Технология презентаций все шире используются в начальной школе как средство предъявления учащимся учебного материала на всех этапах урока от повторения до закрепления. Возможности ИКТ позволяют учителю самостоятельно создавать необходимые материалы, а также планировать их изучение по «личному маршруту», оптимизируя познавательную деятельность младших школьников.
Работа с учащимися начальной школы ведется с опорой на наглядность, а неисчерпаемые ресурсы Internet дают богатейший иллюстративный материал (фотографии, иллюстрации, рисунки, схемы, таблицы), который можно использовать очень продуктивно с целью развития у детей мыслительных действий, таких как выделение общих и различных свойств, обобщение, классификация, деление на группы.
Банк мультимедийной информации может создаваться учителями на компьютере, в частности в программе Power Point (сканированные иллюстрации, схемы, рисунки, скопированные из разных дисков, книг и т.д.)
Мультимедиа средства в школьном обучении имеют ряд преимуществ по сравнению с традиционными печатными пособиями. Они позволяют учителю компактно представить большой объем учебной информации, четко структурированной и последовательно организованной.
На уроках в начальной школе использование ИКТ позволяет поднять процесс обучения на качественно новый уровень: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме. Включение в мультимедиа анимации, фрагментов видеофильмов дает возможность усилить визуальное восприятие и облегчает усвоение учебного материала.
Презентация урока по окружающему миру, которую я хочу предложить вашему вниманию может служить иллюстрацией тех возможностей, которые дает нам использование ИКТ на уроке.
Тема урока: «Водоёмы» (3 класс Вахрушев А.А. «Мир вокруг нас»).
Цель: сформировать представление учащихся о водоёмах.
Задачи:
- познакомить учащихся с разнообразием водоёмов, раскрыть их значение в природе и жизни человека;
- показать необходимость и способы охраны водоёмов;
- способствовать формированию эмоционально положительного отношения к процессу познания.
Оборудование: мультимедийный проектор, диск с презентацией урока (приложение), физическая карта Саратовской области, атласы с картой Саратовской области.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Проверка осуществляется в форме соревнования.
Учащимся предлагается разделиться на две команды. В одну войдут знатоки природного сообщества «Луг», а в другую – знатоки сообщества «Лес». Каждый ученик первой команды получает карточку с названием «Луг», второй – соответственно «Лес». На своих карточках учащиеся выписывают из предложенного перечня животных, обитающих в лесу или на лугу. Задания предъявляются с помощью мультимедийного проектора на экране.
Задание 1. Рассели животных по местам их обитания (слайд № 3).
Проверка осуществляется в форме взаимопроверки работ самими учащимися. Дети обмениваются карточками и, ориентируясь на слайд с правильными ответами (слайд № 4), исправляют ошибки друг у друга. Такой вариант позволяет детям сразу же получить оценку своих результатов и восполнить пробелы в знаниях.
Задание 2. Подумайте и дайте ответ на вопрос (слайд № 5):
Команда № 1. Почему у многих лесных птиц крылья короткие, а хвост длинный?
Команда № 2. Почему луг как природное сообщество может существовать бесконечно долго, а поле надо возделывать каждый год?
Задание 3. Исправьте ошибки в цепи питания. Запишите правильный ответ на карточках (слайд № 6).
После заполнения карточек учащиеся обмениваются работами и осуществляют взаимопроверку, ориентируясь на правильные ответы (слайд № 6).
После выполнения заданий дети самостоятельно анализируют и оценивают ответы своих товарищей.
Задания на актуализацию знаний носят поисковый характер и активизируют мышление учащихся, их память, воображение, способствуют удовлетворению познавательных потребностей.
3. Изучение нового материала.
Учитель демонстрирует на экране фотографии (слайд № 7) и видеофильм (слайд № 8) с изображением пруда, озера, реки и моря и задаёт вопросы:
- Что изображено на этих фотографиях?
- Как одним словом можно назвать то, что здесь изображено? (слайд № 9)
- Как бы вы растолковали значение слова «водоём»?
- Прочтите определение водоёма в учебнике.
- Каким образом водоёмы изображают на карте?
В ходе обсуждения на экране появляется изображение карты Саратовской области (слайд № 10), детям предлагается найти на своих картах:
- Через какие города протекает река Волга?
- Наиболее крупные притоки Волги.
- На каких берегах (правом или левом ) находятся Саратов и Энгельс?
(Дети работают в парах.)
Учитель рассказывает о том, что на территории Саратовской области имеются и другие водоёмы – например, озёра. Дети ищут их на карте. А так же искусственные водохранилища, созданные человеком.
На основе жизненного опыта детей идёт обсуждение видов водоёмов.
На экране появляется схема классификации водоёмов по различным признакам (слайд №11).
Далее учитель обсуждает с учащимися значение водоёмов в природе и жизни человека с опорой на серию иллюстраций (слайд № 12). В результате обсуждения появляется схема (слайд № 13).
4. Физминутка. Упражнения выполняются под фонограмму (слайд № 14).
5. Охрана водоёмов.
Учащимся демонстрируется видеофрагмент, в котором раскрываются проблемы, связанные с загрязнением водоёмов (слайд № 15).
Обсуждение видеофрагмента.
- Какие меры, по-вашему, можно принять для охраны вод? (слайд № 16)
Игра.
Учащиеся делятся на две команды: «Эксперты» и «Хранители».
Детям демонстрируется слайд с незаконченными предложениями (слайд № 17). «Эксперты» должны закончить предложения, объясняя к чему это может привести. «Хранители» - предложить свои варианты, объясняющие, как можно исправить ситуацию.
6. Подведение итогов. (слайд № 18)
7. Рефлексия. (слайд № 19)
8. Домашнее задание (на выбор):
а) Прочитать статью в учебнике, ответить на вопросы.
б) Подготовить рассказ о водоёмах Саратовской области.