Цели урока:
Дидактическая цель: создать условия для систематизации изученного материала, развития организационных, интеллектуальных, коммуникативных общеучебных умений и навыков; выявить уровень овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.
Цели по содержанию:
- образовательная: систематизация сведений об обособленных определениях и приложениях;
- развивающая: отработка умений правильно ставить знаки препинания при обособлении определений и приложений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными определениями и приложениями и использовать их в речи, графически выделять обособленные определения и приложения;
- воспитательная: воспитание культуры речи учащихся.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений.
Форма урока: урок-путешествие.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.
Методы обучения: словесный, наглядный, частично – поисковый.
Средства обучения: тетрадь, классная доска, маршрутный лист, отрывок текста из художественного произведения, тест.
Технология реализации: технология уровневой дифференциации, технология формирования учебных задач.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент:
Доброе утро, ребята. Я рада вас видеть. Сегодня наш урок будет немного необычным, вы это поймёте чуть позже. Я предлагаю вам вспомнить, какую тему мы изучили? (обособленные определения и приложения). Мне бы хотелось, чтобы вы, оценив на данный момент свои знания, подняли карточки, которые лежат у вас на парте (красная- у кого есть затруднения в усвоении темы, и он хотел бы их сегодня устранить; зелёная – кто уверен в своих знаниях по теме и хотел бы в этом убедиться).
Оформление темы урока в тетради.
2. Целеполагание и мотивация:
Итак, сформулируйте, пожалуйста, цель, которую мы сегодня поставим на уроке. Что мы должны знать и уметь? Какие должны решить проблемные задачи? (знать правила обособления определений и приложений, уметь выделять их графически и использовать в речи, выполнить контрольный тест).
Для чего нам необходимо знать об обособленных определениях и приложениях и уметь употреблять их в речи? (свободно владеть русским языком, совершенствовать культуру речи, с целью подготовки к ЕГЭ).
Я предлагаю нам с вами отправиться в путешествие в страну Языкознания, в город Обособление, в гости к Обособленному Определению и Обособленному Приложению.
3. Актуализация знаний:
Нам необходимо вспомнить, что мы называем обособленными членами предложения? Каково их грамматическое значение? Какие члены предложения могут быть обособленными? Благодарю за ответы.
Чтобы нам не потеряться в стране Языкознания, в стране слов, предложений, знаков препинания, у вас на парте лежит маршрутный лист, следуя которому, мы попадём к Обособленным Определению и Приложению. (Приложение 1).
Итак, я предлагаю обратиться к первому заданию
4. Закрепления знаний и умений:
А) Выполните анализ предложенных предложений, графически выделяя обособленные определения и приложения. Выполнив задание, переходите в пункт Б.
Итак, наша цель: выделить графически обособленные определения и приложения.
- Кусты голубики, усеянные лиловыми ягодами, виднеются на поляне.
- Ночь, вьюжная, морозная, кажется длинной.
- Мы, врачи, обязаны помогать людям.
- Одуванчик, медоносное растение, растёт повсюду.
- Перепачканный краской, малыш выглядел смешно.
- Иванов, мой коллега, был смелым человеком.
- Котёнок, по прозвищу Рыжик, грелся на солнышке.
- Сын Королёва, Михаил, жил в Москве.
- Мы, окрылённые надеждой, шли вперёд.
5. Систематизация и обобщение:
Б) Исходя из записанных примеров, вспомните и сформулируйте правило обособления определений и приложений (при необходимости можете обратиться к таблице предыдущих уроков в тетради)
Наша цель: привести знания в систему.
6. Применение учебного материала в знакомой и новой ситуациях:
В) Примените свои знания, выполнив следующее задание (цель: применяя знания, проверим себя, как усвоили тему). Дополните предложения:
- причастным оборотом: На берегу растут ивы….
- прилагательными с зависимыми определениями: Высоко в небе зажглись звёзды…
- распространённым приложением: Лев Толстой… создал шедевры мировой литературы.
- определением с обстоятельственным оттенком причины или уступки: Изнемогающий от жары…
Взволнованный этой вестью…
Вывод: умеем ли мы правильно употреблять в речи обособленные определения и приложения?
Г) Объединитесь в микрогруппы по 4 человека, прочитайте предложенный текст и подумайте, из какого произведения взят этот отрывок? Найдите обособленные члены предложения и определите их роль в тексте. Для чего вводит их автор? Выполнив задание, переходите в пункт Д. (Приложение 2).
Д) Запишите домашнее задание (на выбор):
- напишите сочинение – миниатюру по теме «Приход весны», используя обособленные определения и приложения;
- найдите в художественном тексте 10 предложений с обособленными определениями и приложениями, выпишите их, выделяя графически.
7. Рефлексия (подведение итогов урока).
Уровень Е маршрутного листа.
Достиг ли урок цели? Что, по – вашему, удалось на уроке и над чем ещё нужно работать? Итак, оцените свой результат усвоения знаний по теме. Что изменилось в ваших знаниях после урока? Поднимите вновь зелёную или красную карточку.
8. Контроль: проверка уровня обученности.
Выполните предложенный тест. (Приложение 3).