Формирование начал экологической культуры – это становление у детей осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и создающим на ее основе материальные богатства или духовные ценности. И задача взрослого помочь открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его как общий дом. Решить эту задачу можно, если активно приобщать ребенка к миру природы, помочь ему накопить первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений.
Использование проектного метода в системе экологического воспитания дошкольников считаю, наиболее эффективным, так как он позволяет сочетать интересы всех участников:
- Педагог имеет возможность проявить свои творческие способности в соответствии с собственным профессиональным уровнем;
- Родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе экологического воспитания;
- Деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.
Работу по воспитанию экологической культуры строю по трем направлениям:
- естественно-научное направление, цель которого – в передаче знаний об окружающем, о природе, развивая экологическую культуру в единении человека и природы;
- эмоционально-чувственное развитие детей, цель которого – в развитии чувства прекрасного умения восхищаться окружающим миром, видеть красоту и гармонию природы, выражать свое отношение с помощью поэзии, музыки, художественной литературы;
- эколого-валеологическое, цель которого – пробудить в детях чувство единения со всем живым, приобщить детей к здоровому образу жизни, воспитывать привычку заботиться о своем здоровье.
В русле проектной деятельности в экологическом образовании решаю много задач: познавательных, игровых, практических, художественно-эстетических, музыкальных, речевых, театрализованных.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки
Проект – способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
В организации проектной деятельности мы выделяем следующие этапы:
- Целеполагание: педагог помогает детям выбрать и установить посильную для них задачу на определенный отрезок времени.
- Диагностико-аналитическая деятельность по данной проблеме.
- Разработка проекта: планирование деятельности, сбор информации, подбор материалов, оборудования, обучение навыкам новой деятельности.
- Выполнение проекта – реализация практической части проекта.
- Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
В начале работы над любым проектом изучаю саму проблему, тематику проекта, соответствующую дополнительную педагогическую, научно-популярную и нормативно-правовую литературу. Анализирую собственный уровень, уровень родителей готовности к работе с детьми по данной проблеме. Провожу оценку предметно-развивающей среды, как группового помещения, так и дошкольного учреждения в целом.
При составлении плана работы над проектом поддерживаю детскую инициативу. Стараюсь заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживаем его любознательность и устойчивый интерес к проблеме. Создаю игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик. Ввожу детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт. Все предложенные детьми варианты решения проблемы рассматриваю тактично, ведь ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться. В работе над проектом соблюдаю принцип последовательности и регулярности, создаю атмосферу сотворчества с ребенком, используя, индивидуальный подход, К работе над проектом: подхожу творчески; ориентирую детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
В совместную работу над проектом вовлекаю родителей ненавязчиво, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
Ярким примером интеграционного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса нашей группы явились проекты: "Жалобная книга "природы", "Добрая зима", "Новогодняя елка", "осенних примет", "Птицы – наши друзья". Цель проекта "Разведка осенних примет" – узнать, наступила ли осень в природе и в городе. Проект проходил в игровой форме - игра в разведчиков. Проект начался с письма с Заячьей поляны, в котором зайцы просили ребят ответить на вопрос - наступила ли осень и надо ли менять зайцам шубки. Дети решали, как ответить на этот вопрос. Вместе с педагогом составили карту разведки и наметили объекты наблюдения: небо, облака, вода, огород, деревья (рябина, береза), прохожие, птицы. По окончании разведки дети рисовали, делали аппликации, отвечали на письмо зайцев. Проблема была решена, но теперь определилась новая проблема – как доставить письмо в лес.
А в проекте "Жалобная книга "природы" вместе с детьми активно участвовали родители. В группу пришло письмо, где весь лист размазан слезами. Дети решали, кто же прислал письмо, кого же обидели и кто. Вместе с родителями они писали рассказ от имени животного или растения с описанием автора, рисовали. Так появилась у нас "Жалобная книга "природы".
Эта книга подтолкнула детей на новые проекты. Так родился проект "Новогодняя елка". Дети обсуждали, как убедить людей не рубить ели на праздник. В программе проекта проведи конкурс "Новогодний букет", составленный из веток ели, собрали коллекцию "Елочка-елка, зеленая иголка". Дети рисовали плакаты в защиту елок.
Проект "Добрая зима" начался после того, как дети узнали, что не все птицы улетают на юг. Дети решили помочь птицам перезимовать. Вместе с родителями изготавливали кормушки, рисовали плакаты, сочиняли частушки. На ярмарке проходил не только торг, но и зрелищное представление. Костюмы, выставка рисунков "Зимующие птицы", плакаты, звучащие на ярмарке стихи, песни, частушки - все прошло под одним общим призывом: "Пусть будет зима доброй для пернатых".
Главный итог проекта – сколько людей имеют теперь кормушки и могут вывесить их для птиц возле своего дома.
Одной из разновидностей проекта являются природоохранные акции. Уже в традиции нашей группы вошло проведение акций: "День птиц",
"Елочка
– зеленая иголочка", "День воды", "День Земли".
Проектно-исследовательский метод убедил нас, что экологически ориентированная деятельность дошкольников может быть увлекательной, разнообразной, личностно и общественно значимой.
В ходе реализации разработанных проектов у воспитанников повысился уровень интереса и желания заниматься элементарными экологическими проблемами. Дети активны в стремлении заниматься разными и не похожими друг на друга видами деятельности, но направленными на решении одной конкретной задачи. Воспитанники лучше и быстрее воспринимают полученную информацию. У них развиваются познавательная активность, любознательность, самостоятельность, ответственность, творческие способности, коммуникативные навыки. Дети не только приобретают новые знания об общепринятых нормах поведения, но и применяют их на практике.
Проектный метод в деятельности ДОУ на практике показывает преимущество и эффективность.
Каждый проект – это маленький шажок на пути к экологической культуре, капля в то море жизненного опыта, которое формирует личность.