных материалов, например, один из железа, другой из алюминия.
Учащийся: Так как цилиндры состоят из разных веществ, масса железного цилиндра больше массы алюминиевого. Следовательно, масса тела зависит еще от вещества, из которого оно состоит.
Учитель: Какие объемы имеют тела с равными массами, но изготовленные из разных веществ?
Учащийся: Тела с равными массами, но изготовленные из разных веществ, имеют разные объемы.
Учитель: Чем это можно объяснить?
Учащийся: Тем, что разные вещества имеют разную плотность.
Учитель: Что показывает плотность?
Учащийся: (например, в 1 см3 или 1 м3).
Учитель: Если известны масса тела и его объем, как можно определить плотность?
Учащийся: Плотность-это физическая величина, которая равна отношению массы тела к его объему.
Учитель: Что является единицей измерения плотности вещества в СИ?
Учащийся: Килограмм на метр кубический – кг/м3.
Учитель: Какая еще единица измерения часто используется на практике?
Учащийся: Грамм на сантиметр кубический – г/см3.
Учитель: Как можно перевести г/см3 в кг/м3?
Учащийся: Для этого необходимо 1 г умножить на столько, сколько в грамме килограммов, т.е. на 0,001кг и разделить на столько, сколько в сантиметре кубическом метров кубических, т.е. на 0,000001м3. Получаем, чтобы перевести г/см3 в кг/м3, надо данное число умножить на 1000. Учащийся выходит и выполняет вычисления на интерактивной доске(при этом самостоятельно переходит от режима «мышка» к режиму «перо»), на слайде № 8.
Затем проверяет свои вычисления со следующим слайдом № 9 (осуществляет обратный переход).
Учитель: Одинакова ли плотность одного и того же вещества в твердом, жидком и газообразном состояниях?
Учащийся: Различна.
II. Выполнение лабораторной работы.
Учитель напоминает и показывает на интерактивной доске, как перейти к соответствующему уроку электронного пособия. Выйти на сайт «Региональная коллекция Ярославской области» (collection.edu.yar.ru/).
Физика 7 класс/Для ученика/Физика. 7-9классы/Физика. 7-9 классы. Часть 1. 7класс
Находим под номером 44. Определение плотности твердого тела с помощью весов и мерного цилиндра.
Открывается первый слайд работы.
Учащиеся знакомятся с целью работы, оборудованием, ходом работы. Открывают следующий слайд.
Учитель: Прежде, чем приступить к выполнению работы, вспомним правила взвешивания. Определим пределы измерения мензурки, цену деления шкалы мензурки, определение инструментальной погрешности.
Учащиеся. Рассказывают правила взвешивания. В своих тетрадях для лабораторных работ заполняют таблицу, которую они вместе с учителем подготовили на предыдущем уроке.
Масса тела, |
Предел |
Цена |
Инструментальная |
Объем |
Плотность |
Название |
||
нижний |
верхний |
г/см3 |
кг/м3 |
|||||
|
10 |
50 |
1 |
0,5 |
|
|
|
|
Учащиеся. Один из учащихся работает на интерактивной доске, выполняя все необходимые действия по ходу работы (это делается для того, чтобы напомнить некоторым ребятам, как работать с этим электронным пособием).Все остальные работают самостоятельно. Результаты измерений заносят в таблицу.
В электронном пособии есть тоже тетрадь, которую можно заполнить для самоконтроля.
Вначале, измеряют объем воды без шарика.
Затем с шариком.
Вычисляют объем тела.
Определяют плотность шарика по формуле.
Если результаты измерений были верные, то при проверке появляется такой слайд:
Если неверно, то компьютер указывает на ошибки.
Учитель: Для определения вещества, из которого состоит шарик, можно воспользоваться таблицей на странице 19 нашего учебника. Определите вещество.
Учащийся: Такого значения в таблице нет, есть близкое значение к нашему у меди 8,9 г/см3.
Учитель: Почему результаты нашей лабораторной работы расходятся с табличными значениями плотности меди?
Учащийся: Потому, что приборы, которыми мы пользовались для измерения массы и объема тела имеют инструментальную погрешность.
Учитель: Проверим свое предположение. Откройте следующий слайд и заполните поле для ответа. Проверьте на следующем слайде.
В результате измерений и вычислений, у учащихся в тетрадях должна быть заполнена таблица такого вида.
Масса тела, |
Предел |
Цена |
Инструментальная |
Объем |
Плотность |
Название |
||
нижний |
верхний |
г/см3 |
кг/м3 |
|||||
64,4 |
10 |
50 |
1 |
0,5 |
7 |
9,2 |
9200 |
медь |
Учитель: В качестве контрольных вопросов, я предлагаю рассмотреть таблицу средних плотностей веществ тел Солнечной системы и письменно ответить на вопросы.
Учитель: На следующем уроке мы проведем анализ выполнения лабораторной работы и обсудим ответы на вопросы.
Учащиеся сдают тетради на проверку.
III. Задание на дом.
Для закрепления тех знаний и умений, которые учащиеся приобрели, дается домашнее задание. В учебнике на странице 203 № 4, выполнить письменно в рабочих тетрадях.