Урок природоведения по теме "Значение физического труда и физкультуры для укрепления мышц", 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тема: «Значение физического труда и физкультуры для укрепления мышц».

Цели:

  • показать роль физического труда и физкультуры для укрепления мышц;
  • дать некоторые знания по гигиене физкультуры и физического руда.

Оборудование: портреты известных спортсменов, плакат с надписью, грамзапись.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

– Сегодня на уроке мы будем продолжать изучать тему «Организм человека и охрана здоровья».
– Ребята, какие темы мы изучили на предыдущих уроках из этого раздела? (Кожа, гигиена, мышцы и их значение). Хочу проверить, насколько хорошо вы усвоили этот материал. А для этого предлагаю вам разгадать кроссворд.

По вертикали:

1. Когда ты читаешь книгу, ты видишь буквы. Какой орган помогает тебе в этом? (Глаз).
3. Часть скелета, состоящая из отдельных позвонков, внутри которых проходит спинной мозг. (Позвоночник).
4. Что находится у человека под кожей и мышцами? (Кости).

По горизонтали:

2. Часть скелета, которая предохраняет наш мозг от повреждений. (Череп).
4. Она защищает тело от различных повреждений, не пропускает воду, предохраняет человека от холода и от жары. (Кожа).
5. Название какой кости схожа с названием предмета домашнего обихода? (Таз).
6. С помощью чего мышцы прикрепляются к костям? (Сухожилия).
7. Что позволяет нам сохранить красивую фигуру? (Осанка).

Во всех частях тела человека есть мышцы, вместе со скелетом они обеспечивают подвижность человека. Сегодня на уроке мы узнаем, что помогает человеку развивать и укреплять мышцы.

III. Изучение нового материала

1) На доске висит плакат. Обратите внимание на запись на плакате, прочитайте про себя. Как вы понимаете смысл этих слов?

«Тело без движения подобно стоячей воде, которая плесневеет, портится, гниёт». (Это всё надо понимать в переносном смысле: человек толстеет, становится большим, неуклюжим).

– Итак, ребята, человек, который мало двигается, становится «дряхлым стариком».

2) – А теперь представьте себе такой случай. В школе на уроке физкультуры вы много бегали, потом сходили в магазин, а из магазина пошли домой. Дом находится очень далеко. Вы пришли, разделись, сели на диван. Почему после долгой ходьбы нам хочется сесть? (Устали ноги, устали мышцы ног).
– А сейчас проведём небольшую практическую работу. Для этого мне нужен помощник. Вытяните руку в сторону и положите на ладонь груз (тяжёлая книга). Внимательно следите за рукой, что с ней будет происходить? (Рука покачнулась, а затем совсем опустилась).
– Почему вы не можете долго держать руку в таком положении? (Рука устала, мышцы расслабились).
– Мы уже знаем, что разнообразные движения нашего тела происходят путём сокращения и расслабления мышц. Мышцы при этом совершают работу. Если мышцы работают долго и однообразно, они устают. Что для этого нужно делать?
Письменные работы нужно чередовать с отдыхом. Во время перемены в школе лучше не сидеть, а походить. Тогда мышцы лучше отдохнут. А также небольшая прогулка, подвижная игра помогут вам восстановить силы.

3) – Ребята, вы, конечно, наблюдали, что одни и те же физические упражнения школьники выполняют неодинаково: одни бегают быстрее и пробегают большее расстояние за одно и то же время. Как это можно объяснить?
Речь идёт о ребятах более сильных. У них и мышцы более сильные. Такие дети легко и быстро выполняют любую физическую работу, они более выносливы в походах, в спортивных соревнованиях занимают призовые места. Они, как правило, меньше болеют, лучше организуют свой день и больше успевают сделать. Понятно, что каждому школьнику хочется быть таким. И он может стать таким! Развивает и укрепляет мышцы физический труд. Поэтому в школе и дома старательно выполняй любую работу, которую тебе поручат. Особенно полезен физический труд на свежем воздухе. Если вы работаете в саду, на огороде или совершаете другую подобную работу, вы заставляете попеременно сокращаться большое количество мышц, не утомляя их. Люди издавна заметили пользу физического труда для здоровья и сложили по этому поводу немало пословиц и поговорок. Как вы, ребята, понимаете смысл этих пословиц: «Человек от лени болеет, а от труда здоровеет». (Человек, который трудится, он укрепляет свои мышцы и своё здоровье, а кто лежит на кровати и боится высунуть нос на улицу, у того мышцы становятся слабыми, здоровья нет и человек часто болеет). Вторая пословица: «Труд не лечит, а калечит». (В труде человек укрепляет своё здоровье).
Итак, какую пользу для человека приносит физический труд (укрепляет здоровье, мышцы; человек становится сильным и ловким).

4) Развитию мышц особенно способствуют занятия физкультурой и закаливания. Уже более 2-х тысяч лет существует поговорка: «В здоровом теле – здоровый дух!» Люди давно поняли, насколько важно заботиться о своём теле, чтобы оно всегда было здоровым, крепким и сильным. Для этого есть 2 средства: спорт и закаливание. Пользу физкультуры инстинктивно чувствуют даже животные. Подсмотрите, как просыпается утром собака или кошка. Прежде всего, она потянет передние лапы, потом задние, а потом выгнет спину. Животное делает свою утреннюю гимнастику.
Ночью, когда мы спим, наши мышцы расслаблены, сердце, лёгкие, кишечник работают в полсилы. 10-15 минут помогают организму перейти от ночного отдыха к дневной работе. После нескольких упражнений кровь начинает быстрее «бежать» по сосудам, суставы расправляются, мышцы наполняются силой, лёгкие активно вдыхают воздух, сердце бьётся энергичнее. У человека появляется хорошее, бодрое настроение, желание двигаться и работать. Утренняя гимнастика – первый шаг физкультуры.

