Цель урока: познакомить учащихся с распределением имён существительных по склонениям;
Задачи урока:
- формирование умения определять склонение имён существительных;
- развитие грамотной устной и письменной речи;
- обогащение словарного запаса учащихся, кругозора;
- развитие умения выступать перед классом
- развитие самостоятельности при работе с учебным материалом
Тип урока: объяснение нового материала
Тип деятельности на уроке: познавательный
Этапы урока:
- организационный;
- подготовка к восприятию;
- усвоение материала, его систематизация;
Методы обучения, использованные на уроке: объяснительно – иллюстративный, проблемный.
Ход урока
1. «Блиц – опрос»: среди данных слов найди лишнее.
смелость, воля, яркий, честность
- Как одним словом можно назвать данные слова? (имена существительные)
- Что уже нам известно об имени существительном?
- Чем интересны данные слова? (всё это черты характера человека)
Иногда человека (образно) сравнивают с животным. Например:
- голоден как волк
- изворотлив как уж
- нем как рыба
- болтлива как сорока
- как мокрая курица
А бывает и наоборот: когда в животном находят какую – либо черту характера человека и высмеивают её.
Сейчас мы прослушаем басню Ивана Крылова «Ворона и лисица». Во время прослушивания необходимо определить, какие качества человека высмеивает автор.
! прослушивание басни (2 мин)
Так какие качества высмеивает автор? (лесть, зависть)
Я желаю вам сегодня быть:
- открытыми, с чистой душой;
- не такими доверчивыми, как ворона;
- не поддаваться лести
Сегодня наша задача – найти новые знания об имени существительном.
2. Каллиграфическая минутка:
№101а, 102 (1 и 2 строчку)
3. Физминутка – ЗВА “Зевс”
4. Работа с учебником
с.76 упр.171
Выпиши имена существительные (шутка, смех, чистота).
О чём напоминает нам этот значок справа? (Нужно обратиться к задачнику на странице 6.)
Дай характеристику (устно) двум первым выписанным словам.
Какими признаками они похожи, а каким различаются? (похожи – число, отличаются – род)
Анализируя слова как часть речи, вы сказали, что имена существительные могут изменяться по падежам. Просклоняйте (устно) эти 2 слова по падежам.
с.77 №176
Прочитай отрывок из рассказа одного умельца. Чем испорчен рассказ? Как его исправить? Что обозначает красный восклицательный знак?
(Есть ошибки, нужно исправить.)
Вставь в тексте пропущенные буквы, решая орфографические задачи.
Какими памятками вы будете пользоваться, когда будете выполнять данное задание?
№1, №4 – обращаем внимание на эти памятки, с.145, 152
Спиши текст, изменяя испорченные слова так, как требует смысл. Отмечай (х) слова, по команде которых будешь вносить изменения, а над зависимыми надписывай падеж.
5. Физминутка работа с магнитными массажёрами “Фараон”
6. Работа по учебнику.
Учебник с.78 №177
Ты помнишь кого зовут Алиса и Базилио в сказке А.Толстого «Золотой ключик»?
Задачник с.45,46 №177
Учебник с.78 №1178
Задачник с.46 №178
!!! Учебник с.79 №179 – правило, вопросы после правила
Три склонения имён существительных |
|||||
род |
м.р. |
ж.р. |
м.р. |
ср.р |
ж.р. |
склонение |
|
|
|
|
|
окончание |
|
|
|
Учебник с.79 №180, обратить внимание на памятку на с.149
Задачник с.46 №177
Учебник с.80 №181, вписываем в Задачник №177
7. Закрепление изученного – работа по рядам
Из данного текста девочки выписывают существительные, относящиеся к 1 и 2 склонению. Существительные собственные не берём, существительные множественного числа не трогаем. Берём слова, употреблённые только в начальной форме. (Ряска – 1-е скл.)
Зелёная ряска на поверхности пруда заколебалась, и появилась большая, страшная змеиная голова. Она поплыла к листу, где сидел Буратино.
У него дыбом встала кисточка на колпаке. Он едва не свалился в воду от страха.
Но это была не змея. Это была никому не страшная, пожилая черепаха Тортила с подслеповатыми глазами.
– Ах ты, безмозглый, доверчивый мальчишка с коротенькими мыслями! – сказала Тортила. – Сидеть бы тебе дома да прилежно учитья! Занесло тебя в Страну Дураков!
– Так я же хотел добыть побольше золотых монет для папы Карло... Я очччень хороший и благоразумный мальчик...
??? А как быть со словами, стоящими в косвенной форме? Давайте найдём такие слова.
– Ребята, а чем закончилась встреча Тортилы и Буратино? Какую тайну узнал Буратино? (…)
– А вам к чему нужно стремиться?
8. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
9. Домашнее задание.
Учебник на с.79 – запомнить правило
В тетради в 3 столбика записать слова 1, 2, 3 склонения и выделить окончания.