Давайте разучим комплекс упражнений гимнастики:

  • Ходьба на месте с высоким подниманием бедра.
  • Исходное положение – 1. Руки на пояс. 2. Руки к плечам. 3. Руки вверх, потянуться. 4. Исходное положение.
  • Исходное положение – руки на голову. 1-2. Поворот туловища направо, 3-4. Тоже в другую сторону.
  • Исходное положение – руки к плечам. 1. Полуприсед, руки вперёд. 2. Исходное положение. 3. Полуприсед, руки вверх. 4. Исходное положение.
  • Исходное положение – стойка ноги врозь; руки на поясе. 1. Наклон вправо. 2. Наклон вперёд. 3. Наклон влево. 4. Исходное положение.
  • Прыжки на месте.

– Ребята, я хочу, чтобы вы каждое утро начинали с утренней гимнастики, разучили этот комплекс с младшими братьями и сёстрами.
Второе средство для укрепления мышц является закаливание организма.
Вы, наверное, слышали о людях-моржах. Они купаются и летом, и зимой. Вода «дымится» от мороза, а они плавают между льдинами, пофыркивают от удовольствия, а затем обтираются снегом.
Но не вздумайте и вы последовать их примеру, – обязательно простудитесь и всерьёз заболеете. Закалять свой организм надо постепенно. Прежде всего возьмите за правило: в любую погоду надо проводить на улице не менее 2-3 часов каждый день. При этом – не кутаться!
Некоторые дети, а особенно их родители считают, что лучший способ уберечься от простуды – одеваться как можно теплее. А на самом деле – это верный способ простыть. А чтобы быть здоровым – закаляйся. Солнце, воздух и вода – наши верные друзья! Летом желательно больше ходить босиком, загорать, купаться, заниматься спортом, так как лето – время каникул, и дети, в основном, сидят возле телевизоров или компьютеров. Зимой можно бегать по снегу, только начинать нужно с малого: обливание холодной водой определённой температуры; затем бег по снегу (до 2-3 минут). Процедуры можно продолжить, не ограничивая себя во времени, если чувствуешь себя хорошо.

5) Развитию мышц особенно способствует спорт. При игре в волейбол, баскетбол, катании на лыжах, коньках развиваются разные группы мышц.
Послушайте одну историю про двух мальчиков, которые готовились к соревнованиям и скажите, почему им не удалось выиграть соревнования?

За неделю до конца смены было объявлено, что в последнее воскресенье состоится соревнование по бегу. Кто из ребят окажется самым быстрым? Два приятеля ещё ни разу не участвовали в соревнованиях, и решили подготовиться по-своему. Всю последнюю неделю они съедали по две добавки за обедом и старались больше лежать.
– «Надо копить силы», – рассуждали они, – «а не тратить их попусту». Но результат оказался совсем не таким, которого они ожидали. Оба так растолстели и отяжелели, что совсем сошли с дистанции на половине пути.

– Итак, почему мальчикам не удалось выиграть соревнования? (Они не подготовлены, мышцы слабые). А что нужно делать, чтобы мышцы развивать? (Делать утреннюю гимнастику, работать на свежем воздухе, закаляться, а самое главное – заниматься спортом).
Вот почему спортсмены набираются сил. Они не валяются на кровати, а ежедневно упражняются. Такие упражнения называются тренировкой. Тренируясь, спортсмены всегда стараются поставить перед собой задачу труднее, чем потребуется. Готовясь к бегу на 5 километров, атлет пробегает на каждой тренировке по 10, а то и по 15 километров! И не один спортсмен не станет ограничиваться только тем видом спорта, в котором ему придётся соревноваться. Прыгуны упражняются в быстром беге, лыжники занимаются греблей. Хороших результатов добьётся лишь тот, у кого равномерно развиты все мышцы тела, отлично работают лёгкие и сердце. Послушайте, ребята, историю одного спортсмена.
Рассказ «Молодой старичок» (статья учебника). Давайте его прочитаем. Перед чтением вам задание: подумайте и скажите, почему так назван рассказ.

Чтение рассказа.

– Почему так назвали рассказ? (Зачитайте прямо из текста).
– Можно ли помочь этому мальчику? Каким образом? (Нужно начать трудиться на свежем воздухе, заниматься спортом)
– Какое значение для человека имеет физический труд, физкультура, спорт?
– Какие мышцы развиваются при беге, плавании, игре в мяч? (показ картин)
– Что нужно делать, чтобы развивать свои мышцы?

IV. Вывод

– Итак, ребята! Развивают и укрепляют мышцы, делают человека физически сильным физический труд, физкультура и спорт. Физически сильный человек более вынослив, меньше болеет, больше успевает сделать за одно и то же время, чем слабый. Помните: слабый может стать сильным!

V. Домашнее задание

– Подберите интересные сведения о спортсменах и других людях, у которых особенно развита сила, ловкость, выносливость. Это всё вы можете найти в детских книгах и журнала.